СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей……….5
1.2. Меры социальной поддержки пожилых граждан…………………………………9
2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ………….14
2.1. Изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования……………………………………14
2.2. Выбор застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения………...16
2.3. Переход от ежегодного выбора страховщика или инвестиционного портфеля управляющей компании к выбору один раз в пять лет………………………………18
2.4. Преобразование негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества………………………………………………………………………………...20
2.5. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение……………………….21
3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2015 ГОДУ…………………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 451.35 Кб (Скачать)

 

2.5. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

 

С 1 января 2014 года вступили в силу нормы Федерального закона от 28.12.2013г.№ 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вносящие изменения в федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части установления дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей, у которых по итогам проведения специальной оценки условий труда будут выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ предусмотрена возможность создания работодателемсистемы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на основании досрочного пенсионного договора, заключаемого вкладчиком – работодателем с фондом в пользу работников, занятых на работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Негосударственная пенсия в рамках такой системы платится с момента достижения работником досрочного пенсионного возраста и до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

Создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (равно как и формирование новых прав на досрочную трудовую пенсию по старости) возможно только в отношении работников, чьи рабочие места по итогам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными или опасными, и чьи должности (профессии) включены в списки № 1, 2 и иные списки.

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ содержит бланкетную норму, предполагающую принятие отдельного федерального закона, устанавливающего систему софинансирования средств работников, уплачиваемых в рамках досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

В принятой редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения не освобождает работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в пользу работников, занятых в особых условиях труда, а негосударственная пенсия, выплачиваемая в рамках этой системы, не заменяет досрочную трудовую пенсию по старости, а дополняет ее.

Однако, в целом необходимо отметить позитивный характер принятия указанных норм о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении.

В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации начинается процесс обсуждения внесения изменений в положения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении до момента их вступления в силу.

В частности, рассматриваются дополнительные источники финансирования досрочных негосударственных пенсий, например, возможные параметры упомянутой выше системы софинансирования в рамках досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также экономия средств работодателей в случае введения налогового вычета для работодателей по уплате налога на прибыль в сумме, превышающей сумму уплаченных пенсионных взносов.

Так, в настоящее время согласно Налоговому кодексу Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении (с учетом определенных ограничений). Эти взносы не включаются в базу для начисления страховых взносов в пользу работников. Так как досрочное негосударственное пенсионное обеспечение является подвидом негосударственного пенсионного обеспечения, то данные нормы будут распространяться и на взносы для финансирование досрочных негосударственных пенсий.

В случае увеличения размера льготы по налогу на прибыль, а именно, введения повышающего коэффициента, экономия работодателя может быть направлена на финансирование досрочных негосударственных пенсий своих работников.  В частности, при введении коэффициента 2 экономия средств работодателя составит 20% от суммы уплаченных пенсионных взносов. Соответственно, таким же будет увеличение размеров назначаемых досрочных негосударственных пенсий.

Нормы Федерального закона от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ в части, касающейся создания и функционирования систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, вступают в силу с 1 января 2017 года.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что федеральные законы, принятые в декабре 2013 года, вносят существенные изменения в законодательное регулирование правоотношений, складывающихся в рамках пенсионной системы Российской Федерации, и касаются самых разнообразных аспектов функционирования последней. В развитие принятых федеральных законов в 2014 году будет вестись разработка значительного количества подзаконных нормативных правовых актов.

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  В 2015 ГОДУ

 

28 декабря 2013 года Президентом  Российской Федерации был подписан  комплекс законов, определяющих  новую структуру пенсионной системы  страны:

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной  пенсии»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании  прав застрахованных лиц в  системе обязательного пенсионного  страхования Российской Федерации  при формировании и инвестировании  средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении  выплат за счет средств пенсионных  накоплений»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах» и отдельные  законодательные акты Российской  Федерации».

Ранее, 4 декабря 2013 года, был подписан Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».

Среди законодательных новаций следует выделить:

- изменение наименования  пенсии и ее структуры;

- введение новой формулы  для расчета пенсии;

- введение системы гарантирования  пенсионных накоплений;

- ликвидация обязательности  накопительной компоненты пенсии;

- акционирование негосударственных  пенсионных фондов (НПФ);

- замораживание в Пенсионном  фонде Российской Федерации (ПФР) перечисления средств пенсионных  накоплений застрахованных лиц, выбравших НПФ, до вступления  фондов в систему гарантирования  средств пенсионных накоплений.

Рассмотрим каждое из вышеперечисленных изменений.

С 1 января 2015 года нынешние трудовые пенсии со страховой и накопительной частями разделяются на страховые и накопительные пенсии.

