Международно-правовое регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей международно-правового регулирования труда, а также проблемных аспектов по рассматриваемым вопросам.

Оглавление

Введение 2
2 . Понятие и принципы международно-правового регулирования трудовых отношений 4
3. Цели международно-правового регулирования трудовых отношений 9
4. Субъекты международно-правового регулирования трудовых отношений 11
5. Международная Организация Труда 12
5.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 17
6. Источники международно-правового регулирования трудовых отношений 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая по тп.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

 № 98 - о  праве на организацию и коллективные переговоры (1949 г.)

Конвенция устанавливает, что коллективные переговоры проводятся с целью регулирования условий  труда путем заключения коллективных договоров и призывает осуществлять в этой связи меры поощрения и  способствования полному развитию и использованию процедуры ведения  переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями  работодателей и организациями  работников.

 № 122 - о  политике в области занятости  (1964 г.), в которой определены международные правовые стандарты политики в области занятости

№ 135 - о правах представителей трудящихся на предприятиях (1971 г.),

 № 141 - об  организациях трудящихся в сельском  хозяйстве,( 1975 г.), предоставляющая организациям сельских трудящихся возможность участвовать в экономическом и социальном развитии.  каждое государство, которое ратифицировало настоящую Конвенцию, обязалась осуществлять политику активного поощрения сельских организаций, в частности с целью устранения препятствий, стоящих на пути их создания, их роста и осуществления ими законной деятельности, а также прекращения законодательной и административной дискриминации, объектом которой могут быть организации сельских трудящихся и их члены. 

 № 151 - о  защите права на организацию  и процедурах определения условий  занятости на государственной  службе (1978 г.),

№ 153 -о продолжительности  рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте (1979 г.),

№ 155 - о безопасности и гигиене труда и производственной среде (1981 г.), № 161 - о службах гигиены  труда (1986. г.),

 № 168 - о  содействии занятости и защите  от безработицы (1988 г.), № 171 - о  ночном труде (1990 г.) и некоторые  др.

Всего Международной  Организацией Труда было принято  более 186 конвенции.

На  95-й сессией  Генеральной конференции МОТ 15 июня 2006 года в Женеве была принята Конвенция  № 187 «Об основах, содействующих  безопасности и гигиене труда». Президент  России Дмитрий Медведев подписал Федеральный  закон «О ратификации Конвенции  об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187)» . Федеральный закон был принят Государственной Думой 24 сентября 2010 года и одобрен Советом Федерации 29 сентября 2010 года. 

Конвенции и  рекомендации МОТ разрабатываются  и принимаются Международной  конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях  МОТ). МБТ готовит предварительные  доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается  специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинство в 2/3 присутствующих делегатов.

Конвенция после  ее ратификации обычно двумя государствами  – членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и  налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства. В случае ратификации  конвенции государство обязано  принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в  МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

Рекомендация  не является международным договором  и не требует ратификации. Вместе с тем было бы неверным недооценивать  ее значение и определенную юридическую  силу. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение  ввести соответствующие нормы в  национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в  мировом опыте, необходимый для  совершенствования национального  законодательства. Иными словами, рекомендация – источник информации и модель для совершенствования национального  законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет  положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет  возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.

Согласно Уставу принятие государством конвенции или  рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в  данной стране законодательство.

Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций.

Уставом МОТ  создан специальный механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами  обязательств по соблюдению международных  трудовых стандартов.

Представления (жалобы) на государства – члены  МОТ, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть направлены в МОТ любым государством – членом МОТ, национальной организацией трудящихся и предпринимателей, международными организациями. Такие представления (жалобы) рассматриваются в комиссиях и комитетах, формируемых Административным советом, в том числе в Комитете по свободе объединений.

МОТ принимает  Конвенции и Рекомендации, посвященные  вопросам труда. Помимо конвенций и  рекомендаций было принято четыре декларации:

Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и  задачах МОТ (включенная сейчас в  Устав МОТ);

Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике;

Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и  принципах в сфере труда;

Декларация МОТ  о социальной справедливости в целях  справедливой глобализации 10 июня 2008 года. Это важнейшее заявление относительно принципов и политики, которое было принято Международной конференцией труда после того, как в 1919 году МОТ приняла свой Устав. В этой Декларации нашли отражение принципы, заложенные в Филадельфийской декларации 1944 года и в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года. В Декларации 2008 года излагается современное видение МОТ своего мандата в эпоху глобализации.

