Принципы трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

Оглавление

1.Теоритическая часть…………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и классификация принципов трудового прав.…..………………………….…....6
1.2 Принципы, выражающие политику в области правового регулирования
рынка труда и эффективной занятости………………………………………………..…..…..10
1.3. Принципы социального партнерства в сфере труде…………………………………......13
1.4. Принципы, определяющие установление условий труда работников…………….…...15
1.5. Принципы охраны труда и защиты трудовых прав работников………………….........18
2. Практическая часть…………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………………..….....28
Список используемой литературы…………………………………………………..……...…29

Файлы: 1 файл

Принципы трудового права.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

- уважение и  учет интересов сторон (на этом  основывается социальное партнерство) - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (на основе этого принципа строится социальное партнерство);

 
- содействие государства в укреплении  и развитии социального партнерства  на демократической основе (роль  государства в развитии системы  социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений. Содействие государства укреплению сотрудничества работников и работодателей, развитию различных форм социального партнерства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора);

  
- соблюдение сторонами и их представителями правовых актов (стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК РФ), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК РФ), в коллективный договор должны включаться нормативные положения по прямому предписанию законов, иных нормативных правовых актов(ст. 41 ТК РФ);

 
- полномочность представителей  сторон (выступает необходимым условием  нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК РФ), однако в соответствии со ст. 20 ТК РФ такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен на проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, согласование управленческих решений с представителями работников или участие в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров. Иные представители работников получают свои полномочия на представительство на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на решение (протокол) общего собрания (конференции). 
 
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов. Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ от 01.07.1949 N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов содержание коллективного договора, соглашения.

  
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств (взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно. Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться);

 
- реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами (это означает, что, заключая коллективный договор  или соглашение, представители сторон  должны оценивать возможность  их выполнения. Нельзя включать  в содержание коллективно-договорных  актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов); 
 
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора ст. 55 ТК РФ);

 
- контроль за выполнением принятых  коллективных договоров, соглашений (выступает способом обеспечения  выполнения условий договорных актов);

 
- ответственность сторон, их представителей  за невыполнение по их вине  коллективных договоров, соглашений (работник, работодатель или орган  государственной власти несут  ответственность невыполнение по  их вине коллективных договоров).

1.4. Принципы, определяющие установление условий труда работников

 
Эта группа принципов носит организационно-управленческую природу. Она аккумулирует нормы трудового права, устанавливающие характер и условия взаимоотношений между работодателем и работниками в процессе  функционирования предприятия, организации, объединения. Среди названной группы ст. 2 ТК РФ выделяет следующие: 
1. Активное участие трудящихся и профсоюзов в установлении условий труда. Указанный принцип находит выражение в наделении работников правом участвовать в управлении организациями через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом, вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Наиболее ярким примером непосредственного участия работников в установлении условий труда и управлении организацией является обсуждение и одобрение на общих собраниях трудового коллектива проектов коллективного договора. Опосредованное участие трудящихся в управлении производством и установлении условий труда осуществляется через профсоюзные органы, а также другие представительные органы. В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»(в ред. от 24 ноября 1995 г.) единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект обсуждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа. При не достижении согласия в едином представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу (или иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект) на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем. ТК РФ (ст. 29) предусмотрел, что установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется с участием профессиональных 
союзов. Принцип активного участия трудящихся в установлении условий труда проявляется и в наделении трудового коллектива как самостоятельного субъекта права рядом полномочий. Он не только решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, но и рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия, определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот, определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций, решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором. 
Участвуя в установлении условий труда и в управлении производством, профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу: во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам организации и применения труда и, во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческую деятельность. Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию, осуществляя надзор и общественный контроль над охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

