Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

ответы на зачет по трудовому прву мгюа 4 семестр.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

 Статья 1 ТК, определяя цели и задачи законодательства о труде, указывает,

Целями  трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

 Основными  задачами трудового законодательства  являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (указывает на регулятивную функцию)

Функции–Регулятивная и охранительная. Также:

– социальная, обеспечивающая занятость, реализацию и гарантию права на труд, безопасные условия и охрану труда;

– защитная (установление высокого уровня условий труда, надзор и контроль за исполнением норм трудового законодательства, охраны труда, порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, восстановление реально нарушенных трудовых прав);

– хозяйственная, производственная, направленная на обеспечение эффективности производства, улучшение качества его продукции, рациональное использование трудовых ресурсов, укрепление трудовой дисциплины; конкретизируется в нормах институтов обеспечения занятости, трудового договора, дисциплины и оплаты труда, рабочего времени;

– воспитательная, отражаемая в нормах о дисциплине труда, поощрениях за труд, дисциплинарной и материальной ответственности;

– развития производственной демократии путем участия работников в управлении предприятием, организацией, обеспечении прав профсоюзов и полномочий трудовых коллективов.

 

7.  Понятие источников трудового права и их виды.

Источники трудового права – это НПА, являющиеся результатом правотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов государства, субъектов РФ, органов МСУ и работодателей, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Система источников– это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и последовательное расположение в зависимости от регулируемого предмета.

особенности:

–обусловлена  федеративным устройством;

– в ней находятся  не только НПА, но и нормативные соглашения и коллективные договоры;

– в нее входят ратифицированные СССР и РФ международно-правовые акты по труду и некоторые акты трудового законодательства СССР;

– в ней много  актов специализированного федерального органа исполнительной власти в области  труда, занятости, здравоохранения  и социальной защиты населения (Министерства здравоохранения и социального  развития РФ; до апреля 2004 г. – Министерство труда и социального развития РФ);

–отражается единство и дифференциация трудового законодательства.

1) Конституция - закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Например,

Статья 37 провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд,  закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, провозглашает право на вознаграждение не ниже МРОТ, а также право на защиту от безработицы, и т.д.

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

3) ФЗ

а) ТК РФ

б). от 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

в) от 2002 г. «Об  объединениях работодателей».

г) Закон РФ от 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

В случае противоречий между ТК и иными ФЗ, содержащими  нормы трудового права, применяется  ТК.

Если вновь  принятый ФЗ противоречит ТК, то он применяется  при условии внесения соответствующих  изменений в ТК.

4) Постановления  Правительства. например: от 2003 г. №225 «О трудовых книжках».

5) НПА  федеральных органов исполнительной  власти.

принимаются Министерством  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации.

Например: от 2003 г. «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

Другие органы принимают НПА, содержащие нормы  трудового законодательства, строго по вопросам своей компетенции.

6) НПА  субъектов вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении.

7) Акты  органов МСУ

8) Локальные  нормативные акты

работодатель  при их принятии:

1. должен учитывать  мнение представительного органа  работников;

2. должен принимать  данные акты по согласованию  с представительным органом работников  – только в случае, если это  предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

нормы локальных  нормативных актов, ухудшающие положение  работников по сравнению с установленным  не подлежат применению.

9) Нормативные договоры – специальные соглашения, которые заключаются в договорном порядке после проведения переговоров и содержат нормы права. (например – генеральное соглашение)

 

8. Запрещение дискриминации в  сфере труда.

Никто не может  быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также  ограничение прав работников, которые  определяются свойственными данному  виду труда требованиями, установленными ФЗ, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они  подверглись дискриминации в  сфере труда, вправе обратиться в  суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК запрет на дискриминацию основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах. Международное трудовое право также не обошло вниманием проблему дискриминации в трудовых отношениях и посвятило ее решению отдельную Конвенцию МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", которая была принята 4 июня 1958 г. Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию.

В правовой системе России всеобщий запрет дискриминации содержится также в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, исключающей любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.

 

9. Конституция как источник трудового  права.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции).

Основы правового регулирования  труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образом  реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор - работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следует добавить, что в  ст.37 Конституции закреплен ряд  других важных положений согласно которым:

каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);

каждый имеет право  на отдых, работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).

Важно так же заметить, что  Конституция определяет компетенцию  РФ и субъектов Федерации в  области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, т.е. трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции).

 

10. Трудовой кодекс РФ как  кодифицированный источник (общая  характеристика).

Трудово́й ко́декс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

является исторически  четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в  результате принятия федеральных законов  от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого  «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками  и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми  федеральными законами, связанными с  трудовыми отношениями, с Указами  Президента РФ, Постановлениями Правительства  РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.). 

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

 

11. ОБЩАЯ ХАР-ТИКА ФЗ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТ-ТИ».

ФЗ от 12.01.96 г. N 10-ФЗ "О профес. союзах, их правах и гарантиях деят-ти"

Принят Государственной  Думой 8 декабря 1995 года

Глава I.   Общие положения                               

Глава II.  Основные права профсоюзов            

Глава III. Гарантии прав профсоюзов               

Глава IV.  Защита прав профсоюзов                  

Глава V.   Ответственность профсоюзов                   

Глава VI.  Заключительные положения             

Глава I. Общие  положения

Предметом регулирования  являются общественные отнош-я, возникающие  в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с  органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

1. Профсоюз - добровольное  общественное объединение граждан,  связанных общими производственными,  профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы  пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший  возраста 14 лет и осуществляющий  трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"