«Эта имеющая  историческое значение Декларация является новым энергичным подтверждением ценностей  МОТ. Она явилась результатом  трехсторонних консультаций, начавшихся сразу же после принятия доклада  Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации. Приняв этот документ, представители  правительств и организаций работодателей  и работников 182 государств — членов МОТ подчеркнули ведущую роль нашей трехсторонней Организации  в деле обеспечения прогресса  и социальной справедливости в контексте  глобализации. Совместно они приняли  на себя обязательства расширять  потенциальные возможности МОТ  во имя достижения этих целей посредством  Программы достойного труда. Декларация укрепляет  концепцию достойного труда, разработанную МОТ в период после 1999 года, используя ее в качестве стержневого элемента политики Организации  в целях решения своих уставных задач.

Декларация принята  в решающий политический момент и  отражает сложившийся широкий консенсус  относительно необходимости придания процессу глобализации сильного социального  звучания во имя обеспечения более  широких и справедливых результатов  для всех. Она является компасом, указывающим путь обеспечения справедливой глобализации, основанной на принципах достойного труда; кроме того, данная Декларация - это практическое средство обеспечения ускоренного прогресса с точки зрения выполнения Программы достойного труда на международном уровне. В ней также нашли отражение реальные перспективы развития благодаря выдвижению на передний план аспектов важности жизнеспособных предприятий в деле расширения занятости и создания возможностей получения доходов для всех». 8

В Декларации  излагается видение МОТ своего предназначения в эпоху глобализации. Это –  ориентир на XXI век. Приняв этот документ, представители правительства и  организаций работников и работодателей  государств-членов МОТ подчеркнули  ведущую роль МОТ в деле обеспечения  прогресса и социальной справедливости в условиях глобализации.

Что касается конвенций, принятые МОТ, то они подлежат ратификации  странами-участницами и являются международными договорами, обязательными  для исполнения в случае ратификации.

Даже в том  случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет  обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Основные принципы:

- свобода объединения  и права на ведение коллективных  переговоров;

- запрет дискриминации  в трудовых отношениях;

- искоренение  принудительного труда;

- запрет детского  труда

 Указанным  четырём принципам посвящены  также восемь Конвенций МОТ,  называющиеся фундаментальными.

1.Конвенция о  принудительном или обязательном  труде (1930 год) 

Предусматривает запрещение принудительного или  обязательного труда во всех его  формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы и труд при чрезвычайных обстоятельствах - во время войны, при пожаре, землетрясениях.

2.Конвенция о  свободе ассоциации и защите  права на организацию (1948 год)

Устанавливает право всех трудящихся и работодателей  на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения  предварительного разрешения и определяет ряд гарантий свободы из деятельности без вмешательства органов государственной  власти.

3.Конвенция о  применении принципов права на  организацию и на ведение коллективных  переговоров (1949 год)

Предусматривает защиту от любых дискриминационных  действий, направленных против профсоюзов, защиту организаций трудящихся и  работодателей от любых актов  вмешательства со стороны друг друга  и меры по поощрению процедуры  ведения коллективных переговоров.

4.Конвенция о  равном вознаграждении (1951 год)

Призывает устанавливать  равную плату и пособия мужчинам и женщинам за труд равной ценности.

5.Конвенция об  упразднении принудительного труда  (1957 год)

Запрещает использование  любой формы принудительного  или обязательного труда в  качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение  политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или  дискриминации.

6.Конвенция о  дискриминации в области труда  и занятий (1958 год)

С целью установления равенства возможностей и обращения  призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий  труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национального  или социального происхождения.

7.Конвенция о  минимальном возрасте для приема  на работу (1973 год).

Имеет целью  устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для  приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

8.Конвенция об  устранении нетерпимых форм детского  труда (1999 год)

Призывает к  принятию немедленных и эффективных  мер с целью запрещения и устранения нетерпимых форм детского труда, включая  рабство и аналогичную практику, принудительную вербовку для использования  в вооруженных конфликтах, для  занятия проституцией или в целях  порнографии, для какой-либо незаконной деятельности, а также работы, которая  может причинить вред здоровью, безопасности и нравственности детей.

 Указанные  Конвенции ратифицированы подавляющим  большинством государств мира  и за их исполнением МОТ  наблюдает особенно внимательно.

Свод минимальных  норм по входящим в компетенцию МОТ  вопросам социально-трудовых отношений  образуют  Международный кодекс труда. В его содержание входит: содействие полной занятости, профессиональная подготовка, условия труда и занятости (рабочее время, заработная плата, оплачиваемые отпуска), защита жизни и здоровья трудящихся, социальное обеспечение, ликвидация дискриминации в области труда, и др.

 Нормы принимаются  Международной Конфедерацией труда  в форме конвенций и рекомендаций. Международный кодекс труда предназначается  для использования государствами-членами  организации в практике регулирования  отношений в социально-трудовой  сфере.

Информация о работе Международно-правовое регулирование трудовых отношений