Основными конечными получателями являются 
малые и средние предприятия в сфере туризма 
на Северо-Западе России, которые выиграют 
от усиления своих позиций в туристическом 
маркетинге и создания более благоприятных 
условий для осуществления своей деятельности. Другими получателями 
станут туристские информационные центры, 
а также региональные и местные администрации. 
Партнер по проекту – Российский союз 
туриндустрии (РСТ), одновременно является 
и получателем, с точки зрения усиления 
его роли в развитии туризма в Северо-Западном 
регионе России. Еще один получатель - 
Администрация Полномочного Представителя 
Президента Российской Федерации в Северо-Западном 
округе, поскольку результаты проекта 
будут способствовать достижению ее целей 
в регионе в отношении развития туристского 
сектора.
Проектом собрана 
начальная информация о туристских ресурсах 
Северо-Запада и продолжается работа над 
единым Реестром туристских ресурсов 
всего региона. Завершено выполнение оценки турпродуктов 
Северо-Запада (типы, структура, рынки, 
ограничения) и сформулированы рекомендации 
по формированию портфеля турпродуктов 
Северо-Запада и маркетинговой стратегии. При продвижении Северо-Запада как туристской 
дестинации предлагается использовать 
3 темы: культурно-историческое наследие; 
активный, приключенческий и эко-туризм, 
а также загородный отдых36.
Эко-туры (в основном, активные и discovery туры и отдых на природе) активно 
предлагаются в Карелии, Мурманской, Архангельской 
и Ленинградской областях, а также в Республике 
Коми. Псковская область в данном проекте 
при этом не указывается, что говорит об 
необходимости создания собственного 
проекта развития экологического туризма 
в Псковской области.
2.2 Основные проблемы 
экологического туризма в Псковской 
области и пути  их решения
Развитием туризма в Псковской области 
явно озабочены: «…Пребывание туристов 
в области характеризуется краткосрочностью»37. О развитии туризма в Псковской области 
много говорится – настолько много, что 
уже от этого создается впечатление активной 
деятельности и даже приоритетности туристического 
направления в экономической и инвестиционной 
политике областной исполнительной власти.
При этом раздел «Туризм» на официальном 
сайте администрации – в конце списка, 
между «Историко-культурным наследием» 
и «Фотогалереей». В структуре администрации Псковской 
области комитета по туризму нет: есть 
отдел промышленности, туризму и малому 
предпринимательству государственного 
комитета по экономическому развитию 
и имущественным отношениям. В 2006 году 
в конкурсе на создание туристско-рекреационных 
зон Псковская область не участвует... 
Конкурс на создание «бренда» Псковской 
области продлен… 
Не смотря на то, что в 2006 году планировалось 
создать собственную программу развития 
туризма в области, этого до сих пор сделано 
не было.
Предлагаю следующие пункты в программу 
развития экологичекого туризма в Псковской 
области
Цель и задачи Программы:
  - Становление индустрии туризма в качестве 
  доходной отрасли экономики Псковской  области.
 
  - Удовлетворение спроса потребителей 
  на туристско-рекреационные услуги.
 
  - Сохранение и возрождение культурно-исторического 
  и природного наследия Псковской области.
 
  - Развитие инфраструктуры экологического туризма в Псковской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего 
  туризма.
 
  - Создание новых рабочих мест на рынке 
  труда.
 
  - Увеличение наполняемости бюджетов всех 
  уровней за счет налоговых поступлений 
  от предприятий отрасли экологического туризма и смежных с ней отраслей.
 
  - Инвентаризация имущественного комплекса и рекреационных 
  зон области.
 
Основные мероприятия Программы:
систему основных мероприятий Программы 
входят:
  - организация туристской деятельности 
  и управление развитием экологического туризма в Псковской области; 
 
  - рекламно-информационное обеспечение;
 
  - содействие привлечению инвестиций в 
  туристскую индустрию Псковской области; 
 
  - реализация туристских проектов и формирование 
  туристской инфраструктуры;
 
  - реконструкция и строительство объектов 
  размещения;
 
  - восстановление и реставрация памятников 
  культуры и архитектуры в Псковской области;
 
  - развитие межрегиональных и международных 
  связей Псковской области в сфере экологического туризма;
 
  - развитие народных художественных промыслов 
  и ремесел;
 
  - кадровое обеспечение в области экологического туризма.
 
Сроки реализации Программы:
2003-2010 годы
Объем и источники финансирования 
Программы:
  - Источники финансирования Программы – внебюджетные 
  средства, средства федерального, областного 
  бюджета и средства местных бюджетов в 
  согласованных с ними объемах.
 
