Разрешение индивидуальных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Прошло уже 17 лет с того момента как вступила в действие Конституция Российской Федерации. Статья 37 Конституции РФ закрепляет право граждан на трудовые споры как способ защиты своих трудовых прав. Это принципиальный момент, касающийся трудовых правоотношений, конкретизирующий в аспекте отрасли трудового права конституционную норму о праве на защиту гражданами своих прав всеми законными способами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров …………........... 6
1.1. Понятие и классификация индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 6
1.2. Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 11
1.3. Принципы рассмотрения споров ………………………………………… 13
1.4. Подведомственность индивидуальных трудовых
споров ……………………………………………………………………… 15
2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров ………………… 20
2.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам (КТС) ………………………………………………….. 20
2.2. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых
споров и исполнения решений суда …………………………………….. 29
Заключение ……………………………………………………………………….. 39
Библиографический список использованных источников …

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (15).doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     4. споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направление на повышение квалификации в другую местность;

     5. споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работникам предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

     6. споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

     7. споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, например, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

     8. споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, и др.;

     9. споры из социально-партнерских правоотношений5.

     Самостоятельным основанием для классификации индивидуальных трудовых споров может быть также институт трудового права.

     Здесь выделяют споры, связанные с применением  норм, составляющих следующие институты: «трудовой договор»; «рабочее время и время отдыха»; «оплата и нормирование труда»; «гарантии и компенсации»; «дисциплина труда»; «профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации»; «охрана труда»; «материальная ответственность сторон трудового договора»6.

     В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов разделяют  следующие виды индивидуальных трудовых споров в зависимости от особенностей субъектного состава:

     1) по статусу работодателя:

а) с  работодателем – юридическим  лицом;

б) с  работодателем – физическим лицом (особенность в том, что все эти споры разрешаются в судебном порядке);

     2) по статусу работника (потенциального, настоящего или бывшего):

а) с  лицом, которое изъявило желание  заключить трудовой договор с  работодателем, но ему было отказано;

б) с  работником данного работодателя;

в) с  лицом, ранее состоявших в трудовых отношениях с этим работодателем.

     По  способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

     1) споры, разрешаемые в общем  порядке, когда спор разрешается  в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде;

     2) споры, разрешаемые в судебном порядке, когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно;

         3) споры, разрешаемые в особом порядке, когда спор разрешается в

вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде7. 
 

     1.2. Причины и условия  возникновения индивидуальных  трудовых споров 

     Разные  авторы по-разному дают определение  причин и условий возникновения индивидуальных трудовых споров. Так, например, О.С. Смирнов определяет, что условия возникновения споров – это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателем.

     К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова дают следующее  определение причинам трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

     Условия возникновения трудовых споров –  это тоже негативные факторы, которые  способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший  спор. Но без причин сами условия  не вызывают трудовой спор8.

     В соответствии с точкой зрения И.А. Костян под причинами понимается обстоятельства, вызывающие разногласия в связи  с применением, толкованием трудового  законодательства, локального нормативного акта, условий коллективного договора (соглашения), трудового договора. Под условиями возникновения индивидуальных трудовых споров понимается факторы, способствующие возникновению разногласий9.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что причины возникновения  индивидуальных трудовых споров –  это юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между субъектами трудовых отношений. Иными словами – это нарушения каких-либо прав работника или его обязанности перед предприятием.

     Примером  субъективных условий возникновения  индивидуальных трудовых споров можно назвать пороки индивидуального правосознания работодателей, предпринимателей, должностных лиц, работников, низкий уровень правовой культуры участников производственного процесса. На практике эти условия нередко приводят к массовому незаконному правоприменению, нарушающему законные права и интересы работников, так и работодателей. Указанные выше обстоятельства представляют собой своего рода предпосылку для возникновения индивидуального трудового спора. Вместе с тем они не являются источником трудового спора до тех пор, пока разногласия, вызванные указанными обстоятельствами, не перерастут в трудовой спор, т.е. не будут в дальнейшем предметом рассмотрения соответствующего юрисдикционного органа10.

