Теоретическое обоснование изучения понятия шум и его уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Люди систематически подвергаются вредному воздействию шума.
Цель – практически доказать вредное влияние акустического шума на организм человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение понятия шум;
2) Изучить как положительное, так и отрицательное влияние шума на организм человека;
3) Провести анкетный опрос учащихся 11 класса МБОУ школы № 6 г. Прокопьевска на вопрос выявления отрицательного воздействия шума на организм человека, сделать анализ полученных результатов;

Файлы: 1 файл

исследовательчская работа.docx

— 432.90 Кб (Скачать)

     Для защиты людей от вредного влияния  городского шума необходима регламентация  его интенсивности, спектрального  состава, времени действия и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают  такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени  не вызывает изменений во всем комплексе  физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма

     Первоначально наблюдаемые явления адаптации  сопровождаются понижением слуховой чувствительности. Различают следующие формы специфического воздействия шума: шумовая травма, утомление слуха и профессиональная тугоухость.

     Утомление слуха объясняется перераздражением нервных клеток и выражается ослаблением  слуховой чувствительности к концу  рабочего дня. При каждодневном повторении это может служить постепенным  развитием его полной потери.

     Растущий  организм более чувствителен к влиянию  шума, чем взрослый. Постоянная травматизация  слухового нерва в состоянии  вызвать ослабление внутреннего  активного торможения, обусловить возбуждение  коры и подкорковых центров, способствовать нарушению динамики нервных процессов  и развитию неврозов. При том, что  изменения в центральной нервной  системе возникают раньше, чем  первые нарушения в самом слуховом анализаторе. Шум влияет на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи и центральную нервную систему.

     Шумовой фактор оказывает и другие воздействия:

  1. Шумовая травма: утомление слуха и профессиональная тугоухость;
  2. Повреждение органов кровообращения: повышение артериального давления, боли в области сердца, аритмия, атеросклероз;
  3. Угнетение секреции желудка, понижение кислотности;
  4. Изменения со стороны эндокринного аппарата;
  5. Изменение со стороны органов зрения;
  6. Ослабление иммунобиологических сил организма;
  7. Рост общей заболеваемости.
 
 

     2 Проведение и результаты анкетирования среди учащихся 11 класса МБОУ школы № 6 г. Прокопьевска. Вывод 

     Анкетирование проводилось среди людей возраста 16–18 лет. Количество, принявших участие в анкетировании, составляет 30 человек, из них – 5 мальчиков и 25 – девочек. 

     Результаты  анкетирования № 1на выявление воздействия шума:

     На  вопрос о том, как вы думаете, шум  полезен или вреден 25 человек  (83%) ответили, что вреден, остальные 5(17%) ответили, что не знают. На вопрос, мешает ли сосредоточиться шум на уроках, все респонденты ответили, что мешает. Также, 100% опрашиваемых ответили, что шум в школе их раздражает. 78% респондентов сказали, что чувствуют себя уставшими после занятий в школе, из них 5(16%) мальчиков, 18 (84%) девочек. На вопрос является ли шум причиной вашей усталости, 80% ответили, что да, является,15% - нет, и 5% - не знаю. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что шум в школе отрицательно влияет на организм учащихся. 

       
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Результаты  анкетирования № 2 «Мешает ли Вам шум?» в общем процентном соотношении:

 
Вопрос
Ответы
 
Да(%)
 
Нет(%)
1. Мешает ли вам шум во время  перемены в школе? 67 33
2. Мешает ли вам шум во время  занятий в спортивном зале  в школе или на секции? 35 65
3. Мешает ли вам шум на улице  в ночное время, когда вы  находитесь дома?  71 29
4. Раздражает ли вас громкая  музыка? 11 89
5. Любите ли вы слушать музыку  в наушниках с сильным басом? 55 45
6. Замечаете ли вы, что после  того, как вы долго слушаете  громкую музыку, что у вас начинает  болеть голова, что вы становитесь  нервным, раздражительным? 46 54
7. Возникает ли у вас чувство  усталости после того, как вы  долго находились в шумных местах (дискотека и т.д.)? 53 47

 

 
 
 
 

 
 

 

     Вывод: по данным первого анкетирования выявлено, что большинство учащихся 11класса МБОУ школы № 6 г. Прокопьевска знают, о вредном влиянии шума на организм человека, лишь небольшая часть школьников об этом не знает. Также данные анкетирования позволяют говорить о том, что у большинства опрошенных после шума наблюдается усталость, невнимательность, рассеянность. Шум мешает отдыхать на переменах и сосредоточенно работать в классе, с этим согласны 100% опрошенных.

     Однако  по данным второго анкетирования, выявлено, что, несмотря на то, что ученикам известно о неблагоприятном воздействии  шума на организм человека, им нравится слушать громкую музыку с сильным  басом. На уроках физкультуры, где особенно шумно, респонденты указали, что им не мешает шум. А это значит, мы привыкли к шумным условиям жизни. Также 46% респондентов отметили, они часто замечают, что после долгого прослушивания громкой музыки начинает болеть голова, но продолжают ее слушать дальше. Большинство (53%) опрошенных указали, что при долгом нахождении в шумных местах, они чувствуют усталость. Таким образом, анкетирование доказывает неблагоприятное влияние шума на организм человека, высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние.

