СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей……….5
1.2. Меры социальной поддержки пожилых граждан…………………………………9
2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ………….14
2.1. Изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования……………………………………14
2.2. Выбор застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения………...16
2.3. Переход от ежегодного выбора страховщика или инвестиционного портфеля управляющей компании к выбору один раз в пять лет………………………………18
2.4. Преобразование негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества………………………………………………………………………………...20
2.5. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение……………………….21
3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2015 ГОДУ…………………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 451.35 Кб (Скачать)

Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан (в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту), признаются социально значимыми [5].

Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Федеральный закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации [2].

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

- градация прав и предоставляемых  льгот как следствие сформировавшегося  деления граждан старшего возраста  на множество категорий углубляет  социально-экономические различия  среди пожилых людей;

- лица пожилого возраста  зачастую несвободны в выборе  принимаемых решений, навсегда могут  обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения направлена на защиту их прав и законных интересов, предупреждение дискриминации по возрастному признаку. При формировании законодательной базы законоположений, защищающих всех граждан, следует разумно дополнять нормами по поддержанию прав лиц пожилого возраста, нуждающихся в особой защите в виду своего состояния. Немаловажное значение имеет правовое регулирование вопросов финансирования мер социальной поддержки пожилых людей. Закрепление на уровне закона определенной части норм, установленных различными нормативными правовыми актами, будет способствовать унификации подхода при решении проблем во всех сферах жизнедеятельности пожилых людей, позволит избежать неоправданной множественности подзаконных актов, что в целом повысит эффективность реализации прав граждан пожилого возраста.

 

1.2. Меры социальной  поддержки пожилых граждан.

 

В нашей стране реализуются следующие меры социальной поддержки пожилых граждан:

Компенсация расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Компенсацию могут получить неработающие пенсионеры-северяне, получающие трудовую пенсию по старости и по инвалидности. Пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (ст. 34 Закона от 19.02.1993 N4520-1), такая компенсация предоставляется один раз в два года. Есть два варианта компенсации: территориальный орган ПФР может оплатить приобретение проездных билетов либо возместить их стоимость, когда их покупает сам гражданин. (Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, утв. постановлением правительства РФ от 01.04.2005 N 176.)

Перенос остатка имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие налоговые периоды.

Пенсионер, купивший какую-либо недвижимость, может компенсировать часть понесенных расходов. Он имеет право получить имущественные вычеты по расходам на приобретение (или строительство) жилого дома, квартиры, комнаты. Вычет распространяется и на уплату процентов по целевым кредитам и займам, которые пенсионер брал для этих целей. Вычет предоставляется за три налоговых периода, предшествующих периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных вычетов (п. 10 ст. 220 НК РФ).

Налоговый вычет можно получить и в том случае, если дом (квартира) покупались вместе с другим собственником. То есть у пенсионера выделена доля.

Льгота распространяется также и на приобретение земельного участка, правда, не любого, а оформленного под индивидуальное жилищное строительство. Садовый участок или клочок земли, используемый под огород, под действие этой нормы закона не подпадают. А вот земельный участок, на котором расположен приобретаемый жилой дом (или доля в них), вполне можно задекларировать и получить часть потраченных денег обратно.

Размер имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья и вычета по расходам на уплату процентов по кредиту, взятому на приобретение (строительство) жилья, не может превышать соответственно 2 млн рублей и 3 млн рублей (пп. 1 п. 3, п. 4 ст. 220 НК РФ).

Пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество.

Далеко не все это знают, и, достигнув пенсионного возраста и оформив пенсию, продолжают исправно оплачивать квитки на имущественные налоги, присылаемые налоговой инспекцией. На самом деле по закону государство с пенсионеров такие платежи уже не берет.

Льготу получают пенсионеры (даже работающие), имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иное строение, помещение и сооружение. Как и в случае с налоговым вычетом, нулевой налог на имущество устанавливается и в том случае, если у гражданина оформлена доля в праве общей собственности (п. 2 ст. 4 Закона от 09.12.1991 N 2003-1).

Освободиться от обязанности ежегодно вносить имущественный налог довольно легко: документ о праве на льготы (проще говоря, пенсионное удостоверение) необходимо лично представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N2003-1). Отправляясь в налоговую службу, возьмите с собой не только паспорт и пенсионное удостоверение, но и копию документа.

Освобождение части доходов от уплаты подоходного налога (НДФЛ).

Не облагаются НДФЛ:

суммы пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, а также все социальные доплаты вне зависимости от того, федеральные они или региональные (то есть выплачиваются в соответствии с законодательством России или по региональным законам (п. 2 ст. 217 НК РФ);

суммы оплаты за счет собственных средств организации стоимости санаторно-курортных путевок, а также стоимости лечения и медицинского обслуживания бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости (п. 9, 10 ст. 217 НК РФ);

суммы материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за год, оказываемой работодателями бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Льготы по уплате некоторых налогов для пенсионеров могут быть установлены региональным или местным законодательством. Речь идет о "местных" налогах, ставку для налогообложения (будет ли освобождение от уплаты полным или по пониженной ставке) утверждают региональные и местные власти.

