Профсоюзный контроль соблюдения законодательств о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Файлы: 1 файл

OPD (1).docx

— 45.66 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ ТРУДА  и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Контрольная работа (реферат)

Профсоюзный контроль соблюдения законодательств о труде.

 

 

 

Автор реферата: студентка

Донварь Кристина Валерьевна

Юридический факультет

Дневное отделение, группа №

 

Проверил работу:

Суриков Алексей Иванович

Оценка: _________

Допуск к экзамену:___________

Подпись преподавателя

___________________________

Дата проверки _____________

 

 

 

Москва, 2012 г.

Введение.

Охрана труда в широком  смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение  условий труда, безопасных для жизни  и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет  социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и  опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда  реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании  работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических  особенностей женского организма, организма  подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда  являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских  отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании  охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум  правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также  трудовых договоров.

 

 

 

1.  Понятие и содержание охраны труда

Согласно ст. 7 Конституции  РФ Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 ТК РФ). Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В правовом регулировании  охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум  правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также  трудовых договоров.

Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены. Основными  нормативными актами об охране труда  являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах  охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального  развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной  труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором  и др.). В настоящее время действуют  единые отраслевые и межотраслевые  правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты  в стандарты, и разработана федеральная  и отраслевая система стандартов безопасности труда.

Каждый работник имеет  право на охрану труда, которое является основным правом, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 и 219 ТК РФ. Право на охрану труда работник реализует  в процессе трудовой деятельности.

Содержание права на охрану труда включает право работника  на:

1.   рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

2.   обязательное социальное страхование от несчастных случаев на  производстве и профессиональных заболеваний;

3.   отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

4.   обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;

5.   обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя;

6.   -профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

7.   обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;

8.   личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

9. внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

10. компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 220 Трудового кодекса  РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ответственность  должностных лиц и других работников  за нарушение законодательства  об охране труда

 
Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства  №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.

В ТК РФ достаточно четко  и подробно изложены основные права  и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, относятся:

  • обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату;
  • обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
  • исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные  лица организаций, виновные в нарушении  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут  ответственность в случаях и  порядке, установленных федеральными законами.

Применение того или иного  вида юридической ответственности  зависит от характера нарушения  трудовых прав работника, степени тяжести  нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение  трудового законодательства предусмотрены  различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ).

2.1 Административная  ответственность

 
Административная ответственность  заключается в применении к виновным лицам мер административного  взыскания, предусмотренных законодательством  Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности  за нарушение трудовых прав граждан  является наиболее распространенным.

Административная ответственность  может наступить за самые различные  нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно- контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции  труда РФ существенно расширились  по сравнению с ранее действовавшим  законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным  лицам Федеральной инспекции  труда РФ предоставлено право  не только самим непосредственно  осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или  лица, его представляющего, от участия  в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного  договора, соглашения либо нарушение  установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ  работодателя или лица, его представляющего  от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного  штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его  представляющим, обязательств по коллективному  договору, соглашению влечет наложение  административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или  его представителя от получения  требований работников и от участия  в примирительных процедурах, в том  числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение работодателем  или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение  административного штрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в  связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем  наступления страхового случая при  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Информация о работе Профсоюзный контроль соблюдения законодательств о труде