2. Принцип сочетания  государственного и договорного (локального) регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Принцип сочетания государственного (централизованного) и локального регулирования трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений в условиях экономической реформы и реформы трудового законодательства с принятием ТК РФ переживает период своего обновления. Характеризуя нормы, относящиеся к методу правового регулирования (см. главу 1 учебника), этот принцип отражает, с одной стороны, диалектику общего и особенного в трудовом праве, а с другой — перемещение центра тяжести нормирования труда с федерального уровня на автономный (локальный) уровень в рамках конкретных организаций. В практическом плане это проявляется в усилении хозяйской власти работодателя, в более полном и разнообразном наделении его полномочиями по правовому регулированию организации и применению труда в рамках автономной системы конкретного предприятия. Наглядным примером действия указанного принципа являются положения ст. 8 ТК, которая устанавливает, что работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, 
коллективным договором, соглашениями. При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. При этом важно иметь в виду, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного порядка, учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. 
Закрепление принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражает типичный в условиях рыночной экономики метод правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет трудового права. Здесь важно заметить, что рынок труда, общественные трудовые отношения не могут, с одной стороны, полностью быть за-урегулированными государством, а с другой — отданы на «усмотрение» и согласованное волеизъявление самих участников трудовых отношений — работников и работодателей. В первом случае была бы подорвана сама идея рыночной экономики в сфере труда, во втором рыночный характер сферы труда превратился бы в хаос. 
3. Принцип социального партнерства, включающего право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Закрепленный ст. 2 ТК РФ принцип социального партнерства в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними иных отношений является для российского трудового законодательства новым явлением, связанным с коренной переменой экономики страны, переходом ее на рыночные отношения, появлением на рынке труда работодателей — частных собственников средств производства. Социальное партнерство — многофакторное явление, но его основное назначение — наладить с помощью государства нормальные деловые отношения между трудом и капиталом, между работниками и работодателями. Статья 2 ТК РФ, устанавливая социальное партнерство как принцип правового регулирования, акцентирует внимание на правовом участии работников и работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений. Такой акцент подчеркивает главную идею партнерства — недопущение авторитарного режима и господства неограниченной хозяйской власти работодателя в указанных отношениях.

4. Принцип обеспечения  равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе. Этот принцип предусматривает весьма деликатную сферу взаимоотношений между работодателем и работниками, касающуюся продвижения работников по работе. Дело в том, что право «продвигать» остается за работодателем, поскольку он является носителем хозяйской власти на предприятии, в организации. Что касается работника, то он притязать на продвижение по работе с юридических позиций не может. Речь в данном случае идет о необходимости учета равенства возможностей работников на продвижение по работе. При этом законодатель, закрепляя указанный принцип (ст. 2 ТК РФ), устанавливает следующие условия для такого продвижения: недопущение дискриминации при оценке возможностей работников; учет производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Указанное выше равенство возможностей должно быть соблюдено работодателем не только при продвижении по работе, но и при направлении работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

5. Принцип обеспечения  права на обязательное социальное страхование работников. Этот принцип относится к числу традиционных в российском законодательстве. Он означает, что в период своей трудовой деятельности работник в обязательном порядке должен быть застрахован работодателем от различных страховых случаев (травм, профессиональных заболеваний и т. п.). В таких случаях предусматривается выплата работнику пособий по социальному страхованию на период болезни, а при стойкой утрате трудоспособности — пенсий. Однако новый ТК РФ, устанавливая указанный принцип(ст. 2), не содержит главы или специальных статей, посвященных социальному страхованию работников. Дело в том, что в настоящее время правовое регулирование социального страхования относится к другой самостоятельной отрасли права — праву социального обеспечения.

1.5. Принципы охраны труда  и защиты трудовых прав работников  

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.   

 Если какая-то  сторона охраны труда (правовая, медицинская, техническая или  экономическая) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не  обеспечивается.  

 В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве — это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система таких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права.

 

 

   ТК РФ (ст. 210) и Основы  об охране труда (ст. 4) закрепляют  основные принципы (или направления)  государственной политики в области охраны труда. Они представляют собой базу в подходе к решению вопроса охраны труда. Все принципы по направленности можно условно разделить на три группы:

1. организации  охраны труда;

2. экономической  политики в охране труда;

3. организационные.   

 К принципам организации охраны труда относятся следующие:

1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

2) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны;

4) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы;

6) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;

7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

8) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве;  

 Принципы экономической политики по охране труда следующие:

♦ проведение эффективной  налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты;

♦ участие государства  в финансировании мероприятий по охране труда;

♦ установление компенсаций и льгот за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современных техническом уровне производства и организации труда;

♦ защита интересов  работников, пострадавших от трудового  увечья, а также членов их семей.

Организационные принципы охраны труда:

• подготовка специалистов в области охраны труда, в том  числе в вузах и учреждениях  среднего профессионального образования;

Информация о работе Принципы трудового права