  - Общий объем финансирования в 2008-2010 гг. составляет 606 046 тыс. руб., в том числе:
 
  - средства федерального бюджета 115 774 тыс. руб.;
 
  - средства областного бюджета 86 859 тыс. руб.;
 
  - средства местных бюджетов 18 323 тыс. руб.;
 
  - внебюджетные средства 385 090 тыс. руб.;
 
Ожидаемые конечные результаты 
от реализации Программы:
  - Полностью будет обеспечен полноценный 
  отдых всех социальных слоев населения;
 
  - сохранность историко-культурного наследия;
 
  - увеличение объема услуг к 2008 году в 3, а к 2010 - в 5 и более раз;
 
  - увеличение количества рабочих мест;
 
  - увеличение наполняемости бюджетов всех 
  уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма 
  и смежных с ней отраслей
 
Рассмотрим блок “Содействие привлечению инвестиций 
в туристскую индустрию Псковской области”, 
в котором  объединены мероприятия, позволяющие 
потенциальным инвесторам оценить привлекательность 
вложения средств в туристскую индустрию 
Псковской области, а также интенсифицировать 
процесс инвестирования.
Процесс формирования механизма привлечения 
инвестиций включает в себя следующие 
основные этапы:
- определение региональной потребности 
в инвестициях туристско-рекреационной отрасли. Данная 
потребность определяется исходя из общих 
затрат, связанных с разработкой и реализацией 
программы развития экологического туризма 
в Псковской области и формируется в виде 
соответствующей региональной инвестиционной 
программы, основу которой, в свою очередь, 
составляют инвестиционные проекты по 
отдельным направлениям развития туристско-рекреационной 
сферы Псковской области;
- определение приоритетных, с точки 
зрения инвестиций, направлений 
развития туристско-рекреационной сферы;
- мобилизацию инвестиционных ресурсов путем привлечения государственных 
(из федерального и областного бюджетов) 
и частных (как отечественных, так и зарубежных) 
инвестиций.
- выделение средств из областного 
бюджета санаторно-курортным учреждениям на компенсацию 2/3 банковской процентной 
ставки по кредитам, привлеченным на инвестиционные 
цели.
В условиях острейшего дефицита капитальных 
вложений роль государственных инвестиций 
в развитии экологического туризма и рекреации 
сводится к следующему:
- инвестирование долгосрочных, социально-значимых 
(связанных с открытием новых рабочих 
мест, особенно в депрессивных районах) 
программ развития экологического туризма 
и рекреации;
- финансирование программ, связанных 
с продвижением туристских возможностей Псковской области;
- финансирование строительства 
объектов транспортной и коммунальной 
инфраструктуры;
- финансирование работ по реставрации 
и охране памятников истории 
и культуры;
- финансирование научных исследований 
и разработок в туристской 
области.
Но данный круг проблем одним государственным 
инвестированием решить не под силу. Отсюда 
важнейшая роль государства - использование 
рычагов стимулирования инвестиционной 
деятельности в туристской сфере.
Помимо привлечения государственных 
(федеральных и областных) бюджетных источников необходимо использовать 
разнообразные внебюджетные фонды, паевые 
инвестиционные фонды, благотворительные 
фонды, заемные средства коммерческих 
банков, международные финансовые источники 
(программы, проекты) и привлечение частных 
инвесторов.
Важным инвестиционным источником могут 
служить федеральные программы, подключение 
к которым позволит значительно ускорить 
и удешевить создание объектов туристско-рекреационной 
отрасли. 
 
 
Вывод
В Северо-Западном районе Российской 
Федерации в развитии туризма (в особенности иностранного) 
доминирует Санкт-Петербург, что является 
стратегический развитие туристкой отрасли 
в целом.  Необходимо организовать более равномерное 
распределение туристского потока по 
регионам Северо-Запада, что бы не только 
иностранцы путешествовали, но и коренные 
петербуржцы. 
Созданный проект развития туристской 
отрасли в данном регионе, никоем образом 
не охватывает Псковскую область.
Раздел «Туризм» на официальном сайте 
администрации Псковской области– в конце 
списка, между «Историко-культурным наследием» 
и «Фотогалереей». В структуре администрации 
Псковской области комитета по туризму 
нет: есть отдел промышленности, туризму 
и малому предпринимательству государственного 
комитета по экономическому развитию 
и имущественным отношениям. В 2006 году 
в конкурсе на создание туристско-рекреационных 
зон Псковская область не участвует... 
Конкурс на создание «бренда» Псковской 
области продлен…  Не смотря на то, что 
в 2006 году планировалось создать собственную 
программу развития туризма в области, 
этого до сих пор сделано не было.
В данной главе автором были предложены 
отдельные пункты для проекта развития 
экологического туризма в Псковской области.
 
