СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей……….5
1.2. Меры социальной поддержки пожилых граждан…………………………………9
2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ………….14
2.1. Изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования……………………………………14
2.2. Выбор застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения………...16
2.3. Переход от ежегодного выбора страховщика или инвестиционного портфеля управляющей компании к выбору один раз в пять лет………………………………18
2.4. Преобразование негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества………………………………………………………………………………...20
2.5. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение……………………….21
3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2015 ГОДУ…………………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 451.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………….5

1.1. Нормативно-правовые основы  социальной поддержки пожилых  людей……….5

1.2. Меры социальной поддержки  пожилых граждан…………………………………9

2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ………….14

2.1. Изменение порядка  формирования пенсионных прав  застрахованных лиц в системе  обязательного пенсионного страхования……………………………………14

2.2. Выбор застрахованными  лицами варианта пенсионного  обеспечения………...16

2.3. Переход от ежегодного  выбора страховщика или инвестиционного  портфеля управляющей компании  к выбору один раз в пять  лет………………………………18

2.4. Преобразование негосударственных  пенсионных фондов в акционерные  общества………………………………………………………………………………...20

2.5. Досрочное негосударственное  пенсионное обеспечение……………………….21

3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  В 2015 ГОДУ…………………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан.

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим конвенцию Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.), статья 25 которой гласит: «каждый Член Организации, в отношении которого настоящий раздел Конвенции находится в силе, обеспечивает подлежащим обеспечению лицам пособие по старости в соответствии с нижеследующими статьями данного раздела».

Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

- неудовлетворенность кризисных  слоев населения материальным  положением;

- востребованность обществом  новой социальной политики;

- проблемность развития  системы социального обслуживания.

Согласно международному стандарту расходов на трудовые (страховые) пенсии на каждый процент доли пенсионеров в общей численности населения необходимо расходовать 0,4-0,6% ВВП. Для России это означает, что расходы на пенсии должны быть не менее 8,4% ВВП. А на самом деле эти расходы у нас стабильно не могут перевалить за 7%. Страны Западной Европы тратят на пенсии в среднем 12% ВВП; США — при гораздо меньшем удельном весе пенсионеров в структуре населения (по сравнению с Россией) — более 8% [7].

Следовательно, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.

В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым людям, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.

Объект работы: социальное обеспечение лиц пожилого возраста.

Предмет система социальной защиты пожилых людей.

Цель курсовой работы - исследовать систему социального обслуживания пожилых людей в современной России. Решению этой цели служат следующие задачи:

1) рассмотреть социальную  политику государства по защите  и поддержке граждан пожилого  возраста;

2) изучить положения и  принципы социального обслуживания  граждан пожилого возраста в  РФ.

3) охарактеризовать изменения, произошедшие в пенсионном законодательстве.

Гипотеза: социальное обслуживание лиц пожилого возраста в РФ.

Первый раздел курсовой работы определяет систему социального обеспечения лиц пожилого возраста. Раскрывается ее сущность: рассматриваются нормативно-правовые основы и меры социальной поддержки пожилых людей

Второй раздел посвящается изменениям в пенсионном законодательстве России, третий раздел – изменениям в пенсионном законодательстве в 2015 году.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 10 наименований и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Нормативно-правовые  основы социальной поддержки  пожилых людей

 

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.

Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющие систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По Конституции пожилым гражданам гарантируется равные со всеми гражданами России социальных прав и свобод. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 48 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.

Наряду с социальными правами (ст. 33 Конституции) пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке пожилого возраста.

В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм:

1) закрепляющие права  всех граждан независимо от  возраста и при этом особо  важные для пожилого человека;

2) непосредственно касающиеся  прав пожилых людей, и соответствующих  этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и  семьи;

3) регулирующие положение  определенных категорий лиц старшего  возраста (ветераны, реабилитированные  лица, различные возрастные категории  пожилых людей).

Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.

Применительно к реализации и защите пожилыми людьми своих имущественных прав в гражданском законодательстве можно выделить целый ряд норм и положений, которые не направлены на урегулирование отношений только с участием граждан старшего возраста, но представляют для данной категории населения особый интерес в силу ее недостаточной обеспеченности (нормы, касающиеся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом).

Поскольку большинство пожилых людей дееспособны и не находятся под опекой или попечительством, но в силу возрастных особенностей часто не в состоянии сами управлять принадлежащим им имуществом, может быть использован новый институт гражданского законодательства – патронаж над дееспособными гражданами (форма попечительства, позволяющая оказывать регулярную помощь лицу, нуждающемуся для осуществления своих прав в услугах постороннего).

Современное российское законодательство в жилищной сфере, затрагивает интересы немалой части пожилых людей, отличается декларативностью положений, разбросанностью норм по разным правовым актам, преобладанием норм общего характера, отсутствием норм прямого действия. Отмечается обособление различных категорий пожилых людей (ветераны, инвалиды, реабилитированные лица, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

Информация о работе СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА