Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить определения понятия международный туризм, его классификации и выявить значение международного туризма для мировой экономики и занятости населения.

Оглавление

Введение----------------------------------------------------------------------------------
Глава 1.Международный туризм:определения и классификации
1.1 Определения международного туризма--------------------------------------
1.2 Классификации международного туризма----------------------------------
Глава 2.Значение международного туризма для мировой экономики и занятости населения
2.1 Значение международного туризма для мировой экономики -------------
2.2 Значение международного туризма для занятости населения----------
Заключение-----------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы-------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая.Международный туризм.docx

— 37.31 Кб (Скачать)

Деловой туризм - перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.

В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально-экономической точек зрения.

Организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте.

Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые ,обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на питание).

В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания.

Индивидуальный и групповой туризм. В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).

Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.

Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важнейших результирующих показателей работы туристского предприятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму возник социальный туризм.  
Концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии.

Массовый и элитарный туризм. Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие "массовый туризм". Понятие "массовый туризм" было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму XIX в., отдельным дорогостоящим видам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местного населения ограничен из-за низкого уровня жизни.

В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристской индустрии. Он способствует утверждению и распространению новых более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения.

Устойчивый и экологический туризм. Понятие "устойчивый туризм" возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества.В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.

Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребительского спроса. Информированность населения о состоянии окружающей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологический туризм.

В основу развития этого сравнительно нового вида туризма положено три главных принципа: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона; туристская поездка совершается с Исследовательскими целями.

Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.

 

Глава 2. Значение международного туризма для мировой экономики и занятости населения.

2.1 Значение международного туризма для мировой экономики

Туризм  и его международная составляющая являются существенным элементом мировой  экономики и играет все более заметную роль в ней . Международный туризм представляет собой сложное, многоцелевое и в ряде случаев разнонаправленное экономическое явление, достаточно полно воплощающее в себе основные присущие глобальной экономике механизмы и последствия. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Сегодня туризм -- крупнейшая отрасль сферы международных услуг. За высокие темпы роста он признан экономическим феноменом ХХ столетия. За 1950-2007 годы численность международных туристов увеличилась в 37 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 428 раз . В 2008 г. число международных туристических прибытий в мире достигло 924 млн. человек, а валютные поступления от международного туризма составили в 2007 г. 856 млрд US$.

Современный туризм играет одну из главных ролей  в мировой экономике. Эта отрасль  развивается быстрыми темпами и  в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Согласно прогнозам  Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии  будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.

Данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. По данным ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долларов (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта . Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долларов.

Доходы от международного туризма позволяют активизировать платежный баланс, создавать резервы иностранной валюты для закупки на мировом рынке новейших импортных средств производства или предметов потребления, что позволяет сократить затраты труда на производство этих товаров внутри страны. Таким образом, увеличение платежеспособности страны за счет иностранных посетителей в определенной мере способствует повышению величины производимого ею валового национального продукта.

Международный туризм, занимая большое место в мировых экономических связях,  является важнейшим стимулом развития торгового обмена между странами, способствующим его расширению и активизации. По своему экономическому содержанию услуги, предоставляемые туристам в виде питания, проживания, транспортного и экскурсионного обслуживания, носят характер товара и, следовательно, могут служить объектом купли-продажи на мировом рынке.

Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения и оплачивая их в валюте, туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.е. увеличивая объем экспорта.

Кроме поступлений от международного туризма, идет доход от транспортных перевозок, страховых и банковских операций, информационных, экспертных и многих других услуг.

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления.

Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Значение международного туризма для занятости населения

Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики.

Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для многих небольших стран, которые существенно зависят от данного сектора экономики. В этих странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года. Малые страны в основном имеют замкнутую экономику, и до развития в них индустрии туризма они зависели от какого-нибудь одного вида экономической деятельности, например сельского хозяйства, или какого-либо одного продукта, например сахара.

В отличие от небольших государств в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. В развивающихся же странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики.

Помимо количественного анализа воздействия туризма на занятость должен проводиться и качественный анализ. Здесь основным показателем является уровень мастерства.

Согласно информации Международного бюро труда примерно 100 млн человек во всем мире заняты в сфере туризма и половина из них работает в гостиничном хозяйстве. Однако эта пропорция различна для разных стран. В развивающихся странах число работников, занятых в гостиничном хозяйстве, очень велико, поскольку труд там очень дешев, гостиницы строятся в отдаленных местностях и требуют большей технической оснащенности. Таким образом, показатель численности людей при обслуживании одного номера в этих странах примерно составляет от 1,6 в Кении до 1,8 на Сейшельских островах. Количество вновь создаваемых рабочих мест в гостиничном хозяйстве в целом хотя и очень велико, но возможность их создания зависит от категории гостиниц, которая, в свою очередь, определяется величиной инвестиций.

Статистика занятости показывает, что доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства составляет больше 50% .В странах Северной Европы в этой сфере в основном заняты иностранцы, например, во Франции и Германии их число составляет около 25%.

По данным ВТО, обслуживание одного иностранного туриста в стране его пребывания генерирует в совокупности около девяти рабочих мест. 
Основные особенности характера труда и структуры занятости в туризме заключаются в следующем:

Информация о работе Международный туризм