Застрахованному лицу предоставляется право выбора: продолжать формировать накопительную пенсию или передать все средства, которые ранее направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, на формирование страховой пенсии.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» установлено, что для «молчунов» - граждан, чьи накопления находятся в ПФР, которые ни разу не воспользовались правом выбора способа формирования накопительной части пенсии и не сделают такой выбор до 1 января 2015 года, - тариф составит ноль процентов. Таким образом, эта категория граждан, по сути, отказывается от финансирования накопительной части трудовой пенсии и все шесть процентов отчислений будут направлены в страховую часть пенсии.

Граждане 1967 года рождения и моложе, которые до конца 2015 года определились (определятся) с формированием накопительной части трудовой пенсии и перевели (переведут) свои пенсионные накопления в НПФ или частную управляющую компанию, либо выбрали (выберут) один из возможных инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (расширенный или портфель государственных ценных бумаг) - сохранят прежний порядок формирования накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – накопительной пенсии), а тариф на накопительную пенсию для них останется прежним – шесть процентов.

Для граждан, начинающих трудовую деятельность и впервые вступающих в систему обязательного пенсионного страхования с 2014 года, на выбор варианта пенсионного обеспечения отводится пять лет. До тех пор, пока не будет сделан выбор, тариф в накопительную часть будет составлять ноль процентов.

В соответствии с новой пенсионной формулой возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет.

Назначение страховой пенсии предусмотрено:

- при наличии не менее 15 лет страхового стажа;

- при величине индивидуального  пенсионного коэффициента не  менее 30.

Следует отметить, что увеличение минимального стажа будет постепенным – в 2015 году начнется 10-летний переходный период. Каждый год минимальный стаж (в настоящее время 5 лет) будет увеличиваться на год, т.е. в 2015 году он составит 6 лет, в 2016 году – 7 и т.д. (приложение 4).

Одним из решений проблем современной пенсионной системы может быть стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию. Обсуждаемая в настоящее время пенсионная формула преследует именно эту цель. В ней удалось предложить такой стимулирующий алгоритм: чем дольше после наступления пенсионного возраста работник будет оставаться на рынке труда без оформления пенсии, тем выше будет размер его будущей пенсии: на пять лет дольше — в 1,45 раза, на 10 лет — более чем вдвое. Насколько это окажется действенным, покажет время. Проведенное нами социологическое обследование показало, что такая схема может заинтересовать 20% нынешних работников. А это довольно серьезная величина. Для того чтобы какая-то реформа стала успешной, достаточно 10-15% новаторов, после чего она начинает распространяться на другие социальные группы.

При разработке новой пенсионной формулы с учетом имеющихся социальных, политических и других ограничений ее авторы исходили из предпосылки, что не должно предусматриваться расширение источников финансирования, которые являются внешними по отношению к пенсионной системе (привлечение в пенсионную систему доходов от приватизации, увеличение тарифов страховых взносов и т. п.). Система должна быть самодостаточной и сбалансированной или по крайней мере стремиться к этому, а не расширять свой дефицит и не претендовать на растущую поддержку из федерального бюджета, как это происходит сегодня, или же рассчитывать на новые источники. Это предопределило характер новой формулы — переход от абсолютного значения пенсии в рублях к относительному значению в баллах, т. е. пенсионные права работника — это некая доля, которую зарабатывает работник в течение своей трудовой жизни, в общей сумме пенсионных активов. Такая формула априори обладает более высоким балансирующим потенциалом, чем формирование абсолютных пенсионных обязательств без связи с реальными доходами пенсионной системы [6].

Страховая пенсия будет состоять из фиксированной выплаты к страховой пенсии и собственно страховой пенсии, размер которой определяется по формуле (приложение 3):

СПст = ИПК * СПК;

где:

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент,

СПК – стоимость единицы пенсионного коэффициента ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и так называемого нормативного размера, исчисляемого по максимальной годовой базе, облагаемой взносами.

Стоимость единицы пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Пенсионеров, уже получающих трудовые пенсии, переведут на новый порядок расчета пенсии с 1 января 2015 года. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них меньше получаемой ранее.

Порядок установления и выплаты накопительной пенсии в целом соответствует прежним условиям. Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии у них пенсионных накоплений. Размер пенсии определяется исходя из суммы накоплений и величины расчетного ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который до 2016 года составляет 228 месяцев (19 лет), а после указанной даты будет определяться федеральным законом на основании статистических данных о показателе средней продолжительности жизни получателей пенсии.

Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений при назначении и выплате накопительной пенсии определяются Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Федеральный закон «О накопительной пенсии» вступает в силу с 1 января 2015 года.

Участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц согласно Федеральному закону «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» являются:

1) застрахованные лица;

2) страховщики (ПФР, НПФ);

3) Государственная корпорация  «Агентство по страхованию вкладов»;

4) Центральный банк Российской  Федерации (Банк России).

Информация о работе СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА