Анализ туроператорской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

В российской индустрии туризма все большее значение получают теоретические, методологические и методические основы организации бизнеса в условиях рынка. Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия. Поэтому одной из важнейших задач является совершенствование маркетинговой концепции управления туристскими услугами и их продвижение на рынок.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1 Особенности функционирования туроператорских фирм...……………………………………………………………………………5
1.1 Характеристика туристского предприятия………………………………....5
1.2 Цели, задачи и миссия туристского предприятия……………………….…7
1.3 Особенности договорных отношений туроператора и турагента………..12
Глава 2 Исследование деятельности туроператора……………………………………………….....23
2.1 Характеристика деятельности туроператорской компании «Капитал тур»……………………………………………………………………………….23
2.2 Цели и задачи «Капитал тур»………………………………………………27
2.3 Работа «Капитал тур» с туристами…………………………………………28
Глава 3 Проблемы и перспективы развития «Капитал тур» на современном этапе……………………………………………..30
3.1 Проблемы «Капитал тур» на сегодняшний день…………….…………………………………………………………..30
3.2 Перспективы развития «Капитал тур»…………………………………..31
3.3 Адаптация на рынке «Капитал тур» в новом качестве……………....32
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Российская Международная Академия Туризма.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Миссия имеет и философско-этический аспект, своего рода связующий культурный элемент, позволяющий организации функционировать как единое целое. Она отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам однозначно воспринимать события и находить общий язык. Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой и ясной и отражать:

- общий характер потребностей, удовлетворяемых предприятием;

- общую характеристику потребителей;

- характер продукции предприятия;

- основные конкурентные преимущества предприятия. 

1.3 Особенности договорных отношений туроператора и турагента

Законодательство  требует оформлять сделки между  юридическими лицами только в письменной форме - путём заключения между ними договоров. Не являются исключением и сделки между туроператором и турагентом.

К сожалению, многие руководители, как  туроператоров, так и турагентов не уделяют должное внимание юридически правильному оформлению этих отношений. Одни считают, что все вопросы  можно решить по мере их возникновения путём переговоров, другим просто не хочется внимательно читать нудный текст договора. Некоторые турагенты полагают бесполезным анализировать договор с туроператором, поскольку, как им кажется, всё равно не смогут повлиять на его содержание. Это опасные заблуждения. Во-первых, как правило, дружеские отношения заканчиваются как раз там, где начинаются товарно-денежные. Во-вторых, лень - это порок, несовместимый с бизнесом. В-третьих, далеко не все туроператоры остаются глухи к просьбам своих агентов об изменении договора, тем более, если они обоснованы юридически и исходят не от одной, а от нескольких фирм. В четвёртых, в зависимости от договора с туроператором турагент должен строить свои отношения с туристами.

Чем же рискует турагент и туроператор, подмахивая договор «не глядя»? И на что необходимо обратить внимание при его заключении?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что договор совсем не так сложен, каким представляется на первый взгляд. Часть отношений между туроператором  и турагентом определена законодательством и совершенно не зависит от того, что по этому поводу написано в самом договоре, ибо закон имеет приоритет. Такую информацию договора можно смело пропустить, пробежав по ней взглядом лишь «по диагонали». А на чём же заострить внимание? Попробую перечислить основные такие моменты. 

Перед тем, как читать договор, его необходимо где-то найти. Обычно туроператоры размещают  договоры на своих сайтах в свободном  доступе. Реже встречается ситуация, когда турагенту необходимо зарегистрироваться на сайте туроператора, чтобы получить доступ к договору. И совсем редко бывает, что туроператор высылает договор по запросу агента.

Кроме того, многие туроператоры защищают свой договор, размещённый на сайте, от внесения в его текст изменений. При этом обычно доступными для редактирования оставляют те поля договора, которые должен заполнить турагент. Это позволяет туроператору надеяться, что турагент не станет вносить в типовой договор какие-либо несанкционированные изменения. Ведь для этого турагенту понадобится своими руками набрать на компьютере как минимум один лист текста договора. Расчет на лень, как правило, оправдывается.

Первое, что необходимо выяснить, заполучив  договор - имеет ли данный туроператор  право осуществлять такую деятельность. Чтобы получить это право, туроператор должен обладать установленным законом финансовым обеспечением. В качестве него могут выступать:

  • договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • банковская гарантия исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Как же узнать, есть у туроператора финансовое обеспечение или его нет? Для  этого законом предусмотрено ведение единого федерального реестра туроператоров. Занимается этим Ростуризм. На своём сайте он размещает данные реестра по адресу http://reestr.russiatourism.ru/ . В поисковом окне сайта достаточно ввести реестровый номер туроператора, либо его наименование, либо адрес. Можно ввести только часть этих данных (например, если Вам не известен полный адрес или полное наименование), но тогда могут быть найдены несколько организаций, удовлетворяющих условиям поиска.

После того, как нужный туроператор найден в реестре, следует сверить следующие  данные реестра и договора:

-     реестровый номер. Вам необходимо сообщить его туристу при продаже тура. Если номера в договоре с туроператором и на сайте Ростуризма не совпадают, страшного ничего нет, но в договоре с туристом Вам необходимо указать тот номер туроператора, который указан Ростуризмом. В противном случае турист, как потребитель, может сказать, что Вы ввели его в заблуждение. Не помешает также уведомить туроператора о таком несоответствии.

-     ОГРН и ИНН. Каждый из этих номеров однозначно определяет туроператора, как юридическое лицо (или индивидуального предпринимателя). Если любой из этих номеров в договоре отличается от тех, что указаны в реестре, то Вы пытаетесь заключить договор совсем не с тем, кого нашли в реестре. Возможна, конечно, и опечатка. Свяжитесь с туроператором и укажите ему на несоответствие. Это важно и для него, и для Вас.

