Международно-правовое регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей международно-правового регулирования труда, а также проблемных аспектов по рассматриваемым вопросам.

Оглавление

Введение 2
2 . Понятие и принципы международно-правового регулирования трудовых отношений 4
3. Цели международно-правового регулирования трудовых отношений 9
4. Субъекты международно-правового регулирования трудовых отношений 11
5. Международная Организация Труда 12
5.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 17
6. Источники международно-правового регулирования трудовых отношений 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая по тп.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

- содействие  профессиональной подготовке и  переподготовке работающих и  безработных

- разработка  и осуществление программ в  области улучшений условий труда  и производственной среды, техники  безопасности и гигиены труда,  охраны и восстановления окружающей  среды

- содействие  организациям трудящихся и предпринимателей  в их работе совместно с  правительствами по регулированию  социально-трудовых отношений

- разработка  и осуществление мер по защите  наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей,  трудящихся-мигрантов).

По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:

  • Акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
  • Акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
  • Акты, регулирующие условия труда;
  • Акты по безопасности и гигиене труда;
  • Акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
  • Акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
  • Акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов;
 

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:

1. развитие социального  партнерства правительств, организаций  трудящихся и предпринимателей 

2. разработка  и принятие международных трудовых  норм: конвенций и рекомендаций  и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность)

3. оказание странам  помощи в решении социально-трудовых  проблем (в  МОТ это называется техническим сотрудничеством)

4. проведение  исследований и осуществление  публикаций по социально-трудовым  проблемам. 

 

5.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда

 

 Сравнительно  с новой деятельности МОТ является её Программа в области совершенствования  методов управления предприятиями  и повышения производительности труда, а также регулирования  занятости. Конечная цель Программы  МОТ по управлению предприятиями  – способствовать развитию у руководителей  предприятий более широкого подхода  к своим обязанностям по обучению персонала и другим аспектам повышения  производительности труда, усвоению руководителями техники управления современными предприятиями, методов руководства кадрами  и развитию прогрессивных взглядов на взаимоотношения между администрацией и трудящимися. Важное значение имеет практическая работа экспертов МОТ по такому обучению, и особенно руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.  

Основные задачи МОТ согласно её уставу:

Разработка согласованной  политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;

Разработка и  принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;

Помощь странам  – членам МОТ в решении проблем  занятости и сокращения безработицы;

Защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер  по особой защите в труде и занятости  слабо социально защищённых групп  населения;  

К 2001 г. МОТ приняла  более 182 конвенций и 190 рекомендаций (в России действуют менее 1/3 этих конвенций). Конвенции МОТ для  страны, к ним присоединившейся путём  их ратификации, обязательны для  исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто  подробно разъясняют конвенции, дополняют  их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального  трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые  к соответствующей конвенции  не присоединились.[10]  

Основные трудовые права человека были закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного  труда – Конвенция №29 (1936г.) и  Конвенция №105 (1957 г.). В Конвенции  №29 развёрнуто даётся понятие принудительного  труда, в Конвенции №105 расширены  меры по устранению принудительного  труда, в том числе запрет его  в качестве меры дисциплинарного  взыскания.  

Большое количество актов МОТ конкретизирует положения  актов ООН о равноправии в  труде и запрете дискриминации  в труде и занятости (Конвенции  №100, 111, 117 и др.).  

Общие положения  о занятости Пакта ООН 1966 г. и  в частности о достижении государствами-участниками  полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом  к защите от безработицы слабо  защищённых групп населения (инвалидов, женщин, молодёжи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определённым отраслям (сельскому  хозяйству, рыболовству и др.). так, Конвенция №122 «О политике в области занятости» (1964г.) провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Эти положения закреплены в российском Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Конвенции №2 и 88 обязывают создавать бесплатные органы (бюро) занятости для обеспечения полной занятости.  

В ряде актов  МОТ установлены критерии незаконного  увольнения и предусмотрена защита от них. Так, Конвенция №158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при  наличии законных оснований, связанных  со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом. Данная Конвенция в России пока не ратифицирована, т.к. у нас  эти основания закреплены чётче  и яснее.  

Конвенция МОТ  №47 «О сокращении рабочего времени  до сорока часов в неделю» ещё в 1935 г. установила международный стандарт рабочей недели – 40 часов как нормальное рабочее время. Этот стандарт некоторые развитые страны, например, Франция, по национальному законодательству сократили до 39 часов в рабочую неделю, а теперь она перешла на 35-часовую рабочую неделю. Сверхурочные работы согласно актам МОТ допускаются лишь в определённых случаях и пределах и подлежат дополнительной оплате.[11]  

Ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска установлены  Конвенциями МОТ №52 (1936г.) и №132 (1970г.), согласно которым такой отпуск предоставляется не менее трёх рабочих недель за каждый год работы. В стаж на отпуск засчитывается и болезнь, и отпуск по беременности и родам. Конвенция №14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921г.) установила еженедельные выходные дни.  

