Модели и методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – ООО «Гостиница «Волна»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Модели и методы принятия управленческих решений: теоретический аспект………………………………………....................4
1.1 Понятие управленческого решения и его классификация….4
1.2 Модели принятия управленческих решений………………....9
1.3 Методы принятия управленческих решений………………..14
Глава 2. Модели и методы принятия управленческих решений на примере ООО «Гостиница «Волна»………………………………………….…..17
2.1 Общие сведения о гостинице………………………………...17
2.2 Организационная структура управления гостиницей………18
2.3Механизм принятия решений в гостинице «Волна»………...20
Глава 3 . Предложения и рекомендации по совершенствованию технологий разработки эффективных управленческих решений………………….22
3.1 Области принятия управленческих решений и их характеристика…………………………………………………………..22
3.2 Рекомендации по совершенствованию технологий разработки управленческих решений……………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

курсач пешковой.docx

— 44.53 Кб (Скачать)

   Если  же среди существующих структурных  подразделений организации отсутствуют  подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а  решения являются жизненно важными  для выживаемости организации или  для достижения стратегических или  важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных  обеспечить их реализацию.

   Примером  массового создания новых структурных  подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта  производимой предприятием продукции  не могло быть и речи о ведении  эффективной экономической деятельности. Модель решения проблем в организации  – это прежде всего представление  ее механизма управления проблемами. Приведем наиболее общепринятые классификации  моделей процесса принятия управленческих решений.

   Дескриптивные и нормативные  модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

   Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для  формирования его сущностных элементов  и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в  процессе принятия решений и его  моделировании участников процесса принятия решений.

   Индуктивные и дедуктивные  модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения.

   Качество  индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается  упростить описание ситуации принятия решения, а с  другой – насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Здесь путь создания модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

   Проблемно-ориентированные  модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.

   Модели  решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов  с ними, а также возможностей современных  управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические  требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу  таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

   Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей.

   Однако  решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант  решения должен быть обязательно  определен. Одноцелевыми называются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится  организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной, цели. В последнем случае степень  достижения цели определяется с помощью  специально разрабатываемого комплексного критерия.

   Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к  одной комплексной.

   Существуют  методы, позволяющие сопоставлять альтернативные варианты по нескольким критериям и  осуществлять их оптимизацию.

   В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограничений соответствующей экономико-математической модели.

   Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан.

   Иногда  выигрыш на отдельном этапе может  приводить к большим потерям  для организации, если рассматривать  весь период, на котором принимаются  решения.

   Многопериодные  модели предполагают комплексное решение  управленческой проблемы с учетом всего  периода принятия управленческого  решения.

   Однопериодные модели могут использоваться при  разработке многопериодной модели с  целью более адекватного представления  ситуации принятия решения.

   Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных  моделях все факторы, оказывающие  влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения.

   Стохастические  модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное  вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

   Следует отметить, что детерминированные  модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать  элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные  стохастическим моделям.

   Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И  это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все  факторы. Но профессионально разработанная  модель отличается тем, что позволяет  учесть наиболее существенные из них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Методы  принятия управленческих решений

     Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление  логических схем выполнения операций.1

     Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает  наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.2

     Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

     Решения, основанные на суждениях, часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.

_________________________________

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское объединение ЮНИТИ, 1995. с. 34..

2. Голубков Е.П.  Какое принять решение? Москва  «Экономика», 1990. с. 134.

     Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время  и деньги, так как решение принимается  руководителем очень быстро и  без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения  принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании  встречается очень редко. Кроме  того, информация, на основе которой  принимается данное решение, может  быть искажена потребностями людей  и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно  новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования  выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает  ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к  тому, что руководитель упустит новые  альтернативы.

     Экспертные  методы — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами

     Метод аналогий - Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

     Метод Делфи - экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

     Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

     Декомпозиция - представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.                              
         Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах. 
        Экспертные оценки - формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются и сравниваются.
 
 
 
 
 

     Глава 2. Модели и методы принятия управленческих решений на примере  ООО «Гостиница «Волна»

     2.1 Общие сведения  о гостинице

     Общество  с ограниченной ответственностью «Гостиница «Волна» имеет свидетельство  о регистрации юридического лица от 19 февраля 2003 года за основным государственным  регистрационным номером 1035204880358, выданное инспекцией МНС России по Автозаводскому району  г.Нижнего Новгорода [Приложение 1].

     Юридический адрес гостиницы: 603004 Россия г. Нижний Новгород, Проспект Ленина д.98 

     Гостиница «Волна» - единственный в Нижнем Новгороде  отель европейского класса, имеющий  сертификат соответствия категории  №0000199 «четыре звезды»[Приложение 2]. Номерной фонд гостиницы: 198 номеров(одноместные, двухместные номера 1-й категории, люксы «Стандарт»и «Бизнес», сюиты «Дипломатический» и «Президентский»). Также в гостинице есть два ресторана, два бара, оздоровительный центр.

     Главной целью общества является извлечение прибыли и организация размещения постояльцев гостиницы и оказания им соответствующих услуг должным образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Организационная структура управления гостиницей

     Гостиница «Волна» имеет линейно – функциональную структуру управления [ Приложение 3]. Всю полноту власти берет на себя линейный руководитель в разработке конкретных вопросов и подготовке к принятию управленческих решений. Поэтому он должен подойти к этому ответственно и хорошо всё обдумать.

     Управляющий директор является первым лицом гостиницы и имеет все полномочия. Он задает стиль гостиницы. У управляющего директора главная задача: так управлять гостиницей, чтобы полностью удовлетворять все пожелания гостя и тем самым привлечь его повторно посетить гостиницу. Важными задачами Управляющего директора также являются разработка системы поощрений и взысканий для персонала и контроль за ее соблюдением а также осуществлять грамотный механизм принятия решений приносящий гостинице пользу и прибыль. Управляющий директор должен обеспечить нормальные условия труда и отдыха персонала (своевременное обеспечение униформой, организация питания персонала, оборудование раздевалок, комнат отдыха и т.п.).

     Рассмотрим  основные функциональные отделы:

       Служба  приёма и размещения — это командный пункт гостиницы, его нервный центр, место встречи гостя с отелем и прощания с ним. Для гостя front office — это лицо отеля и более того, зачастую все общение гостя с гостиницей ограничивается общением с персоналом за стойкой службы приема. Поэтому умение общаться с самыми разными людьми — важнейшее качество работников этой службы. Работники этой службы должны уметь продавать товар — гостиницу, создать благоприятный имидж гостиницы, быть представителем менеджмента гостиницы, способным решить любую проблему гостя, обеспечить его безопасность и, вообще, быть лучшими друзьями путешественника.

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений