Географические условия как фактор развития экологического туризма в Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать предложения по интенсификации экологического туризма в Псковской области
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить историю современного состояния и перспективы развития экологического туризма,
изучить ресурсы экологического туризма в России,
ознакомится с законодательной базы для обеспечения экологического туризма в ООПТ,
проанализировать природный потенциал в Псковской области,

Файлы: 1 файл

Туризм Псковская область.doc

— 738.00 Кб (Скачать)

Хилово Санаторий Псковская обл., Порховский р-н., Хилово пос.

Холомки Дом отдыха Псковская обл., Порховский р-н, Холомки д. Череха Санаторий Псков, п/о Череха, санаторий "Череха"

На территории Псковской области находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3570 памятников местного значения. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих XII – XIX веков.

Особенностью Пскова, история которого насчитывает полторы тысячи лет, является то, что это город – музей, памятники архитектуры которого сами, фактически, являются экспонатами.

В области сейчас существуют отдельные зоны притяжения туристических потоков вокруг музеев, расположенных, как правило, в микрорегионах с богатым историко-культурным наследием и сохранившимся природным ландшафтом. Кроме исторических музеев в области работает восемь музеев, посвященных знаменитым людям, ставших неотъемлемой частью культурной жизни России32.

Псковская земля является своего рода энциклопедией развития отечественной культуры. Наиболее древние страницы ее представлены памятниками археологии, отражающими этап балтского и славянского расселения в северо-западных областях Восточной Европы и формирования племенного союза славян-кривичей.

Вместе с христианством славяне-кривичи воспринимают и лучшие образцы византийской архитектуры, о чем свидетельствуют древнейшие образцы церковного зодчества, относящиеся к XII в. соборы Спасо-Преображенский Мирожского монастыря и Иоанна Предтечи Ивановского. В дальнейшем, в XIII-XV вв. здесь формируется своя самобытная школа псковского зодчества, представленная такими шедеврами, как церкви Богоявления с Запсковья, Василия на Горке, Николы со Усохи и многие другие.

Древнерусская фресковая живопись псковской школы сохранилась в Мирожском, Снетогорском монастырях и в Успенском храме в Мелетово. Пограничное положение области, постоянная борьба с врагами способствовали развитию оборонного зодчества, что привело к созданию уникального ансамбля Псковского Кремля и Довмонтова города в IX-XIII вв. К началу XVI в. была закончена перестройка в камне укреплений Окольного города. Псков стал крупнейшей крепостью Руси, защищенной 4 поясами каменных стен и 39 боевыми башнями.

Близость к Петербургу и Москве обусловила широкое развитие дворянской усадебной архитектуры. Наиболее крупными представителями этой архитектуры является усадьба графа Строганова в Волышово, насчитывающая около полусотни построек различного типа с огромным парком и конюшнями, усадьба князя Гагарина в Холомках. Многие известные деятели отечественной культуры связали свою судьбу с псковской землей. Бережно сохраняются усадьбы Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше, М.П. Мусоргского в Наумове, С.В. Ковалевской в Полибино и др.

Архитектура средневековья дополняется хорошо сохранившейся застройкой губернского Пскова, что придает еще большее своеобразие памятникам истории и культуры. Список недвижимых памятников ежегодно пополняется выявленными объектами. Планомерно ведется паспортизация объектов наследия. Ежегодно готовится первичная учетная документация на 40-50 памятников. Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" включен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В области поставлено на государственную охрану 4 146 памятников истории и культуры. В настоящее время, в соответствии с требованиями федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" № 73-ФЗ от 25.06. 2002 г., функции государственного органа по охране объектов культурного наследия регионального значения возложены на Государственный комитет Псковской области по культуре.

С 1 июня 2005 года в структуре комитета организован отдел охраны объектов культурного наследия. Финансирование реставрационных работ по объектам культурного наследия Псковщины осуществляется по федеральной целевой программе «Культура России», адресной инвестиционной программе, а также за счет средств областного бюджета.

Представим список всех монастырей Псковской области действующих сегодня или когда-либо существовавших.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ МОНАСТЫРИ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь;

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь;

Свято-Введенский женский монастырь;

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь;

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь;

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь;

Симанский Спасо-Казанский женский монастырь;

Спасо-Елеазаровский женский монастырь;

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.

ЗАКРЫТЫЕ МОНАСТЫРИ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (после 1917 года):

Благовещения Пресвятой Богородицы Никандровская пустынь;

Вознесенский Старый монастырь на Полонище;

Иоанновский (Иоанна Предтечи) на Завеличье монастырь.  

ЗАКРЫТЫЕ МОНАСТЫРИ ПСКОВА (до XVIII века и по штатам XVIII века):

Козмодемьянский с Гремячей горы мужской монастырь;

Никольский Любятовский мужской монастырь;

Пантелеймона Дальнего монастырь;

Петропавловский Сереткин (Сироткин) монастырь;

Покрова Пресвятой Богородицы «в углу» мужской монастырь33.

Монументальная живопись Псковской области Изучение монументальной живописи и иконописи средневекового Пскова, как и других центров Руси, тесно связано с открытием памятников изобразительного искусства. Осознание значимости памятников способствовало развитию реставрации, успехи которой, особенно в середине и второй половине ХХ в., позволили говорить о псковской школе живописи как одной из ведущих местных школ в древнерусском искусстве.

 

 

Вывод

Северо-Западный  регион обладает уникальным туристским и культурным потенциалом. Также является крупнейшим в стране религиозным центром. На его территории расположено более половины всех имеющих мировое религиозное, культурное, историческое и архитектурное значение памятников России, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Особое место здесь занимает Псковская область.

Псковская область является одним из старейших центров мировой и отечественной культуры, где сконцентрированы многочисленные памятники русской архитектуры, религиозно-познавательного значения. Многочисленное количество соборов, храмов, церквей и святых мест, имеющие древнюю историю, с которыми связаны основные исторические события России, представляют огромный пласт культурно-исторического наследия. Именно оно является центром притяжения большого числа паломников и туристов, приезжающих на псковщину с целью поклонения русским святыням и культурно-познавательного обогащения.

Однако, кроме богатейшего культурно-исторического развития, данная область обладает  огромнейшим ресурсом развития экологического туризма. Уникальность ее природы, а также присутствие национальных парков, позволяет ей развивать экологический туризм на своей территории.

 

 

Глава 2. Совершенствование экологического туризма в Псковской области

2.1 Современные проблемы регулирования туристской деятельности в в Северо-Западном регионе

Одна из ключевых проблем создания методологии эффективного регулирования туристской деятельности в Северо-Западном регионе является определение цели, постановка и формирование основных его принципов. Без создания адекватных процессу развития туристской деятельности методологических предпосылок невозможно перейти к созданию конструктивных процедур, методов и моделей оптимального регулирования, формирования рационального механизма регулирования туристской деятельности в регионе.

Основными  целями регулирования и развития туристических зон являются:

  1. повышение эффективности результатов туристской деятельности,
  2. рациональное распределение ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных) по стадиям, проектам, программам, предусматривающим создание сбалансированной антропоэкосистемы с учетом оптимального взаимодействия между курортными территориями, системой агротехнополисов региона, экологическими нормативами, сохраняющими приоритеты природоохранных функций,
  3. сокращение продолжительности цикла создания и применения новых технологий, систем и процессов в области курортно-туристской деятельности.

Учитывая туристский потенциал Северо-Западного территориально-экономического региона РФ, одной из важнейших его отраслей следует признавать туризм, который в перспективе наряду с наукоемкими производствами должен стать «локомотивом» социально-экономического прогресса данного Федерального округа.

