Общая характеристика источников трудового права РФ

Автор: Анастасия Денисова, 06 Октября 2010 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению.
Под источником права в юридическом смысле принято понимать его значение только как специфической формы выражения правовых норм и придания им обязательности.
Как идентичные понятию «источник права» обычно рассматриваются термины «форма права» или «внешняя форма права». Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду источник права в формальном, юридическом смысле.
В современных условиях хозяйствования правовое регулирование трудовых отношений требует большей гибкости и динамичности, которые позволяют учитывать особенности экономического развития, производственной специализации отдельных регионов, отраслей, профессий. Достижение этой задачи осуществляется посредством сочетания законодательного (централизованного) и договорного регулирования (социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного) отношений в сфере труда.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды источников трудового права ………………….......... 5
1.1. Понятие и особенности источников трудового права ………….. 5
1.2. Классификация источников трудового права …………………… 9
Глава 2. Характеристика отдельных видов источников трудового права … 11
2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений .. 11
2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права ………... 13
2.3. Федеральные законы и подзаконные акты ………………………... 15
2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права ………………………………………………………………… 17
2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права …………………………………………………………………. 19
2.6. Правовые акты органов местного самоуправления ……………… 20
2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права ……………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………… 26
Список используемой литературы …………………………………………….. 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     Федеральные министерства и ведомства также  издают нормативные акты отраслевого  и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве. Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими.

     Признание нормативного правового акта недействующим  означает утрату им юридической силы с момента вступления решения  суда об этом в законную силу. 

     2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права

     В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации  вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст. 6 ТК РФ, но и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

     После появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним.

     К ведению федеральных органов  государственной власти в сфере  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений относится  принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

     - основные направления государственной  политики в сфере трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений; 

     - основы правового регулирования  трудовых отношений и иных  непосредственно связанных с  ними отношений (включая определение  правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни  и здоровья работников в процессе  трудовой деятельности);

     - обеспечиваемый государством уровень  трудовых прав, свобод и гарантий  работникам (включая дополнительные  гарантии отдельным категориям  работников);

     - порядок заключения, изменения и  расторжения трудовых договоров; 

     - основы социального партнерства,  порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

     - порядок разрешения индивидуальных  и коллективных трудовых споров;

     - принципы и порядок осуществления  государственного надзора и контроля  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

     - порядок расследования несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

     - систему и порядок проведения  аттестации рабочих мест по  условиям труда, государственной  экспертизы условий труда, подтверждения  соответствия организации работ  по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны труда;

     - порядок и условия материальной  ответственности сторон трудового  договора, в том числе порядок  возмещения вреда жизни и здоровью  работника, причиненного ему в  связи с исполнением им трудовых  обязанностей;

     - виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

     - систему государственной статистической  отчетности по вопросам труда  и охраны труда; 

     -особенности  правового регулирования труда  отдельных категорий работников.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

     В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон. 

     2.5. Акты высших судебных органов  как источники российского трудового  права

     Судебная  практика (судебный прецедент), на наш  взгляд, не является источником права  в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства.

     Конституционному  Суду РФ приходится решать вопрос о  конституционности того или иного  нормативного акта. Если же Конституционный  Суд придет к выводу о несовершенстве закона, то он в порядке законодательной инициативы может обратиться в Государственную Думу с предложением о его изменении или дополнении. Несмотря на то, что указанные суды высшей инстанции ориентируют судебную практику на единообразное правопонимание, они все же не уполномочены "творить" право. В научном мире в отношении того, можно ли относить постановления Конституционного Суда РФ к источникам права, существуют две противоположные точки зрения. 

     2.6. Правовые акты органов местного  самоуправления

     Согласно  ст. 5 ТК РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий. 
 
 

     2.7. Соглашения, коллективные договоры  и локальные акты организаций  как источники трудового права

     Трудовое  право - достаточно специфическая отрасль  права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и защитную (социальную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та, и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая - как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников.

     Однако  правовая и социальная защита работников, как и реализация (осуществление) защитной функции трудового права, обусловливают наряду с действием централизованных норм права необходимость освоения и развития иных средств и способов воздействия на общественные отношения в сфере применения труда. Освоение таких средств, отвечающих нынешнему состоянию экономики и интересам работников и работодателей, было успешно начато. Выработаны механизмы согласования интересов работников и работодателей на основе принципов социального партнерства путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора в организациях, а также соглашений различного уровня, выходящих за рамки работодателя.

     Государство, определив рамки локального регулирования  и установив основные принципы такого регулирования, далее не вмешивается в данную сферу. Дальнейшее регулирование происходит в рамках нахождения компромисса между законными интересами основных участников правоотношений (в сфере труда это работник и работодатель). Указанный компромисс и оформляется в виде локальной нормы права. В науке трудового права локальное нормотворчество определяется и как средство восполнения пробелов трудового права. В качестве основных аргументов в пользу этого приводятся положения, связанные с их применением:

     - в рамках компетенции организации;

     - в случаях, оговоренных в законодательстве;

     - в сфере трудовых отношений,  подпадающих под действие принципов  трудового права.

     Практика  применения действующего законодательства позволяет более широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании труда в современной России. Данная позиция по вопросу правовой природы локальных норм представляется наиболее взвешенной и обоснованной. Тем более что в настоящее время она находит свое подтверждение в действующем законодательстве. Так, более широко возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст. 41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

     - формы, системы и размеры оплаты  труда; 

     - выплата пособий, компенсаций; 

     - механизм регулирования оплаты  труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

     - занятость, переобучение, условия  высвобождения работников;

     - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

     - улучшение условий и охраны  труда работников, в том числе  женщин и молодежи;

     - соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

     - экологическая безопасность и  охрана здоровья работников на  производстве;

     - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; 

     - оздоровление и отдых работников и членов их семей;

     - контроль за выполнением коллективного  договора, порядок внесения в  него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

     - отказ от забастовок при выполнении  соответствующих условий коллективного договора.

     Анализ  содержания ст. 41 ТК РФ позволяет сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют содержание (условия) коллективного договора. Но не стоит забывать, что в случаях прямого предписания, содержащегося в действующих законодательных актах, о включении определенных нормативных положений в коллективный договор стороны обязаны закрепить эти предписания в тексте договора. В остальных случаях они с учетом экономического состояния организации вправе формировать содержание коллективного договора самостоятельно.

     На  современном этапе локальный  нормативный правовой акт, принятый в организации, является самостоятельным источником (формой) трудового права, результатом правотворчества трудового коллектива и работодателя (их представителей), содержащим обязательные правила поведения (локальные нормы)12.

     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод, что организация, созданная в  соответствии с действующим законодательством, имеет свои нормотворческие органы, способна устанавливать свой внутренний правопорядок. В свою очередь, государство обеспечивает ей возможность осуществлять правотворческую деятельность, гарантирует ей правовую, в том числе судебную защиту. Однако результаты правотворческой деятельности не должны противоречить действующему законодательству о труде Российской Федерации.

Информация о работе Общая характеристика источников трудового права РФ