Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 05:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бенчмаркинга как маркетингового инструмента обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты бенчмаркинга, его виды, цели и задачи проведения бечмаркинга.
2. Проанализировать зарубежный опыт применения бенчмаркинга.
3. Рассмотреть возможность применения бенчмаркинга на предприятиях гостиничного бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БЕНЧМАРКИНГА КАК МАРКЕТИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………….5
1.1 Понятие и виды бенчмаркинга……………………………………….5
1.2 Этапы развития бенчмаркинга………………………………………7
1.3 Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии……….8
1.4 Основные этапы процесса бенчмаркинга……………………………9
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕНЧМАРКИНГА. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ……………………………………………………………………………18
2.1. Внутренний бенчмаркинг в Hewlett-Packard……………………..18
2.2. Конкурентный бенчмаркинг в Ford……………………………….19
2.3. Функциональный бенчмаркинг в General Motors…………………20
2.4. Общий бенчмаркинг в компании Xerox…………………………..22
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА……………………………24
3.1. Применение практики бенчмаркинга на предприятиях гостиничного бизнеса в Республике Беларусь……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………32
1.
Улучшение собственного
2.
Осознание сравнительного
3.
Приобретение стратегического
4.
Увеличение уровня
1.4.
Основные этапы процесса
Нельзя не уделить внимания таким составляющим бенчмаркинга, как его принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, не стоит забывать и об основных источниках информации, системе контроля в бенчмаркинге.
Факторы успеха, влияющие на процессы бенчмаркинга, классифицируются следующим образом.
«Жесткие» (объективные) факторы – предполагают нахождение четких рамок проекта; подробное и детальное планирование времени; контроль за соблюдением требований системы качества; учет существующих и потенциальных бюджетных ограничений.
«Мягкие»
(субъективные) факторы – благоприятствующий
сотрудничеству климат; бодрый, оптимистичный
настрой коллектива, ориентирование
сотрудников на достижение результата;
осознание важности качества на всех
уровнях организации
Эта
концепция является своеобразным шаблоном,
маленькой «шпаргалкой», в некотором
роде даже алгоритмом для сбора информации,
которая необходима предприятию, чтобы
постоянно изменять производительность
и качество в сторону повышения
и опережать конкурентов. Анализ
превосходства наглядно показывает
проблемные места, недостатки старой структуры
предпринимательства и
Анализ
превосходства рассматривает
1)
определения лучших
2)
анализа работы своей
3)
выявления недостатков в
4) устранения слабых мест;
5)
создания мотивации у
Чтобы какое-либо предприятие стало успешным и сохраняло длительное время свое место в окружении множества достойных противников и при усилении конкурентной борьбы, подразделения фирмы должны сами постоянно находиться в условиях конкуренции, чтобы был стимул для повышения производительности труда. Это позволит обеспечить постоянную выживаемость организации на фоне создания покупательской полезности, которая будет выше затрат на ее производство [10, с.258].
Таким образом, появляется возможность определить, проанализировать и укрепить слабые места на своей фирме. Такой метод определения уровня своего предприятия по сравнению с конкурентами довольно прост и мобилен, поскольку позволяет применять себя практически ко всему: начиная с базовых покупателей (как, например, товарооборот на одного работника) и до удовлетворенности покупателя.
Анализ превосходства, широко применяемый в бенчмаркинге, прежде всего, направлен на повышение оперативной и стратегической производительности организации в целом, а, в конечном счете, приводит к ориентированию культуры предпринимательской деятельности на такие полезные установки, как способность и желание к обучению у персонала, постоянное повышение потенциала и достижений начальства и руководящих кадров, что в принципе и служит толчком для процесса развития.
Анализ
всегда ориентирован на удовлетворение
покупателя. Кроме того, он помогает
найти грань между
Предприятие и его сотрудники самостоятельно осуществляют выбор объектов исследования. Анализ производства чаще всего применяется к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т. д.
Если говорить о стратегических вопросах, то уделять внимание, прежде всего, необходимо факторам, которые особенно сильно влияют на реализацию конкурентных преимуществ. На практике обычно определяют критерии измерения, наиболее полно описывающие эти факторы, далее выявляют компании, имеющие наилучшие результаты в этой сфере. После этого находят те методы, которые ведут к наилучшим результатам.
С аналитической точки зрения выделяют три важнейших типа анализа:
1)
внутренний анализ
2) внешний анализ превосходства обращает внимание на похожие виды деятельности в различных сферах (деятельность конкурентов на различных рынках);
3)
функциональный анализ
Немного вникнув в суть бенчмаркинга, необходимо обратить внимание на основные принципы бенчмаркинга:
1)
взаимность. Бенчмаркинг – деятельность,
которая невозможна без опоры
на взаимные отношения,
2)
аналогия. Оперативные процессы
партнеров должны быть похожи.
Любой процесс может
3)
измерение. Бенчмаркинг в
4) достоверность. Бенчмаркинг обязан проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса. Интуиция – тоже хорошее чувство, но важнее все-таки обоснованность.
Процесс бенчмаркинга принято разделять на шесть фаз.
1.
Выявление объекта анализа
Как
правило, этот инструмент наиболее часто
находит применение при анализе
товаров, контроле показателей объема
продаж, факторах ориентации клиентов
и т. д. Не существует практически
никаких ограничений
2.
Определение партнеров по
Этот
процесс подразумевает
1) беглый обзор (от англ. to skim – «бегло прочитывать, пробежать глазами»). Предполагается поверхностный обзор доступных источников информации, а также компонуются и структурируются уже полученные данные;
2) приведение в порядок (от англ. to trim – «отделывать, шлифовать, приводить в порядок»). Предполагаются поиск и принятие во внимание дальнейшей информации, подробно описываются и анализируются имеющиеся к этому моменту сведения;
3) выбор лучших (от англ. to cream – «снимать сливки»). На этой стадии процесса определяют подходящих партнеров.
В качестве источников информации наиболее часто используются:
1)
отчеты о деятельности и
2)
специализированные журналы,
3)
государственный перечень
4)
личные деловые связи и
5)
специализированные
6) связанные непосредственно с работой и деятельностью фирмы конференции, семинары, ярмарки;
7)
вступления в союзы,
8)
привлечение новых
9) маркетинговые клубы;
10)
участие в наблюдательных
3.
Сбор информации. Эта фаза подразумевает
как сбор дополнительно
Сбор информации обычно еще решает и такие подзадачи, как:
1) определение и объяснение (концепция опросных листов);
2)
анализ данных собственного
3)
отслеживание аналогичных
4)
использование дополнительных
5)
структурирование и
6) многоступенчатая, но не затянутая во времени проверка имеющейся в наличии информации.
4.
Анализ информации. Этот этап
требует в значительной