Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:54, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей международно-правового регулирования труда, а также проблемных аспектов по рассматриваемым вопросам.
Введение 2
2 . Понятие и принципы международно-правового регулирования трудовых отношений 4
3. Цели международно-правового регулирования трудовых отношений 9
4. Субъекты международно-правового регулирования трудовых отношений 11
5. Международная Организация Труда 12
5.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 17
6. Источники международно-правового регулирования трудовых отношений 20
Заключение 30
Список литературы 32
- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
- разработка
и осуществление программ в
области улучшений условий
- содействие
организациям трудящихся и
- разработка
и осуществление мер по защите
наиболее уязвимых групп
По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:
В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:
1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей
2. разработка
и принятие международных
3. оказание странам
помощи в решении социально-
4. проведение
исследований и осуществление
публикаций по социально-
Сравнительно
с новой деятельности МОТ является
её Программа в области
Основные задачи МОТ согласно её уставу:
Разработка согласованной
политики и программ, направленных
на решение социально-бытовых
Разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;
Помощь странам – членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
Защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищённых групп населения;
К 2001 г. МОТ приняла
более 182 конвенций и 190 рекомендаций
(в России действуют менее 1/3 этих
конвенций). Конвенции МОТ для
страны, к ним присоединившейся путём
их ратификации, обязательны для
исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации
МОТ не подлежат ратификации, но их
значение в том, что они часто
подробно разъясняют конвенции, дополняют
их, а рекомендации МОТ по вопросам,
не предусмотренным конвенциями, помогают
в совершенствовании
Основные трудовые права человека были закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного труда – Конвенция №29 (1936г.) и Конвенция №105 (1957 г.). В Конвенции №29 развёрнуто даётся понятие принудительного труда, в Конвенции №105 расширены меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.
Большое количество актов МОТ конкретизирует положения актов ООН о равноправии в труде и запрете дискриминации в труде и занятости (Конвенции №100, 111, 117 и др.).
Общие положения о занятости Пакта ООН 1966 г. и в частности о достижении государствами-участниками полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы слабо защищённых групп населения (инвалидов, женщин, молодёжи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определённым отраслям (сельскому хозяйству, рыболовству и др.). так, Конвенция №122 «О политике в области занятости» (1964г.) провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Эти положения закреплены в российском Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Конвенции №2 и 88 обязывают создавать бесплатные органы (бюро) занятости для обеспечения полной занятости.
В ряде актов МОТ установлены критерии незаконного увольнения и предусмотрена защита от них. Так, Конвенция №158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом. Данная Конвенция в России пока не ратифицирована, т.к. у нас эти основания закреплены чётче и яснее.
Конвенция МОТ №47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» ещё в 1935 г. установила международный стандарт рабочей недели – 40 часов как нормальное рабочее время. Этот стандарт некоторые развитые страны, например, Франция, по национальному законодательству сократили до 39 часов в рабочую неделю, а теперь она перешла на 35-часовую рабочую неделю. Сверхурочные работы согласно актам МОТ допускаются лишь в определённых случаях и пределах и подлежат дополнительной оплате.[11]
Ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска установлены Конвенциями МОТ №52 (1936г.) и №132 (1970г.), согласно которым такой отпуск предоставляется не менее трёх рабочих недель за каждый год работы. В стаж на отпуск засчитывается и болезнь, и отпуск по беременности и родам. Конвенция №14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921г.) установила еженедельные выходные дни.
По вопросам заработной платы МОТ приняла ряд конвенций и рекомендаций, в основном они касаются установления государственного минимума зарплаты (Конвенция №131 1970г.), равной оплаты за равноценный труд мужчины и женщины (Конвенция №100 1951г.), охраны заработной платы (Конвенция №95 1949г., обязывающая государства обеспечить систематическую выплату заработной платы).
Особенно много
конвенций и рекомендаций СОТ
по вопросам охраны труда (техники безопасности
и гигиены труда), в частности
о запрете использования
Ряд актов МОТ посвящён профсоюзам, их правам и правам на коллективные переговоры, например Конвенция №87 «О свободе ассоциации и защите прав на организации» (1948г.), Конвенция №11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921г.).
Акты ООН и МОТ дают международные стандарты почти по всем институтам особенной части трудового права и по многим вопросам общей части. Их влияние на национальное законодательство всех государств, в том числе и современной России, очень большое.
Источниками международно-правового регулирования трудовых отношений служат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств, двусторонние и многосторонние договоры.
Участие ООН
в международном регулировании
трудовых отношений предусмотрено
п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые
закрепляют право ООН с целью
создания условий стабильности и
благополучия, необходимых для мирных
и дружественных отношений
- повышению уровня
жизни, полной занятости
- разрешению
международных проблем в
- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержится ряд положений, касающихся трудовых отношений. Так, п. 2 ст. 21 Декларации провозглашает право каждого человека на равный доступ к государственной службе, ст. 22 - право на социальное обеспечение, ст. 23 - право на труд и защиту от безработицы, равную оплату, удовлетворительное вознаграждение за труд, создание профсоюзов и вхождение в них, ст. 24 - право на отдых, включая ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Важный документ ООН, закрепляющий трудовые права человека, - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.
Этот пакт содержит в ст. 2-15 основные международные трудовые права и указывает на осуществление провозглашенных прав без всякой дискриминации по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, национальному или социальному происхождению, имущественному положению, рождению или иным обстоятельствам (ст. 2), на обеспечение равного для мужчин и женщин права пользоваться экономическими, социальными и культурными правами. Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы.
Статья 7 Пакта ООН 1966 г. предусматривает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:
вознаграждение всем трудящимся:
справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд;
удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;
условия работы,
отвечающие требованиям
одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
Отдельные нормы,
связанные с трудовыми
Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений ее деятельности - создание международных стандартов. Оно выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций.
В числе основных можно назвать Конвенции:
№52 - об оплачиваемых отпусках (1936 г.), в которой установлены ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска. Согласно этой конвенции такой отпуск предоставляется не менее трёх рабочих недель за каждый год работы.
№ 87 - о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.).
Конвенция обязывает
государства-участников гарантировать
право на создание организаций без
предварительного разрешения для всех
трудящихся и предпринимателей, а
равно право на создание федераций
и конфедераций таких организаций.
Устанавливается обязанность
Информация о работе Международно-правовое регулирование трудовых отношений