 
Заключение
В ходе написания данной работы были 
получены следующие результаты:
  - Разнообразие природных ландшафтов, экосистем и традиционных 
  культур делают Россию привлекательной 
  для экологического туризма. При условии 
  грамотного развития экологический туризм 
  может сыграть не последнюю роль в разрешении 
  современного социально-экологического 
  кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых ООПТ, в первую очередь национальных и природных парков.  Экологический туризм приносит существенный 
  доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся 
  стран, но и для России экономическая эффективность 
  экологического туризма может быть довольно 
  высокой. Развитие экологического туризма в России 
  нуждается в новых импульсах. В настоящее 
  время туристские организации, предлагающие экологические туры, не имеют 
  достаточно четких критериев эффективности 
  экологического туризма. 
 
  - В качестве объекта исследования была 
  выбрана Псковская область. Каждый район области примечателен своим 
  природным своеобразием. Так, в Гдовском 
  районе – это красивая панорама с берега Чудского 
  озера, в Плюсском – слуды на реке Плюсса и усадебные парки, в Пустошкинском районе насчитывается более 300 озер. Экологический туризм приобретает все большую популярность. Большое количество экологически чистых 
  мест создает прекрасную возможность 
  для развития сельского туризма. «Медовый 
  хуторок» в Печорском районе и страусиная 
  ферма в Пушкинских Горах позволят познать 
  псковскую глубинку с ее традициями, бытом и заботами.  Псковский край — знаменитый край минеральных 
  источников. Желающих поправить здоровье 
  ждут здравницы области. Бальнеогрязевой 
  курорт «Хилово» основан на уникальном 
  месторождении лечебных грязей и минеральной 
  воды.
 
  - Однако, не смотря на наличие богатых природных и географических ресурсов, экологический туризм развит не в полной мере. Поэтому во второй главе автором предлагается концепция проекта его развития.
 
 
Список литературы 
  - Апрелков С.Е. Геологическая карта СССР 
  масштаба 1:200000. Серия Западно-Камчатская. Лист N-57-XXV11. ГУГК, 1965.
 
  - Барчуков И.С., Нестеров А.А., Нестерова 
  Е.В. Организационные основы продвижения 
  турпродукта на рынке услуг: Учебно-методическое 
  пособие – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. 
  – С.123
 
  - Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник. – Изд.7. – СПб: «Невский Фонд» 
  - «Издательский дом Герда», 2004. – 448 с.
 
  - Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров 
  А.А., Охраняемые природные территории мира. 
  Национальные парки, заповедники, резерваторы: 
  Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.
 
  - Вампилова Л.Б., Соснина Е.Б. К вопросу 
  создания инфраструктуры охраняемых природных 
  территорий разного ранга с учетом антропогенных помех.// Национальный парк как природно-антропогенная 
  система. С.-Петербург, 1994, с. 21-23.
 
  - Достопримечательности псковской области. Л., 1987. с.54.
 
  - Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: 
  учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 
  2003. – 204 с.
 
  - Закон Российской Федерации об охране 
  окружающей природной среды.// Законодательство 
  и экономика, выпуск 16-17 (38-39), 1992 г.
 
  - Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация 
  деятельности. М.: финансы и статистика, 
  2000. – 251 с.
 
  - Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы 
  по организации зарубежных поездок. М.: 
  Луч, 1996. – 109 с.
 
  - Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 
  2000 года: прогнозы и реальность.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 232 с.
 
  - Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: 
  Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
 
  - Косолапов А.Б. Теория и практика экологического 
  туризма: учеб. Пособие.- М.: КНОРУС, 2005-240 
  с.
 
  - Ресурсы поверхностных вод СССР. Л., Гидрометеоиздат, 1973, т.20, с. 350.
 
  - Синезеленые водоросли СССР. Специальная 
  (систематическая) часть. М.-Л. 1938. Вып.I. 
  С. 579.
 
  - Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм 
  и отдых. – 2000. - №21
 
  - Туристские спортивные маршруты. Перечень 
  классифицированных туристских спортивных 
  маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 
  1989, с.192.
 
  - Уайт Г. География, ресурсы и окружающая 
  среда. Избранные статьи. М.: Прогресс, 
  1990, с.544.
 
  - http://www.pskov.ru/ru/tourism
 
  - http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/50
 
  - http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/113
 
  - http://culture.pskov.ru/ru/nature
 
  - http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/136