     Условия бывают:

     1. экономического характера – к ним относятся, например, финансовые проблемы предприятия, которые препятствуют полной и своевременной выплате заработной платы;

     2. социального характера − например, растущая разница в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников;

     3. правового характера – к таким условиям относится сложность восприятия трудового законодательства для работников и работодателя. Это свидетельствует о слабом знании работниками своих трудовых прав и обязанностей, способов защиты своих прав и т.д.

     Все причины возникновения индивидуальных трудовых споров можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. К группе объективных причин относятся противоречия, закономерно вытекающие из отношений собственности, отношений наемного труда и др.

     Например, среди таких причин можно назвать нарушение работодателем прав работника на своевременную оплату труда, вызванное тяжелым экономическим положением работодателя, в частности в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете.

     К группе субъективных причин относятся противоречия, не имеющие характера объективно обусловленных закономерностей, которые определяются в большей степени недостатками и ошибками деятельности отдельных субъектов. К субъективным причинам можно отнести неверное толкование правовой нормы (условия коллективного договора, трудового договора); нарушение трудовых прав работника, вызванное наличием внутриличностного конфликта между работником и должностным лицом11.

     Условия и причины индивидуального трудового  спора – это понятия, которые тесно взаимосвязаны и не отделимы друг от друга, только в совокупности они вызывают трудовой спор, который рассматривается на основании общих и специальных принципов трудового права. 

    1. Принципы  рассмотрения споров
 

     Принципы  трудового права − это закрепленные в законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

     Выделяют следующие принципы:

     1. обеспечение защиты трудовых прав работников − означат обязанность юрисдикционных органов на основе закона прекратить нарушение трудовых прав работников, восстановить их;

     2. равенство сторон перед законом − означает, что и работник (работники), и представитель работодателя в лице администрации в одинаковой мере обязаны подчиниться требованиям закона и решениям юрисдикционных органов при разрешении трудовых споров;

     3. демократизм (участие представителей работников) − означает, во-первых, формирование органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам - КТС) трудовым коллективом из его состава; во-вторых, участие профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, участие представителей работников организации или профсоюза в органах по рассмотрению коллективных трудовых споров и их участие в выборе посредника;

     4. доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров − обеспечивается путем создания таких органов непосредственно в самих организациях, например КТС;

     5. обеспечение законности − выражается в том, что юрисдикционные органы при рассмотрении трудовых споров руководствуются законами и иными нормативно-правовыми актами и выносят решения по спорам только на их основе;

     6. принцип бесплатности − означает, что при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов (ст.393 ТК)12;

     7. обеспечение объективности и полноты − то есть дело рассматривается только на основе всестороннего и всеобъемлющего рассмотрения всех имеющихся материалов и доказательств, их сопоставления только с законодательством, не допускается субъективный подход к делу и его сторонам;

     8. обеспечение гласности − означает, что заседания всех органов, рассматривающих трудовые споры, открыты для всех желающих;

     9. быстрота рассмотрения − соблюдение органами, разрешающими трудовые споры, сроков, предусмотренных законодательством; 

    1. Подведомственность  индивидуальных трудовых споров
 

     Согласно  ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суд.

     Раскрывая это положение, следует отметить, что, таким образом, рассмотрением индивидуальных споров занимаются специально на это уполномоченные органы и суды общей юрисдикции – районные (городские) и вышестоящие суды. Для осуществления своих функций такие органы наделены определенными властными (юридическими) полномочиями. Поэтому органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются юрисдикционными. Они обладают определенной компетенцией, т.е. совокупностью определенных полномочий (прав и обязанностей) в сфере своей деятельности.

     Прежде  всего, необходимо отметить, что судебная подведомственность определенным образом классифицируется в зависимости от наличия или отсутствия специальных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. В случае отсутствия необходимости проведения таких процедур и дело должно быть направленно непосредственно в суд и никуда более, подведомственность именуется исключительной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению13.

     Если  спор рассматривается первоначально  в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

     Если  индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

     Но  есть ряд споров, рассматриваемых  непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают также индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.

     Вопрос  о том, какими именно судами должны рассматриваться трудовые дела, урегулирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации14, который и разграничивает компетенцию между мировыми судьями и районными судами.

     П. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ устанавливает, что  мировой судья рассматривает  в качестве суда первой инстанции  дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров15.

     Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника  о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; по заявлению работодателя: о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами16.

Информация о работе Разрешение индивидуальных трудовых споров