Это касается:

льготы по уплате транспортного налога (ст. 356 НК РФ);

льготы по уплате земельного налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Отпуск без сохранения зарплаты.

Работающие пенсионеры тоже имеют некоторые преимущества.

Например, работодатель обязан на основании заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ).

Размер такого отпуска (максимальное количество предоставляемых дней в течение года) зависит от категории пенсионера:

участники Великой Отечественной войны имеют право получить до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) положено до 14 календарных дней в году;

работающим пенсионерам - инвалидам - до 60 календарных дней в году.

Бесплатное обучение или повышение квалификации в службе занятости.

С прошлого года граждане, достигшие пенсионного возраста, но не желающие прерывать активную жизнь, могут обратиться в службу занятости и пройти повышение квалификации в своей сфере. Также можно освоить другую профессию: пройти переобучение и переподготовку. Услуга предоставляется бесплатно.

Адресная помощь - не только деньги.

Адресная материальная помощь предоставляется гражданам, в том числе пенсионерам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Законом предусмотрено, что такую помощь можно получить не только в виде денег. Можно получить продукты питания, средства санитарии и гигиены, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости. Закон предусматривает также предоставление топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе (п. 1 ст. 8 Закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ).

За такую помощь отвечают регионы. На местном уровне в зависимости от имеющихся возможностей оговариваются специальными документами и виды, и размеры поддержки, и условия ее получения. Поэтому, обращаясь за помощью, нужно первым делом попросить нормативный акт, который регулирует оказание адресной помощи там, где вы живете.

Основания и порядок предоставления адресной материальной помощи предусматриваются законодательством субъектов России (то есть каждый регион принимает свой собственный закон) (п. 2 ст. 8 Закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ).

8 Газ и тепло - за счет государства.

Правилами финансового обеспечения социальных программ в регионах (смотрите постановление правительства РФ от 10.06.2011 N 456) предусмотрено финансирование расходов (оказание единовременной материальной помощи) для возмещения понесенных пенсионером трат по газификации его жилья. Льгота касается неработающих пенсионеров, имеющих в собственности жилой дом. Важно знать! Этот дом должен быть единственным местом их жительства (п. 9 Правил).

Такую помощь предоставляют неработающим пенсионерам, которые получают трудовую пенсию по старости и по инвалидности, органы власти региона. Это может быть министерство, департамент или комитет социальной защиты населения субъекта РФ. Помощь предоставляется за счет субсидий из бюджета ПФР в том случае, если в регионе принята социальная программа по газификации на селе. Для примера, в Подмосковье эта помощь предусмотрена программой, утвержденной постановлением правительства Московской области от 22.08.2013 N 636/36.

Как правило, полную сумму стоимости подключения газа к дому не возвращают: часть расходов несет сам пенсионер. Какая доля платежа ему может быть возмещена - решает каждый регион.

Бесплатные лекарства и прививки.

Пожилые люди имеют право на получение медицинской помощи не только в общей сети поликлиник и больниц, но и в геронтологических центрах и гериатрических кабинетах. Порядок направления пациентов в эти организации устанавливают регионы.

Кроме того пожилые люди, имеющие инвалидность и не отказавшиеся от набора социальных услуг, имеют право на получение льготных лекарств. Действующий перечень лекарственных средств включает 360 наименований лекарственных препаратов, предоставляемых в рамках амбулаторной помощи, из которых 228 наименований (63%) относятся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (см. приказы Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665 и от 29 декабря 2004 г. N 328).

Ветераны-инвалиды также имеют право на бесплатные санаторные путевки. Проходят долечивание и реабилитацию в санаториях и пациенты в рамках территориальных программ после высокотехнологичного лечения.

С 2013 года граждане старшего возраста (от 60 до 99 лет) должны проходить диспансеризацию (см. приказ Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н). Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года, за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин. Эти группы проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

В Национальном календаре прививок указано, что граждане 60 лет могут ежегодно делать прививку от гриппа. Время начала вакцинации объявляется каждой осенью в зависимости от эпидситуации в регионе. Чтобы сделать прививку бесплатно, нужно обратиться к своему участковому врачу в поликлинику по месту жительства [8].

 

2. ИЗМЕНЕНИЯ В  ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

 

В конце 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан большой массив федеральных законов, направленных на совершенствование пенсионной системы Российской Федерации в целом и правового статуса негосударственных пенсионных фондов в частности.

Внесенные в законодательство Российской Федерации изменения условно можно подразделить на несколько блоков.

 

2.1. Изменение порядка  формирования пенсионных прав  застрахованных лиц в системе  обязательного пенсионного страхования.

 

Федеральные законы от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) и от 28.12.2013г.№ 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ) должны вступить в силу с 1 января 2015 года.

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ направлен на выделение накопительной составляющей из трудовой пенсии по старости в самостоятельный вид пенсии и носит юридико-технический характер.

В этой связи ниже речь пойдет исключительно о положениях Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Информация о работе СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА