Принципы трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

Оглавление

1.Теоритическая часть…………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и классификация принципов трудового прав.…..………………………….…....6
1.2 Принципы, выражающие политику в области правового регулирования
рынка труда и эффективной занятости………………………………………………..…..…..10
1.3. Принципы социального партнерства в сфере труде…………………………………......13
1.4. Принципы, определяющие установление условий труда работников…………….…...15
1.5. Принципы охраны труда и защиты трудовых прав работников………………….........18
2. Практическая часть…………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………………..….....28
Список используемой литературы…………………………………………………..……...…29

Файлы: 1 файл

Принципы трудового права.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

3. Каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет  право на отдых. Работающему  по трудовому договору гарантируются  установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными  принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 ТК РФ признаны:

1) свобода труда,  включая право на труд, который  каждый свободно выбирает или  на который свободно соглашается,  право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение  принудительного труда и дискриминации  в сфере труда;

3) защита от  безработицы и содействие в  трудоустройстве;

4) обеспечение  права каждого работника на  справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5) равенство  прав и возможностей работников;

6) обеспечение  права каждого работника на  своевременную и в полном размере  выплату справедливой заработной  платы, обеспечивающей достойное  человека существовании для него  самого и его семьи, и не  ниже установленного федеральным законом МРОТ;

7) обеспечение  равенства возможностей работников  без всякой дискриминации на  продвижение по работе с учетом  производительности труда, квалификации  и стажа работы по специальности,  а также на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение  права работников и работодателей  на объединение для защиты  своих прав и интересов, включая  право работников создавать профессиональные  союзы и вступать в них;

9) обеспечение  права работников на участие  в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

10) сочетание  государственного и договорного  регулирования трудовых отношений  и иных, непосредственно связанных  с ними отношений;

11) социальное  партнерство, включающее право  на участие работников, работодателей,  их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

12) обязательность  возмещения вреда, причиненного  работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей;

13) установление  государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

14) обеспечение  права каждого на защиту государством  его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

15) обеспечение  права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

16) обязанность  сторон трудового договора соблюдать  условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

17) обеспечение  права представителей профессиональных  союзов осуществлять профсоюзный  контроль за соблюдением трудового  законодательства и иных актов,  содержащих нормы трудового права;

18) обеспечение  права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

19) обеспечение  права на обязательное социальное  страхование работников.

Сформулированные  в ст. 2 ТК РФ принципы проявляются  в различных институтах трудового  права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, направленный на защиту трудовых прав работников на всех стадиях трудового отношения.

 

1.2. Принципы, выражающие политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости

Принцип свободы труда означает, прежде всего возможность свободно распоряжаться каждым трудоспособным гражданином своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ, этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных условиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

Диалектическая  взаимосвязь принципа свободы труда  и права граждан на труд наглядно выражена в том, что государство  гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений; бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направлению, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту от необоснованных увольнений.

Специфической социально-правовой чертой принципа свободы труда является то, что он выражает определенные отношения между гражданином и государством по поводу труда, при которых обеспечение работой выступает как объект права и обязанности. При этом обязанности государства по обеспечению занятости не противоречат, а дополняют принцип свободы труда необходимыми гарантийными свойствами. Далее необходимо иметь в виду, что социальная направленность принципа свободы труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуатации их труда. В этом состоит одна из сторон целенаправленности принципа свободы труда. Другая ее сторона — постепенное превращение труда на свое благо и благо общества в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Подлинная социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общественно полезному труду на общественных и частных средствах производства, на земле, на государственных, кооперативных, акционерных и частных фабриках и заводах.

Таким образом, принцип свободы труда предполагает обеспечение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.

Запрещение  принудительного труда и дискриминации  в сфере труда. Этот принцип трудового права России основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)).

ТК РФ (ст. 3 и 4) раскрывает содержание указанного принципа, определяя понятие принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также устанавливая их безусловное запрещение.

Принудительный  труд — выполнение работы под угрозой  применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности; в качестве воздействия, вызванного неприязненными личными взаимоотношениями.

К принудительному  труду ст. 4 ТК РФ относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Вместе с  тем, принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой  обусловлено законодательством  о воинской обязанности и военной  службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую  в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу ^.выполняемую вследствие вступившего в силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при соблюдении судебных приговоров.

Следует полагать, что нарушением указанного принципа является чрезмерная эксплуатация наемного труда, которую нужно рассматривать и как проявление принудительного труда, и как проявление дискриминации в сфере труда. Мы полагаем, что перед наукой трудового права стоит задача определить критерии чрезмерности эксплуатации применительно не только к конкретному работнику, но и к коллективу работников организации.

Граждане, считающие, что они подверглись дискриминации  в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК).

Защита  от безработицы и содействие в трудоустройстве. Этот принцип трудового права сформировался в условиях перехода к рыночной экономике и появления такого негативного явления, как безработица. Он аккумулирует в себе довольно значительную группу правовых норм, направленных на обеспечение максимальной трудовой занятости граждан РФ.

В законодательстве следует выделить прежде всего Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г.1 с последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» от 20 апреля 1996 г.2 Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости.

Установленные в Законе от 20 апреля 1996 г. гарантии государства по реализации конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы относятся только к гражданам РФ, проживающим на ее территории. Гарантии государства по реализации прав граждан РФ, проживающих за пределами РФ, определяются международными договорами (соглашениями) РФ.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует  иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.Сама по себе незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

1.3. Принципы социального партнерства в сфере труде

С правовой точки  зрения социальное партнерство - это  согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными  в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:  - равноправие сторон (представители работников и работодатели, их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников как более слабой в экономическом и социальном отношении стороне подлинно равных возможностей с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий (ст. 39 ТК РФ); 

Информация о работе Принципы трудового права