Понятие трудового права как отрасли права, как отрасли науки и учебной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

Как отрасль права представляет собой систему установленных и принадлежащих государству правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работника и служащего и некоторые другие отношения, тесно связанные с трудом.

Файлы: 1 файл

дз.docx

— 21.41 Кб (Скачать)

1. 2.Понятие трудового права как отрасли права, как отрасли науки и учебной дисциплины.

Как отрасль права представляет собой систему установленных и принадлежащих государству правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работника и служащего и некоторые другие отношения, тесно связанные с трудом. Эти нормы, законные, подзаконные и локальные акты по близкому кругу регулируют общественные отношения, объединенные в соответствующие правовые институты, сума которых и составляет отрасль трудового права. Все нормы трудового права закрепляют условия труда рабочих и служащих, гарантируют права и свободы, определяют порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливают меру труда и размеры вознаграждения за труд. Именно поэтому нормы трудового права регулируют меры труда и меры воздействия к рабочим.

Как отрасль науки трудовое право представляет собой учение о трудовом праве как отрасли права, науки об основных институтах трудового права как отрасли права и отрасли науки, дает сравнительные знания и трудовом праве РБ и трудовом праве зарубежья. Наука отрасли трудового права вырабатывает соответствующие трудовые категории и термины, которые используются в трудовом праве, дает возможность определить эффективность норм трудового права и их воздействие на повышение уровня производительности, поэтому предметом науки трудового права является определенный комплекс общественный явлений и отношений, который служит объектом изучения и познавательной деятельности людей.

Как учебная дисциплина трудовое право представляет собой суму знаний о трудовом праве как отрасли права и науки.

Трудовое право – это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере труда и связанных с ним отношений.

Черты трудового права:

1)  самостоятельная отрасль права, которая обладает своим предметом и методом правового регулирования

2)  является одной из важнейших отраслей права, регулирующая отношения наемных рабочих

3)  одна из сложнейших отраслей права, т.к. трудовая деятельность наемных рабочих является очень многообразной. Это связано с различными производственными условиями, наличием большого числа профессий, специальностей, должностей. Из-за этого обширное законодательство в данной сфере общественных отношений, в том числе отраслевые, локальные и др.

4)  широкая сфера действия, т.е. нормы трудового права применяются для всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор

5)  очень динамичная отрасль, ее нормы изменяются и дополняются, т.к. изменяются отношения в трудовом праве.  

 

2. 3. Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они  не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют  субъектам трудовых отношений возможность  регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них  законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

5. ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА (ГРАЖДАНСКОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО, ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).

Особенностью системы  отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные  отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия. Например, к  регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с  трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. И это сходство часто затрудняет выяснение истины правовой природы тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение закона в правоприменительной практике. Во избежание этого нужно ясно представлять себе, что входит в предмет каждой из названных отраслей и в чем состоит сходство и различие в объекте правового регулирования.

Гражданское право, как  известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью  имущества определенным лицам или  с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные  отношения.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержание трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходимость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутреннему распорядку организации.

Для большинства трудовых договоров характерна обязанность  работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, специальности или должности, по которой заключен договор.

Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в гражданско-правовых договорах не несет никаких имущественных  обязанностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.

Различие по методу состоит  в том, что в трудовом праве  стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в  то время как в гражданском  праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров.

Отношения, входящие в  предмет трудового права, также  как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и  с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации  между работодателем и работником, осуществляющим трудовую деятельность, в том время как вторые либо «внешние», причем с использованием специфического метода государственно-властного характера (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности государства. Значительную роль здесь составляют отношения по государственной службе.

Для всех этих отношений  характерно, что их субъекты находятся  в соподчиненном положении, когда  один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провести нельзя, ибо это черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.

Нужно отметить, что Федеральный  закон «Об основах государственной  службы Российской Федерации», принятый 31 июля 1995г., весьма подробно регламентируя  статус государственных служащих, правила  прохождения ими государственной  службы, фиксирует (ст. 4), что на государственных  служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, ранее входило в трудовое право.

Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев  от размера оплаты труда и величины трудового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

В то же время право  социального обеспечения – это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из общественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.

В условиях перехода к  рыночной экономике все большее  развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Значительная их часть носит добровольный характер.

Нотариальную основу такого страхования составляют страховые  фонды, находящиеся в управлении специальных организаций (страховщиков), образованные из взносов заинтересованных организаций и граждан (страхователей) для возмещения имущественных потерь, возникающих у лиц, участвовавших  в его образовании.

Поэтому же принципу создаются  и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Правовой основой для  этого явился Указ Президента РФ от 16 сентября 1992г. «О негосударственных  пенсионных фондах».

Как видно, названные фонды  существуют наряду с обязательным государственным  страхованием.

Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых  платежей, во-вторых, в обеспечении  трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным  государством.

Но если раньше фондами  государственного социального страхования  распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального  страхования – специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отделения. Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов (ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»).

Изменения в органах, управляющих  социальным страхованием повлекут за собой соответственно и изменение  содержания отношений по социальному  страхованию, и если ранее они  входили в трудовое право, то теперь, также как и отношения страхователей  с пенсионным фондом, видимо, войдут в предмет права социального обеспечения.

Таким образом, трудовое право  представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе труда  на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работника (отношения, тесно связанные с трудовыми).


Информация о работе Понятие трудового права как отрасли права, как отрасли науки и учебной дисциплины