Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:41, курсовая работа
Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»[5] завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.
«Возвышенная»,
т. е. прежде всего более высокая
по своему уровню система пенсионного
обеспечения для указанных
Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов.
1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе пенсионного обеспечения:
1) базовая часть
формируется за счёт 14% от фонда
оплаты труда. Эта сумма
2) страховая
часть пенсии (11-14% от фонда оплаты
труда) поступает сразу в
3) накопительная
часть пенсии (2-6% от фонда оплаты
труда) поступает на
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая
система позволяет осуществлять
переход от распределительной системы
пенсионного обеспечения к
На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них были получены в виде дохода от временного размещения средств в государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает сокращение реального размера пенсионных накоплений.
Современный период
пенсионной реформы является одним
из основных в переходе от распределительной
системы пенсионного
1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный
совет по инвестированию
3) проведены
конкурсы по выбору
4) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими компаниями на управление накопительной частью пенсии;
5) проведена
рассылка писем гражданам о
размере накопленных за 2002 г. средств
на их индивидуальном счёте
и бланков заявлений для
6) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и Пенсионным фондом РФ.
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические
проблемы в Пенсионном фонде
с рассылкой писем гражданам
привели к срыву сроков
2) отсутствие
информационной кампании о
3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными накоплениями;
4) отсутствие
механизма раскрытия
5) отсутствие
закона о методике расчёта
размера пенсии в зависимости
от суммы накопленных средств
на индивидуальном счёте
6) юридическая
неопределённость статуса
7) недостаточно
жёсткие требования к частным
управляющим компаниям
Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.
Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.[6]
В связи со сдерживанием
повышения минимальных размеров пенсий,
ограничением их размеров предельной
суммой, сопоставимой с заниженным минимумом,
неполной индексацией пенсионных сумм
и заменой её компенсационными выплатами
общая пенсионная система превращена
в уравнительную систему; дифференциация
в зависимости от длительности трудовой
деятельности и уровня оплаты труда (т.
е. трудового вклада), заложенная в Законе
1990 г., практически ликвидирована. Сейчас
в России установлены нищенские пенсии
для большинства граждан, крайне незначительно
различающиеся в зависимости от того,
как долго, на какой работе и с какой оплатой
трудился человек[7].
ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства
Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение относится к предметам совместного ведения России и её субъектов.
Устанавливаются
следующие виды пенсий: по старости,
или по возрасту, пенсия за
выслугу лет, пенсия по
Базовым укладом
является нестраховое
В дополнение
к базовому уровню
За последние
десять лет в России получило
развитие дополнительное
Информация о работе Тенденции развития пенсионной системы в России