-     размер финансового обеспечения. В свете последних изменений законодательства, он не может быть меньше 30 млн. руб. для туроператоров выездного туризма, 10 млн. руб. для туроператоров въездного туризма и 500 тыс. руб. для туроператоров внутреннего туризма. В принципе, сам факт нахождения туроператора в реестре должен свидетельствовать о том, что размер его финансового обеспечения соответствует закону. Однако, в период массового изменения туроператорами договоров финобеспечения, связанного с истечением их срока действия или с переменами в законодательстве, как свидетельствует опыт, возможны варианты: Ростуризм может не успеть откорректировать данные реестра.

-     сфера туроператорской деятельности. Это может быть международный въездной туризм, международный выездной туризм и внутренний туризм. Если Вы планируете реализовывать туры оператора в Египет, а сфера его деятельности, подкрепленная финобеспечением - внутренний туризм, то такой туроператор не имеет права формировать интересующие Вас туры.

-     номер, дата и срок действия договора финобеспечения, наименование, место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей его туроператору. Все эти данные Вы должны будете сообщить туристу.  

Второе, на что нужно обратить внимание при  заключении договора между туроператором  и турагентом - вид обязательств по нему. В зависимости от вида сделки с туроператором турагент должен потом выбрать вид сделки с  туристом.

Законодательством предусмотрено только два профессиональных участника рынка туризма: туроператор  и турагент. Другие участники (турист и иной заказчик) не могут считаться  профессиональными. Чтобы стать  туроператором, необходимо, как было сказано выше, иметь соответствующее финобеспечение. Чтобы стать турагентом, необходимо иметь агентскийдоговор с туроператором. Это установлено законодательно.

Виды  сделок которые предлагают туроператоры своим  дилерам:

-     агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделки турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора.

-     договор возмездного оказания услуг. Некоторые до сих пор ошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либо товар, либо имущественное право. В то время как туристский продукт чётко определён законодательством, как комплекс услуг. Но поскольку термин «купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работает на языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Подобные договоры часто предлагают своим дилерам туроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющие возможность навязать

Третьим важным моментом при заключении агентского договора между туроператором и турагентом является размер и условия выплаты агентского вознаграждения. Некоторые ошибочно считают, что агентское вознаграждение может быть выражено только как процент от стоимости реализованного турпродукта. Это не так. Кроме указанного способа можно определить вознаграждение, как фиксированную сумму за один реализованный тур или, например, за месяц. Можно определить его и как разницу между ценой турпродукта, установленной туроператором, и той ценой, за которую его продал туристу турагент (разумеется, если последняя выше первой).

При этом нельзя путать вознаграждение агента с компенсацией его затрат, связанных  с исполнением поручения туроператора. Гражданский кодекс обязывает принципала (которым в данном случае является туроператор) компенсировать расходы агента, связанные с исполнением поручения. Сумма расходов и их связь с данным конкретным поручением должны быть подтверждены агентом документально и указаны в отчёте агента. Эта практика не прижилась в туризме, поскольку турагенту практически невозможно обосновать подобные расходы. С другой стороны, любой туроператор совершенно справедливо не желает ставить свой доход в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности своих турагентов, тем более - брать на себя труд (и соответствующие затраты) по проверке обоснованности их расходов.

Если  турагент реализовал турпродукт по цене, превышающей цену, назначенную туроператором, то возникает дополнительная выгода. Если иное не установлено договором, она должна распределяться поровну  между туроператором и турагентом. Обычно туроператор в договоре предусматривает условие, согласно которому дополнительная выгода остаётся в распоряжении турагента в полном объёме. Однако турагент должен убедиться в этом, найдя соответствующий пункт договора. Более того, ряд туроператоров, назначая минимальное фиксированное вознаграждение за реализацию их туров (например, в сумме 30 руб.), снижают их цену, подразумевая, что основной доход турагент получит не в качестве агентского вознаграждения, а как раз в качестве дополнительной выгоды (цена, установленная туроператором агенту, ниже рыночной цены тура). При таком размере вознаграждения турагенту ещё более важно удостовериться, что вся дополнительная выгода остаётся у него. Кроме того, в этом случае агенту просто жизненно необходимо убедиться, что договор не запрещает ему реализовывать тур по цене, превышающей цену, установленную туроператором (в противном случае работа с этим туроператором не имеет для агента никакого экономического смысла).

Порядок расчетов туроператора и турагента  по вознаграждению и дополнительной выгоде тоже имеет большое значение. Есть несколько вариантов осуществления расчетов:

-     агент перечисляет туроператору сразу всю сумму, полученную за тур от туриста, а после того, как агент пришлёт отчёт об исполнении поручения, туроператор возвращает ему вознаграждение и дополнительную выгоду. Этот вариант гарантирует добросовестность агента в документарных вопросах: отчёт и счёт-фактура на вознаграждение будут присланы и точно в срок. В противном случае турагент просто не получит вознаграждения. Одновременно такой вариант расчетов отвлекает оборотные средства агента: некоторое время (до полутора месяцев) его средства в размере вознаграждения и дополнительной выгоды находятся на счетах туроператора.

-     агент перечисляет туроператору не всю сумму, полученную от туриста за тур, а за вычетом своего вознаграждения и дополнительной выгоды. По опыту, добрая половина агентов при таком варианте расчетов просто забывают прислать отчёт и счёт-фактуру на вознаграждение, что неприемлемо для туроператора: без этих документов ему невозможно принять в состав затрат для целей налогообложения агентское вознаграждение и зачесть «входящий» НДС с него.

Информация о работе Анализ туроператорской деятельности в РФ