По вопросам заработной платы МОТ приняла  ряд конвенций и рекомендаций, в основном они касаются установления государственного минимума зарплаты (Конвенция  №131 1970г.), равной оплаты за равноценный  труд мужчины и женщины (Конвенция  №100 1951г.), охраны заработной платы (Конвенция  №95 1949г., обязывающая государства  обеспечить систематическую выплату  заработной платы).  

Особенно много  конвенций и рекомендаций СОТ  по вопросам охраны труда (техники безопасности и гигиены труда), в частности  о запрете использования некоторых  вредных веществ (белый фосфор, бензол и др.) в производстве, об охране труда  детей и подростков, минимальном  возрасте их допуска к отдельным  видам труда, о запрете использования  труда их и женщин на подземных  работах, о медицинском освидетельствовании  детей и подростков для выяснения их пригодности к труду в промышленности. Есть также акты, касающиеся охраны труда моряков, женщин, охраны материнства, ограничения подъёма тяжестей и ряд других актов по защите трудящихся на производстве, технике безопасности и гигиене труда, защите от профессиональных заболеваний. Так Конвенция №193 «О снабжении машин защитными приспособлениями (1963г.) предусматривает меры по безопасности для работающих с механизмами, оборудованием, Конвенция №148 (1977г.) – меры по защите трудящихся от профессионального риска (т.е. профессионального заболевания), вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, Конвенция №134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970г.) направлена на профилактику таких несчастных случаев.  

Ряд актов МОТ  посвящён профсоюзам, их правам и правам на коллективные переговоры, например Конвенция №87 «О свободе ассоциации и защите прав на организации» (1948г.), Конвенция №11 «О праве на организацию  и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921г.).  

Акты ООН и  МОТ дают международные стандарты  почти по всем институтам особенной  части трудового права и по многим вопросам общей части. Их влияние  на национальное законодательство всех государств, в том числе и современной  России, очень большое.

6. Источники международно-правового регулирования трудовых отношений

Источниками международно-правового  регулирования трудовых отношений  служат акты ООН и Международной  Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств, двусторонние и многосторонние договоры.

Участие ООН  в международном регулировании  трудовых отношений предусмотрено  п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые  закрепляют право ООН с целью  создания условий стабильности и  благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между  нациями, содействовать:

- повышению уровня  жизни, полной занятости населения  и условиям экономического и  социального прогресса и развития;

- разрешению  международных проблем в области  экономической, социальной, здравоохранения  и подобных проблем; международному  сотрудничеству в области культуры  и образования; 

- всеобщему уважению  и соблюдению прав человека  и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка  и религии. 

Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержится ряд положений, касающихся трудовых отношений. Так, п. 2 ст. 21 Декларации провозглашает право каждого человека на равный доступ к государственной службе, ст. 22 - право на социальное обеспечение, ст. 23 - право на труд и защиту от безработицы, равную оплату, удовлетворительное вознаграждение за труд, создание профсоюзов и вхождение в них, ст. 24 - право на отдых, включая ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.

Важный документ ООН, закрепляющий трудовые права человека, - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.   

 Этот пакт содержит в ст. 2-15 основные международные трудовые права и указывает на осуществление провозглашенных прав без всякой дискриминации по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, национальному или социальному происхождению, имущественному положению, рождению или иным обстоятельствам (ст. 2), на обеспечение равного для мужчин и женщин права пользоваться экономическими, социальными и культурными правами. Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы.

Статья 7 Пакта  ООН 1966 г. предусматривает право  каждого на справедливые и благоприятные  условия труда, включая в частности:

вознаграждение  всем трудящимся:

справедливую  зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд;

удовлетворительное  существование для них самих  и их семей в соответствии с  постановлениями настоящего Пакта;

 условия работы, отвечающие требованиям безопасности  и гигиены;

одинаковую для  всех возможность продвижения по работе на соответствующие более  высокие ступени исключительно  на основании трудового стажа  и квалификации;

отдых, досуг  и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Отдельные нормы, связанные с трудовыми отношениями, имеются и в принятом Генеральной  Ассамблеей в 1966 году Международном  пакте о гражданских и политических правах и в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 году, которая запрещает расовую дискриминацию при использовании труда, закрепляет право на свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд и др.

Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений  ее деятельности - создание международных  стандартов. Оно выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций.

В числе основных можно назвать Конвенции:

№52 - об оплачиваемых отпусках (1936 г.), в которой установлены  ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска. Согласно этой конвенции  такой отпуск предоставляется не менее трёх рабочих недель за каждый год работы.

№ 87 - о свободе  ассоциации и защите права на организацию (1948 г.).

Конвенция обязывает  государства-участников гарантировать  право на создание организаций без  предварительного разрешения для всех трудящихся и предпринимателей, а  равно право на создание федераций  и конфедераций таких организаций. Устанавливается обязанность государств-участников не вмешиваться в деятельность таких  организаций с целью воспрепятствовать  ее законному осуществлению. Конвенция  является одним из первых документов, направленных на защиту трудовых прав от посягательств со стороны государства.

Информация о работе Международно-правовое регулирование трудовых отношений