Основными конечными получателями являются
малые и средние предприятия в сфере туризма
на Северо-Западе России, которые выиграют
от усиления своих позиций в туристическом
маркетинге и создания более благоприятных
условий для осуществления своей деятельности. Другими получателями
станут туристские информационные центры,
а также региональные и местные администрации.
Партнер по проекту – Российский союз
туриндустрии (РСТ), одновременно является
и получателем, с точки зрения усиления
его роли в развитии туризма в Северо-Западном
регионе России. Еще один получатель -
Администрация Полномочного Представителя
Президента Российской Федерации в Северо-Западном
округе, поскольку результаты проекта
будут способствовать достижению ее целей
в регионе в отношении развития туристского
сектора.
Проектом собрана
начальная информация о туристских ресурсах
Северо-Запада и продолжается работа над
единым Реестром туристских ресурсов
всего региона. Завершено выполнение оценки турпродуктов
Северо-Запада (типы, структура, рынки,
ограничения) и сформулированы рекомендации
по формированию портфеля турпродуктов
Северо-Запада и маркетинговой стратегии. При продвижении Северо-Запада как туристской
дестинации предлагается использовать
3 темы: культурно-историческое наследие;
активный, приключенческий и эко-туризм,
а также загородный отдых36.
Эко-туры (в основном, активные и discovery туры и отдых на природе) активно
предлагаются в Карелии, Мурманской, Архангельской
и Ленинградской областях, а также в Республике
Коми. Псковская область в данном проекте
при этом не указывается, что говорит об
необходимости создания собственного
проекта развития экологического туризма
в Псковской области.
2.2 Основные проблемы
экологического туризма в Псковской
области и пути их решения
Развитием туризма в Псковской области
явно озабочены: «…Пребывание туристов
в области характеризуется краткосрочностью»37. О развитии туризма в Псковской области
много говорится – настолько много, что
уже от этого создается впечатление активной
деятельности и даже приоритетности туристического
направления в экономической и инвестиционной
политике областной исполнительной власти.
При этом раздел «Туризм» на официальном
сайте администрации – в конце списка,
между «Историко-культурным наследием»
и «Фотогалереей». В структуре администрации Псковской
области комитета по туризму нет: есть
отдел промышленности, туризму и малому
предпринимательству государственного
комитета по экономическому развитию
и имущественным отношениям. В 2006 году
в конкурсе на создание туристско-рекреационных
зон Псковская область не участвует...
Конкурс на создание «бренда» Псковской
области продлен…
Не смотря на то, что в 2006 году планировалось
создать собственную программу развития
туризма в области, этого до сих пор сделано
не было.
Предлагаю следующие пункты в программу
развития экологичекого туризма в Псковской
области
Цель и задачи Программы:
- Становление индустрии туризма в качестве
доходной отрасли экономики Псковской области.
- Удовлетворение спроса потребителей
на туристско-рекреационные услуги.
- Сохранение и возрождение культурно-исторического
и природного наследия Псковской области.
- Развитие инфраструктуры экологического туризма в Псковской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего
туризма.
- Создание новых рабочих мест на рынке
труда.
- Увеличение наполняемости бюджетов всех
уровней за счет налоговых поступлений
от предприятий отрасли экологического туризма и смежных с ней отраслей.
- Инвентаризация имущественного комплекса и рекреационных
зон области.
Основные мероприятия Программы:
систему основных мероприятий Программы
входят:
- организация туристской деятельности
и управление развитием экологического туризма в Псковской области;
- рекламно-информационное обеспечение;
- содействие привлечению инвестиций в
туристскую индустрию Псковской области;
- реализация туристских проектов и формирование
туристской инфраструктуры;
- реконструкция и строительство объектов
размещения;
- восстановление и реставрация памятников
культуры и архитектуры в Псковской области;
- развитие межрегиональных и международных
связей Псковской области в сфере экологического туризма;
- развитие народных художественных промыслов
и ремесел;
- кадровое обеспечение в области экологического туризма.
Сроки реализации Программы:
2003-2010 годы
Объем и источники финансирования
Программы:
- Источники финансирования Программы – внебюджетные
средства, средства федерального, областного
бюджета и средства местных бюджетов в
согласованных с ними объемах.