Для достижения этой цели необходимо создать организационно-экономические условия для развития туризма на Северо-Западе России. Одним из таких условий должно стать государственное регулирование процессов, связанных с развитием туризма.

Сформированный в Северо-Западном федеральном округе РФ  в составе Администрации Северо-Западного федерального округа отраслевого структурного подразделения — Комитет по туризму выполняет следующие функции34:

  • формирование стратегии развития туризма в регионе путем долгосрочного и среднесрочного планирования и прогнозирования;
  • проведение единой инвестиционной политики по развитию инфрастуктуры туризма;
  • лицензирование всех видов туристской деятельности путем делегирования ему соответствующих полномочий со стороны Министерства экономического развития и торговли Правительства РФ;
  • сертифицирование комплексной туристской услуги и всех видов элементов, ее составляющих, путем создания в составе Комитета регионального государственного сертифицирующего центра;
  • создание системы управления предприятиями отрасли, являющимися целиком или частично федеральной или муниципальной собственностью (путем делегирования полномочий со стороны Комитетов и Агентов по управлению государственным имуществом субъектов Федерации);
  • организация единого образовательного пространства путем создания системы непрерывной подготовки кадров для отрасли и формирование единой политики в этой области знаний;
  • организация государственной системы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков и создание в составе Комитета органа сертификации экскурсоводческой деятельности и работы гидов-переводчиков;
  • формирование единого туристского пространства региона;
  • защита национальных и экономических интересов в области туристской деятельности путем подготовки соответствующих нормативно-законодательных актов и их представления в Федеральное Собрание РФ и Законодательное Собрание субъектов Федерации округа;
  • выполнение функций управляющего и контролирующего органа в Федеральном округе за государственной политикой в области развития туризма, входящих в его состав субъектов Федерации.

Таким образом, основной задачей комитета является разработка Стратегического плана развития въездного туризма в Северо-Западном регионе России, на основании которого будет проводиться единая государственная политика развития туризма на Северо-Западе России.

Был разработан проект «Развитие туризма на Северо-западе России» в сотрудничестве с РСТ СЗФО35 .

Назначением проекта «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» является развитие туристской индустрии Северо-Запада РФ как основной вклад в развитие частного сектора и экономического сотрудничества в Балтийском регионе.

Конкретные цели проекта:

    • Развитие сектора СМП в сфере туризма на Северо-Западе России
    • Улучшение координации и сотрудничества между региональными организациями, которые принимают участие в развитии туризма.

Проект состоит из шести компонентов:

      1. Маркетинг: Подготовка и начало реализации комплексной маркетинговой стратегии для Северо-Западного региона.
      2. Развитие продуктов : Разработка новых туристских продуктов, отвечающих требованиям маркетинговой стратегии.
      3. Интернет-портал: Создание туристского портала Северо-Западного региона России, отвечающего требованиям стратегии, с возможностью бронирования в режиме он-лайн и предоставлением исчерпывающей информации.
      4. Обучение: Реализация программы обучения в целях повышения профессионального уровня служащих региональных и местных администраций, занимающихся вопросами туризма, руководства туристских информационных центров и туристских СМП.
      5. Поддержка СМП: Создание более благоприятных условий для деятельности туристских СМП путем работы с региональными властями по либерализации системы управления и создания полноценной системы поддержки СМП.
      6. Институциональное развитие: Создание на уровне Северо-Западного региона России структур и систем, способных поддерживать результаты проекта в будущем.

Проект осуществляется на всей территории Северо-Западного федерального округа, который включает Санкт-Петербург, Архангельскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую и Вологодскую области, Республики Коми и Карелия и Ненецкий Автономный Округ. Хотя данный регион составляет всего 10% Российской Федерации, тем не менее, он в три раза превышает размеры Франции. Регион простирается от польской границы (от Калининграда до Мурманска), далеко за Северный полярный круг и до Уральских гор в Республике Коми.

Информация о работе Географические условия как фактор развития экологического туризма в Псковской области