Разрешение индивидуальных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Прошло уже 17 лет с того момента как вступила в действие Конституция Российской Федерации. Статья 37 Конституции РФ закрепляет право граждан на трудовые споры как способ защиты своих трудовых прав. Это принципиальный момент, касающийся трудовых правоотношений, конкретизирующий в аспекте отрасли трудового права конституционную норму о праве на защиту гражданами своих прав всеми законными способами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров …………........... 6
1.1. Понятие и классификация индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 6
1.2. Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 11
1.3. Принципы рассмотрения споров ………………………………………… 13
1.4. Подведомственность индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 15
2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров ………………… 20
2.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам (КТС) ………………………………………………….. 20
2.2. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых
споров и исполнения решений суда …………………………………….. 29
Заключение ……………………………………………………………………….. 39
Библиографический список использованных источников …

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (15).doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения деятельности КТС из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Порядок их избрания, а также компетенция определяются комиссией самостоятельно, поскольку иное не предусмотрено законом.

     Свою  деятельность в комиссии по трудовым спорам могут осуществлять только постоянные члены. Наличие временных членов КТС не предусмотрено ТК РФ. Вопрос о порядке работы КТС, в случае выбытия ее отдельных членов по различным причинам (увольнение, перевод в другое структурное подразделение и т. п.) не регламентирован ТК РФ. Однако в законе закреплен принцип паритетности формирования и работы комиссии. Поэтому представляется, что в случае, когда выбыл, например, член КТС – представитель работников, работники вправе в установленном законом порядке избрать своего представителя (взамен выбывшего). В случае выбытия представителя другой стороны – работодателя выбывший член КТС подлежит замене путем его назначения соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации32.

     Срок  полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен. Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общего собрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС.

     Статья 385 ТК РФ называется «Компетенция комиссии по трудовым спорам». Под компетенцией понимается совокупность полномочий того или иного органа. Несмотря на название данной статьи, ее содержанием является все же не столько компетенция, сколько подведомственность трудовых споров комиссии.

     Так, к компетенции КТС относится  не только рассмотрение трудовых дел, но также принятие или отказ в  принятии заявления, если по предмету заявленных требований оно не может быть рассмотрено; регистрация поступивших заявлений; истребование необходимых для рассмотрения дела документов; приглашение на заседание специалистов; выдача удостоверений, имеющих силу исполнительного документа, на принудительное исполнение решений и т.д33.

     Комиссия  по трудовым спорам выступает органом, рассматривающим большинство индивидуальных трудовых споров. Согласно ст. 385 ТК РФ к ее компетенции относятся споры о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, премии, об изменении существенных условий трудового договора, об оплате сверхурочных работ, о применении дисциплинарных взысканий, о выплате компенсаций при направлении в командировку, о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю; споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке и др.

     Комиссия не имеет права принимать к своему рассмотрению споры, которые отнесены к компетенции суда (ст. 391 ТК РФ).

     КТС не наделена полномочиями рассматривать  коллективные трудовые споры.

     Обратиться  в комиссию по трудовым спорам может  только работник, работодателю такого права не предоставлено.

     Для обращения работника в комиссию по трудовым спорам установлен трехмесячный срок. Этот срок исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права34.

     Если  срок обращения в комиссию пропущен, работник не лишается права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора. В своем заявлении он должен указать причину пропуска срока, и в том случае, когда комиссия считает причину уважительной, срок восстанавливается и дело рассматривается в общем порядке.

     Отсутствие  уважительной причины пропуска срока  является основанием для отказа в  удовлетворении требований работника. Решение комиссии в этом случае может  быть обжаловано в суд.

     Законодатель  не предлагает перечня уважительных причин, эта оценочная категория применяется комиссией самостоятельно. В каждом случае комиссия по трудовым спорам, с учетом конкретных обстоятельств, принимает решение о восстановлении или об отказе в восстановлении срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора.

     По  сложившейся практике к уважительным причинам относятся продолжительная болезнь самого работника или его близких родственников, переезд в другую местность, проведение длительных переговоров с работодателем об урегулировании разногласий35.

     Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС предусмотрен ст. 387 ТК РФ. Из текста статьи следует, что форма заявления должна быть письменной. Требований к структуре и содержанию заявления в законе нет, значит − они произвольны.

     Закон не предусматривает возможности пересылки заявления по почте, в случае, если работник по уважительным причинам не может сделать этого сам. Например, он болен, находиться в командировке и т.д. Но в ТК РФ нет и запрета принимать заявления по почте. Поэтому можно согласиться с мнением В.Н. Скобелкина, который, анализируя нормы ТК РФ, делает вывод, что это возможно36.

     Все заявления работника, поступившие  в комиссию, обязательно должны быть зарегистрированы (ч. 1 ст.387 ТК РФ). Порядок  регистрации не установлен законом.

