Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и предмет ТП, его отграничение от смежных отраслей права.
Трудовое право –отрасль права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ним связанные, производственные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Отграничение от гражданского

Файлы: 1 файл

ответы на зачет по трудовому прву мгюа 4 семестр.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть:

1. двусторонними –участвуют только соответствующие представители работников и работодателей;

2. трехсторонними – наряду с ними участвуют соответствующие органы исполнительной власти или органы МСУ. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов МСУ, являющихся стороной соглашения.

В зависимости  от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:

– генеральное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне; (Н-р :Генеральное соглашение м/ду общероссийскими объединениями профсоюзов)

– межрегиональное –на уровне двух и более субъектов РФ;

– региональное –на уровне субъекта РФ; (заключается м/ду объединениями профсоюзов , объединением работодателей и правительством субъекта РФ и действует лишь на его территории)

– отраслевое (межотраслевое) – устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Соответствующие соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства; (совет отраслевого профсоюза с отраслевым объединением работодателей, оно распространяется только на работников данной отрасли)

– территориальное – устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования; (м/ду представителями соответ-х профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти данной территории. ( городов, районов))

– иные –могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. При этом ТК РФ дает сторонам краткие рекомендации по содержанию соглашений. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

– оплата труда;

– условия и  охрана труда;

– режим труда  и отдыха;

– развитие социального  партнерства;

– иные вопросы, определенные сторонами.

вступает в  силу со дня его подписания сторонами  либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия определяется сторонами, но не может  превышать трех лет. Стороны имеют  право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

 

34. Ответственность сторон социального партнёрства.

СП - система  взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной  власти, органами МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

ТК предусмотрена  ответственность в виде штрафа в  размере и порядке, которые установлены  КоАП.

1) за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (КД), соглашения (С)

2) Ответственность  за нарушение или невыполнение КД, С

"Кодекс РФ  об административных правонарушениях"

1) предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей

а) Уклонение  работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о  заключении, изменении или дополнении КД, С, либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению КД, С, в определенные сторонами сроки

б) Непредоставление работодателем или лицом, его  представляющим, в срок, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением КД, С

в) только штраф: за уклонение работодателя или его  представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания

2) предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

а) Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения КД, С

б) Нарушение  или невыполнение работодателем  или лицом, его представляющим, обязательств по КД, С

3) Невыполнение  работодателем или его представителем  обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

4) Увольнение  работников в связи с коллективным  трудовым спором и объявлением  забастовки - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

 

35. Понятие занятости. Круг лиц, считающихся занятыми.

Закон РФ от 19.04.1991 "О занятости населения в  РФ"

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение  к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности.

Занятыми  считаются граждане:

1) работающие  по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах);

2) зарегистрированные  в установленном порядке в  качестве ИП, а также нотариусы,  занимающиеся частной практикой,  адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, и иные лица, чья профессиональная  деятельность в соответствии  с ФЗ подлежит государственной  регистрации и (или) лицензированию;

3) занятые в  подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;

4) выполняющие  работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых  являются выполнение работ и  оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов;

5) избранные,  назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

6) проходящие  военную службу, альтернативную  гражданскую службу, а также службу  в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие  на рабочем месте в связи  с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной  забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся  учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

10) являющиеся  членами крестьянского (фермерского)  хозяйства.

 

36 Понятие безработного. Гарантии безработным, предусмотренные действующим законодательством. Понятие подходящей работы.

Закон РФ от 19.04.1991 "О занятости населения в  РФ"

Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании  безработным принимается органами службы занятости (ОСЗ) по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации граждане признаются безработными.

Процесс признания  безработным: 1.Первичная регистрация; 2.Регистрация в целях поиска подходящей работы; 3.Регистрация в качестве безработных; 4.Перерегистрация.

Безработными  не могут быть признаны граждане:

1) не достигшие  16-летнего возраста;

2) которым назначена  трудовая пенсия по старости (её  часть), либо пенсия по старости  или за выслугу лет по государственному  пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

4) не явившиеся  без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в ОСЗ для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные  к исправительным работам, или  к лишению свободы;

6) представившие  документы, содержащие заведомо ложные сведения;

Безработным гражданам гарантируются:

1) социальная  поддержка;

2) бесплатное  получение услуг по профессиональной  ориентации и психологической  поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению ОСЗ;

3) бесплатное  медицинское освидетельствование  при направлении ОСЗ на профессиональное  обучение;

4) финансирование  материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность.

5) выплата пособия  по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

6) выплата стипендии в  период подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе в  период временной нетрудоспособности;

7) возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

Время, в течение которого гражданин получает пособие, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, необходимое для переезда в другую местность для трудоустройства, период временной нетрудоспособности, призыва на военные сборы и т.п. не прерывают трудового стажа.

Подходящая - которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая  работу временного характера и общественные работы, требующая или нет предварительной  подготовки считается подходящей для  граждан:

1) ранее не работавших  и при этом не имеющих профессии;  уволенных более одного раза в течение одного года; прекративших ИП-деятельность, вышедших из членов КФХ; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более 1 года перерыва, а также направленных ОСЗ на обучение и отчисленных;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

3) состоящих на учете  в ОСЗ более 18 месяцев, а  также более трех лет не  работавших;

4) обратившихся в органы  службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей  не может считаться работа, если:

1)  она связана  с переменой места жительства  без согласия гражданина;

2)  условия  труда не соответствуют правилам  и нормам по охране труда;

3)  предлагаемый  заработок ниже среднего заработка  гражданина, исчисленного за последние  три месяца по последнему месту  работы. А для граждан, у которых  он превышал величину прожиточного минимума, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

 

37. Государственные органы занятости  и их полномочия

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"