- Общий объем финансирования в 2008-2010 гг. составляет 606 046 тыс. руб., в том числе:
- средства федерального бюджета 115 774 тыс. руб.;
- средства областного бюджета 86 859 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов 18 323 тыс. руб.;
- внебюджетные средства 385 090 тыс. руб.;
Ожидаемые конечные результаты
от реализации Программы:
- Полностью будет обеспечен полноценный
отдых всех социальных слоев населения;
- сохранность историко-культурного наследия;
- увеличение объема услуг к 2008 году в 3, а к 2010 - в 5 и более раз;
- увеличение количества рабочих мест;
- увеличение наполняемости бюджетов всех
уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма
и смежных с ней отраслей
Рассмотрим блок “Содействие привлечению инвестиций
в туристскую индустрию Псковской области”,
в котором объединены мероприятия, позволяющие
потенциальным инвесторам оценить привлекательность
вложения средств в туристскую индустрию
Псковской области, а также интенсифицировать
процесс инвестирования.
Процесс формирования механизма привлечения
инвестиций включает в себя следующие
основные этапы:
- определение региональной потребности
в инвестициях туристско-рекреационной отрасли. Данная
потребность определяется исходя из общих
затрат, связанных с разработкой и реализацией
программы развития экологического туризма
в Псковской области и формируется в виде
соответствующей региональной инвестиционной
программы, основу которой, в свою очередь,
составляют инвестиционные проекты по
отдельным направлениям развития туристско-рекреационной
сферы Псковской области;
- определение приоритетных, с точки
зрения инвестиций, направлений
развития туристско-рекреационной сферы;
- мобилизацию инвестиционных ресурсов путем привлечения государственных
(из федерального и областного бюджетов)
и частных (как отечественных, так и зарубежных)
инвестиций.
- выделение средств из областного
бюджета санаторно-курортным учреждениям на компенсацию 2/3 банковской процентной
ставки по кредитам, привлеченным на инвестиционные
цели.
В условиях острейшего дефицита капитальных
вложений роль государственных инвестиций
в развитии экологического туризма и рекреации
сводится к следующему:
- инвестирование долгосрочных, социально-значимых
(связанных с открытием новых рабочих
мест, особенно в депрессивных районах)
программ развития экологического туризма
и рекреации;
- финансирование программ, связанных
с продвижением туристских возможностей Псковской области;
- финансирование строительства
объектов транспортной и коммунальной
инфраструктуры;
- финансирование работ по реставрации
и охране памятников истории
и культуры;
- финансирование научных исследований
и разработок в туристской
области.
Но данный круг проблем одним государственным
инвестированием решить не под силу. Отсюда
важнейшая роль государства - использование
рычагов стимулирования инвестиционной
деятельности в туристской сфере.
Помимо привлечения государственных
(федеральных и областных) бюджетных источников необходимо использовать
разнообразные внебюджетные фонды, паевые
инвестиционные фонды, благотворительные
фонды, заемные средства коммерческих
банков, международные финансовые источники
(программы, проекты) и привлечение частных
инвесторов.
Важным инвестиционным источником могут
служить федеральные программы, подключение
к которым позволит значительно ускорить
и удешевить создание объектов туристско-рекреационной
отрасли.
Вывод
В Северо-Западном районе Российской
Федерации в развитии туризма (в особенности иностранного)
доминирует Санкт-Петербург, что является
стратегический развитие туристкой отрасли
в целом. Необходимо организовать более равномерное
распределение туристского потока по
регионам Северо-Запада, что бы не только
иностранцы путешествовали, но и коренные
петербуржцы.
Созданный проект развития туристской
отрасли в данном регионе, никоем образом
не охватывает Псковскую область.
Раздел «Туризм» на официальном сайте
администрации Псковской области– в конце
списка, между «Историко-культурным наследием»
и «Фотогалереей». В структуре администрации
Псковской области комитета по туризму
нет: есть отдел промышленности, туризму
и малому предпринимательству государственного
комитета по экономическому развитию
и имущественным отношениям. В 2006 году
в конкурсе на создание туристско-рекреационных
зон Псковская область не участвует...
Конкурс на создание «бренда» Псковской
области продлен… Не смотря на то, что
в 2006 году планировалось создать собственную
программу развития туризма в области,
этого до сих пор сделано не было.
В данной главе автором были предложены
отдельные пункты для проекта развития
экологического туризма в Псковской области.
Заключение
В ходе написания данной работы были
получены следующие результаты:
- Разнообразие природных ландшафтов, экосистем и традиционных
культур делают Россию привлекательной
для экологического туризма. При условии
грамотного развития экологический туризм
может сыграть не последнюю роль в разрешении
современного социально-экологического
кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых ООПТ, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм приносит существенный
доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся
стран, но и для России экономическая эффективность
экологического туризма может быть довольно
высокой. Развитие экологического туризма в России
нуждается в новых импульсах. В настоящее
время туристские организации, предлагающие экологические туры, не имеют
достаточно четких критериев эффективности
экологического туризма.
- В качестве объекта исследования была
выбрана Псковская область. Каждый район области примечателен своим
природным своеобразием. Так, в Гдовском
районе – это красивая панорама с берега Чудского
озера, в Плюсском – слуды на реке Плюсса и усадебные парки, в Пустошкинском районе насчитывается более 300 озер. Экологический туризм приобретает все большую популярность. Большое количество экологически чистых
мест создает прекрасную возможность
для развития сельского туризма. «Медовый
хуторок» в Печорском районе и страусиная
ферма в Пушкинских Горах позволят познать
псковскую глубинку с ее традициями, бытом и заботами. Псковский край — знаменитый край минеральных
источников. Желающих поправить здоровье
ждут здравницы области. Бальнеогрязевой
курорт «Хилово» основан на уникальном
месторождении лечебных грязей и минеральной
воды.
- Однако, не смотря на наличие богатых природных и географических ресурсов, экологический туризм развит не в полной мере. Поэтому во второй главе автором предлагается концепция проекта его развития.
Список литературы
- Апрелков С.Е. Геологическая карта СССР
масштаба 1:200000. Серия Западно-Камчатская. Лист N-57-XXV11. ГУГК, 1965.
- Барчуков И.С., Нестеров А.А., Нестерова
Е.В. Организационные основы продвижения
турпродукта на рынке услуг: Учебно-методическое
пособие – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004.
– С.123
- Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник. – Изд.7. – СПб: «Невский Фонд»
- «Издательский дом Герда», 2004. – 448 с.
- Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров
А.А., Охраняемые природные территории мира.
Национальные парки, заповедники, резерваторы:
Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.
- Вампилова Л.Б., Соснина Е.Б. К вопросу
создания инфраструктуры охраняемых природных
территорий разного ранга с учетом антропогенных помех.// Национальный парк как природно-антропогенная
система. С.-Петербург, 1994, с. 21-23.
- Достопримечательности псковской области. Л., 1987. с.54.
- Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса:
учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,
2003. – 204 с.
- Закон Российской Федерации об охране
окружающей природной среды.// Законодательство
и экономика, выпуск 16-17 (38-39), 1992 г.
- Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация
деятельности. М.: финансы и статистика,
2000. – 251 с.
- Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы
по организации зарубежных поездок. М.:
Луч, 1996. – 109 с.
- Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге
2000 года: прогнозы и реальность.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 232 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.:
Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
- Косолапов А.Б. Теория и практика экологического
туризма: учеб. Пособие.- М.: КНОРУС, 2005-240
с.
- Ресурсы поверхностных вод СССР. Л., Гидрометеоиздат, 1973, т.20, с. 350.
- Синезеленые водоросли СССР. Специальная
(систематическая) часть. М.-Л. 1938. Вып.I.
С. 579.
- Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм
и отдых. – 2000. - №21
- Туристские спортивные маршруты. Перечень
классифицированных туристских спортивных
маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат,
1989, с.192.
- Уайт Г. География, ресурсы и окружающая
среда. Избранные статьи. М.: Прогресс,
1990, с.544.
- http://www.pskov.ru/ru/tourism
- http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/50
- http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/113
- http://culture.pskov.ru/ru/nature
- http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/136