     КТС вправе отказать в принятии заявления  или возвратить его по основаниям, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством (ст. 134, 135 ГПК РФ), а именно если:

     1) индивидуальный трудовой спор не подведомственен комиссии (отнесен к исключительной компетенции суда или для него установлен специальный порядок рассмотрения);

     2) работник не предпринял попытки урегулировать разногласия с работодателем путем переговоров с ним;

     3) существует не отменное решение КТС или суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

     4) в производстве КТС или суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

     5) заявление подано недееспособным лицом;

     6) заявление от имени работника подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела.

     К сожалению, трудовое законодательство не регулирует процедуру отказа в принятии заявления или его возвращения комиссией по трудовым спорам. Отказ КТС в принятии заявления или его возвращение может быть обжалован работником в суде37.

     Индивидуальный  трудовой спор рассматривается комиссией  в присутствии работника, обратившегося за разрешением спора. Наряду с работником или вместо него участвовать в рассмотрении спора может уполномоченный им представитель. В качестве представителя работника обычно выступает выборный профсоюзный орган или профсоюзный организатор, по просьбе работника оказывающий ему юридическую помощь и защищающий его права. Однако не исключена и возможность приглашения профессионального адвоката.

     Рассмотрение  спора в отсутствие работника  или его представителя не допускается. В качестве исключения из этого правила предусмотрена возможность обращения работника с письменным заявлением, в котором он просит рассмотреть спор заочно.

     Представитель работодателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Во всяком случае, закон не предусматривает возможности перенесения заседания комиссии в случае неявки представителя работодателя.

     Заседания комиссии по трудовым спорам могут проводиться как в нерабочее, так и в рабочее время в зависимости от достигнутого между работодателем и представительным органом работников соглашения

     Для того чтобы обеспечить объективное  и всестороннее исследование материалов, относящихся к трудовому спору, вынесение справедливого, обоснованного решения, комиссии по трудовым спорам предоставлено право получать необходимую для рассмотрения спора информацию. По требованию комиссии и в установленный ею срок руководитель организации обязан представить соответствующие документы − приказы, ведомости, расчеты, докладные записки и т.п.

     Ч. 6 ст. 387 ТК РФ определено, что на каждом заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается  председателем или его заместителем и заверяется печатью. Требования к содержанию протокола ТК РФ не установлены. Несмотря на это, по всей вероятности, в протоколе должны найти свое отражение следующие сведения: дата проведения заседания КТС; список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием числа членов от работников и от работодателя; фамилия председательствующего на заседании комиссии (при наличии председателя и заместителя председателя КТС); указание о присутствии (отсутствии) работника, его представителя, а также представителя работодателя; сведения об извещении указанных лиц о дне слушания дела; порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений и доводов, приводимых работником, его представителем и представителем работодателя, с изложением пояснений свидетелей, специалистов; порядок голосования за принятие решения38.

     Статья 388 ТК регламентирует порядок принятия решения КТС, которое имеет большое  правовое значение. В соответствии с частью первой данной статьи решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании. Новым для порядка принятия решения является тайное голосование. Некоторые авторы считают, что такое решение более предпочтительно, так как позволяет членам комиссии объективно подойти к решению рассматриваемого вопроса и не опасаться при этом негативного воздействия со стороны работодателя39.

     Решения комиссии должны быть мотивированы и  основаны на действующем законодательстве, коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и локальных нормативных актах организации.

     Статьей 389 ТК РФ предусмотрены две формы исполнения решения КТС, вступившего в законную силу: добровольная и принудительная.

     Работодатель  вправе добровольно исполнить принятое решение в сроки, установленные  частью первой ст. 389 ТК РФ, − в течение трех дней по истечении десятидневного срока, установленного на обжалование.

     Неисполнение  работодателем решения в установленный  срок допускает применение принудительного  способа его исполнения. Это обусловлено  тем, что решение КТС обязательно  для сторон.

     Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод о том, что комиссия по трудовым спорам является досудебным юрисдикционным органом, наделенным правом разрешать индивидуальные трудовые споры. КТС формируется на паритетных началах, т. е. из равного числа представителей работников и работодателя. Решение КТС не нуждаются в дополнительном утверждении и должно быть исполнено работодателем. 

     2.2. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и исполнения решений суда 

     Как известно, при рассмотрении трудовых дел в суде используется процедура, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ)40.

     Положениями ТК РФ не определена родовая подсудность  индивидуального трудового спора, переданного из КТС в органы судебной власти. Вместе с тем в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»41, а также в силу ст. 23 ГПК РФ разрешение трудовых споров, переданных судам в связи с не рассмотрением их комиссией по трудовым спорам в установленные ТК РФ сроки, а также в порядке обжалования решений, принятых КТС, отнесено к компетенции мирового судьи.

     Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений независимо от цены иска. Исключение составляют дела, отнесенные законом к делам, подлежащим рассмотрению непосредственно в суде.

     Согласно  п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63 о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе. Это обусловлено тем, что он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, поэтому он подсуден мировому судье. Наряду с этим мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются42.

Информация о работе Разрешение индивидуальных трудовых споров