Трудовой договор, соглашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:36, реферат

Краткое описание

Соглашение -- правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

2. Соглашения

2.1. Понятие соглашения

Соглашение -- правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Виды  соглашений определяются в зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений. Ими являются: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на уровне субъектов РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно  заключается на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального  партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия  труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться  сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирований социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Необходимо отметить, что практика заключения соглашений в регионах свидетельствует о  более широком и более конкретном их содержании по сравнению с тем, что предусмотрено ТК РФ. Они, как правило, предусматривают не только общие принципы, но и общие условия регулирования социально-трудовых отношений работающих на территории региона, дополнительные гарантии и льготы для них (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ за счет средств этого бюджета).

Содержание  и структура  любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ст. 46 ТК РФ). При этом ТК РФ дает сторонам краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В соглашение могут  включаться взаимные обязательства  сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режим труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

Необходимо обратить внимание на то, что сторонами соглашений выступают полномочные представители  сторон социального партнерства, а  не сами социальные партнеры. Тогда  как сторонами коллективного  договора являются стороны социального партнерства - работники и работодатели.

Соглашения по договоренности сторон могут быть двух- и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя  сторонами -- представителями работников и работодателей отрасли (отраслей). Генеральное, региональное, территориальное соглашения заключаются на трехсторонней основе между представителями работников, работодателей и государственных или муниципальных органов.

Порядок разработки проекта  соглашения и его заключения предусмотрен ТК РФ (ст. 47). Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией.

Соглашения подписывают  представители сторон. Подписание полномочными представителями сторон означает его  заключение.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться, ТК РФ в том же порядке.

ТК РФ устанавливает  правила, имеющие весьма существенное значение не только для практики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и для формирования бюджетов соответствующего уровня:

1) заключение и  изменение соглашений, требующих  бюджетного финансирования, по общему  правилу, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

2) генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения  по отраслям, организации которых  финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

3) региональные и  территориальные соглашения должны заключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Очевидно, что этот порядок следует соблюдать при  заключении региональных и территориальных  отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Срок  и сфера действия соглашений также  определены ТК РФ.

Срок действия соглашения в пределах 3 лет определяют его  стороны. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Действие соглашения распространяется:

на работников и  работодателей, уполномочивших своих  представителей на проведение коллективных переговоров, разработку и заключение соглашений от их имени;

на органы государственной  власти и органы местного самоуправления в пределах взятых на себя обязательств.

Действие соглашения распространяется также на работников и работодателей, присоединившихся к нему после его заключения.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит  от их членства в объединении работодателей, заключившем это соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения, поскольку объединение заключает его от имени своих членов. Однако прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Другой вариант  распространения на работодателя действия соглашения состоит в следующем.

Когда на федеральном  уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду (Минтруд РФ) имеет  право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного  соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  названный федеральный орган  письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей и, естественно, на лиц, работающих у них по трудовому договору, со дня официального опубликования этого предложения.

Таким образом, ТК РФ предусматривает 2 правовых основания  распространения действия соглашения на работодателей (и, следовательно, на лиц, работающих у них по трудовому договору): во-первых, членство в объединении работодателей, заключившем соглашение, и, во-вторых, присоединение к соглашению по инициативе федерального органа исполнительной власти по труду.

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрена возможность  распространения действия региональных соглашений на работодателей по инициативе органа исполнительной власти по труду  соответствующего субъекта РФ с соблюдением  процедуры и сроков, установленных ТК РФ.

На практике существует и третий вариант распространения  действия соглашения на работодателя, не состоящего членом объединения, его  заключившего, - добровольное присоединение  к соглашению по собственной инициативе.

Поскольку соглашения предусматривают условия труда, повышающие уровень, закрепленный законодательством, наиболее широкая сфера их действия отвечает интересам работников.

Интересам работников отвечает также положение ТК РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когда  на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников положения.

2.2. Регистрация коллективного договора, соглашения

Регистрация коллективного  договора, соглашения ТК РФ (ст. 49) предусматривает  процедуру уведомительной регистрации  коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих  органах исполнительной власти по труду. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на представителя работодателя (работодателей).

С уведомительной регистрацией, однако, не связывается вступление коллективного договора в юридическую  силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении  регистрации коллективного договора ^оглашения) соответствующий орган  по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного  договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. Их недействительность и неправомерность применения вытекает из самого факта противоречия таких норм коллективного договора, соглашения нормам трудового законодательства. Они незаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их противодействия трудовому законодательству регистрирующим органом.

2.3. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует, контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм. Он осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов  социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

Принципы социального  партнерства проявляются при  осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В частности, первичным  профсоюзным организациям, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений См п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ 1996 № 3 Ст. 148. Такой контроль имеет общественный характер.

Государственный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений поручен соответствующим  органам по труду.

На практике зачастую проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в  которых участвуют представители сторон, их заключивших, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры. Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие с законодательством либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему норм недействительными и недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений в установленном порядке. Эффективный контроль невозможен без полной информации о ходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФ предусматривает обязанность представителей сторон предоставлять друг другу необходимую информацию. Такая информация должна быть предоставлена при осуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, при проведении совместных проверок органами, контролирующими выполнение коллективных договоров, соглашений.

Статья 55. Ответственность  за нарушение или  невыполнение коллективного договора, соглашения
 
  Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении  или невыполнении обязательств, предусмотренных  коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и  порядке, которые установлены федеральным законом. 

  Комментарий к статье 55 
 
§ 1. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях. 
 
Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. 
 
Следует иметь в виду, что КоАП РФ (ст. 5.31), введенный в действие с 1 июля 2002 г., административной ответственности лиц, представляющих работников, не предусматривает. 
 
§ 2. Статьи 25 - 28 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", устанавливавшие административную ответственность за отдельные виды нарушений соответствующего законодательства, признаны утратившими силу (см. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ). 
 
§ 3. На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (см. ст. 192, 193), если в их трудовые обязанности входит выполнение соответствующих обязательств. 
 
§ 4. Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом). Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.

 
 

Информация о работе Трудовой договор, соглашения