 

     Заключение 

     В ходе теоретического изучения шума и его влияния на организм человека, нами были определены основные понятия: что такое шум (звук), определены уровни шума, физическая характеристика, виды шума. Кроме этого нами было изучено постоянное воздействие шума на организм человека и те последствия, к которым приводит постоянное воздействие интенсивных звуковых раздражений.

       Итак, шум - совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени. Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающих восприятию полезных сигналов.

       Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звуков давления - децибелах (Дб). Уровень  шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150  становится для него непереносимым.

     Шумы  вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы; снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

     Шум коварен, его вредное воздействие  на организм совершается незримо, незаметно, крушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Он может привести к:

     1) Шумовая травма: утомление слуха и профессиональная тугоухость;

     2) Повреждение органов кровообращения: повышение артериального давления, боли в области сердца, аритмия, атеросклероз;

     3) Угнетение секреции желудка, понижение кислотности;

     4) Изменения со стороны эндокринного аппарата;

     5) Изменение со стороны органов зрения;

     6) Ослабление иммунобиологических сил организма;

     7)Рост общей заболеваемости.

     Для подтверждения теоретического материала, было проведено анкетирование среди учащихся 11 класса МБОУ школы № 6 г. Прокопьевска. Большинство из них знают, о вредном влиянии шума на организм человека. Также данные анкетирования свидетельствуют о том, что у большинства опрошенных после шума наблюдается усталость, невнимательность, рассеянность. Шум мешает отдыхать на переменах и сосредоточенно работать в классе, с этим согласны 100% опрошенных. Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние у человека. 

     Таким образом, мы практически  доказали то, что шум вредно влияет на организм человека. Человек сам создает шум. А значит нами также подтверждена гипотеза. Каждый человек,  планомерно и целесообразно использующий свои жизненные ресурсы может положительно влиять на всестороннюю развитую личность.

     В результате нами были разработаны рекомендации по снижению вредного воздействия шума на организм человека:

     - это включать телевизор, радио,  музыкальный центр, компьютер  и др. только тогда, когда нам  это действительно нужно, а  не все вместе. Ведь нам только  кажется, что когда играет музыка, работает телевизор, компьютер  никакого вреда от этого нет,  наоборот шумно, весело, не скучно  и мы настолько привыкаем ко  всему этому, что порой не  можем уснуть от тишины.

     - уделять внимание защите сна  от всякого рода раздражителей.  Многие любят засыпать под  громкую музыку, считая это нормой, а ведь шум мешает нормальному  отдыху и восстановлению сил,  нарушает сон. Систематические  недосыпания ведут к тяжелым  нервным расстройствам.

     - сокращать время контакта с  шумом;

     - нахождение после шумного помещения  некоторое время в тихом месте с целью восстановления функции слуха;

     - чаще бывать на природе, т.к. тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку, и благоприятно сказываются на его здоровье;

     - довести до сведения учеников, учителей, родителей результаты исследований.

     - школьной команде здоровья разработать и провести занятия и тренинги с целью разъяснения влияния шума на растущий организм.

     -  каждому члену школьного коллектива напоминать о том, что разговор на переменах и уроках вполголоса поможет сохранить здоровье.

       - заменить электрический звонок с неприятным звуком на более мелодичный и приятный для слуха человека.

     - распространить информацию о звуках, благоприятно влияющих на организм человека (музыкотерапия, звукотерапия) 

 

     Список используемой литературы 

     
  1. Акинфеев, Б.В. Безопасный дом [Текст] : Учебник для вузов/ Б.В. Акинфеев. –М.: Беларусь, 2007. – 255с.: ил.
  2. Каспаров, А.А. Гигиена труда и промышленная санитария [Текст] : Учебник для вузов/ А.А. Каспаров. -М.: Москва, 1977. – 384с.: ил.
  3. Марзеев, А.Н. Коммунальная гигиена [Текст] : Учебник для вузов/ А.Н. Марзеев. -М.: Москва, 2005. – 576 с.
  4. Покровский, В.А. Гигиена [Текст] : Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога/ В.А. Покровский. -М.: Проспект, 1979. – 496 с.
  5. Румянцев, Г.И. Общая гигиена [Текст] : Учебник для вузов/Г.И. Румянцев. -М.: Медицина, 1985. -  432с.
  6. Карпова, Б.Д. Справочник по гигиене труда [Текст] : Учебник для вузов/ Б.Д Карпова, В.Е. Ковшило. – М.: Медицина, 1976. – 536 с.
  7. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]/  Центр информационных технологий РГБ; ред. Т. М. Бугрова, web-мастер Ткаченко А.В. – Электрон. дан. – М.: Рос.гос. б-ка, 2005. – Режим доступа: http acoustic.ua.

 

     Вашему  вниманию представлена анонимная анкета на тему «Воздействие шума» Анкета состоит из 8 вопросов, в каждом из которых 3 варианта ответа. Вопрос подразумевает  один вариант ответа. Заранее благодарим за участие в анкетировании.

Информация о работе Теоретическое обоснование изучения понятия шум и его уровней