Международно-правовое регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей международно-правового регулирования труда, а также проблемных аспектов по рассматриваемым вопросам.

Оглавление

Введение 2
2 . Понятие и принципы международно-правового регулирования трудовых отношений 4
3. Цели международно-правового регулирования трудовых отношений 9
4. Субъекты международно-правового регулирования трудовых отношений 11
5. Международная Организация Труда 12
5.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 17
6. Источники международно-правового регулирования трудовых отношений 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая по тп.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 2

2 . Понятие и принципы  международно-правового  регулирования трудовых  отношений 4

3. Цели  международно-правового  регулирования трудовых  отношений 9

4.  Субъекты международно-правового  регулирования трудовых  отношений 11

5.  Международная Организация  Труда 12

5.1.  Международно-правовое  регулирование актами  МОТ занятости,  условий и охраны  труда 17

6. Источники международно-правового  регулирования трудовых  отношений 20

Заключение 30

Список  литературы 32 
 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена  тем, что сегодня невозможно рассматривать  национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей и тенденций, игнорируя зарубежный опыт и международно-правовое регулирование труда, а также тем, что Россия обязана приводить свое трудовое законодательство в соответствие с международными стандартами труда.

 Изменения,  происходящие в организации труда  в различных государствах, сопровождаются  расширением международно-правового  регулирования труда, основанного  на признании права на труд  и закреплении правовых стандартов, касающихся основных прав в сфере труда. Конституция РФ, установив приоритет международных норм над национальным законодательством, закрепила в ч. 4 ст. 15 указание на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, что нашло отражение и в российском трудовом законодательстве .  
Кроме того, проблемы международно-правового регулирования труда, соотношения международных и национальных норм о труде были и остаются предметом специальных исследований , что свидетельствует об особой актуальности темы курсовой работы.

 
Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с международно-правовым регулированием труда. 
Предметом являются вопросы международно-правового регулирования труда.

 
Целью работы является исследование особенностей международно-правового регулирования  труда, а также проблемных аспектов по рассматриваемым вопросам. 

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: 
- исследовать понятие международно-правового регулирования труда; 
- изучить источники международно-правового регулирования труда; 
- обозначить современные тенденции в международно-правовом регулировании труда; 
- проанализировать вопросы защиты основных прав и свобод человека в области труда; 
- рассмотреть вопрос о защите прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы.

 
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения  научного материала и практического  опыта. 
Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции РФ, актов международно-правового регулирования труда и других актов различной юридической силы, практики их применения, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий
 

 

2 . Понятие и принципы международно-правового регулирования трудовых отношений

Международно-правовое регулирование труда  представляет собой  установленную международными договорами  систему  стандартов по регулированию труда, которые  государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору, т.е. ратифицировавшие его, используют в национальном трудовом законодательстве.

Международно-правовое регулирование  следует рассматривать   как  добровольное  и дополнительное к национальному законодательству в области трудовых отношений. И  в тоже время при принятии норм международного права  будет характеризоваться  обязанностью государства следовать  данным нормам. Оно основывается на ратификации  конвенций и иных актов международных организаций  и их органов, участником  которых  является Россия. В основном это  связано с деятельностью Организации  Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ), а также с деятельностью Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Международные нормы, касающиеся трудовых отношений, направлены на то, чтобы усовершенствовать  систему внутреннего национального  трудового права.

В международно-правовых трудовых отношений важную роль играют принципы международно-правового регулирования, которые  представляют собой установленные  с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного  права, предусматривающие  правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

 В соответствии  с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством1

Основные принципы международно-правового регулирования  изложены Декларациях и Уставе МОТ. Большое внимание им уделено в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации».

Свободно вступая  в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей. Эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

Все государства-члены  имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно  в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые  являются предметом этих Конвенций, а именно:

1) свободу объединения  и действенное признание права  на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение  всех форм принудительного или  обязательного труда;

3) действенное  запрещение детского труда;

4) недопущение  дискриминации в области труда  и занятий.2 

В Декларации относительно целей и задач МОТ изложены следующие принципы:

      1) труд не является товаром;

      2) свобода   слова   и   профсоюзной   деятельности   является 

необходимым условием постоянного прогресса;

      3) нищета   в   любом   месте   является  угрозой  для  общего

   благосостояния;

      4) борьба  с  нуждой  должна  вестись с неослабевающей силой   в

   каждом  государстве и путем постоянных и объединенных международных

   усилий,  при  которых  представители   рабочих  и предпринимателей,

   пользующиеся  равными правами с представителями   правительств,

   присоединятся   к   ним   в   свободном   обсуждении   и  принятии

   демократических  решений в целях содействия  общему благосостоянию.3

На протяжении многих лет  МОТ успешно решает поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая конвенции и рекомендации, устанавливающие международные  трудовые нормы, руководствуясь в своей  деятельности принципами универсальности  и трехсторонности (трипартизма), сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением. 

Принцип универсальности.

Его можно назвать принципом всеобщности. Он обеспечивает возможность вступления в МОТ всем государствам, берущим на себя предусмотренные её Уставом обязательства (ст.1 Устава п.2-4). Принцип универсальности выражается также в характере вырабатываемых и принимаемых МОТ многих трудовых норм. эти нормы, в частности, направлены на создание условий в которых трудящиеся менее развитых регионов мира могли бы получить права, аналогичные правам рабочих и служащих стран с более передовым социальным законодательством. Тем самым международные нормы о труде отражают и основную цель деятельности МОТ, которая заключается в создании универсальной системы защиты основных прав человека, улучшения условий труда и жизни трудящихся. Такие универсальные нормы содержатся, например, в конвенциях МОТ о свободе ассоциаций и праве на коллективные переговоры (№87, №98), защите от принудительного труда (№29,. №105) и др. Международные трудовые нормы считаются универсальными ещё и потому, что в их разработке участвуют государства различного социального строя, экономической и политической систем. Универсальность международных трудовых норм в значительной степени способствует взаимодействию с нормами внутригосударственного права и применению этих норм государствами в национальном законодательстве, и тем самым осуществляется задача установления минимальных требований к поведению государств при решении конкретных социальных проблем.  

Принцип трёхсторонности (трипартизма).

В его основе лежит особая организация работы МОТ по разработке и принятию международных  норм о труде, а также контролю за их применением. Если принцип универсальности характерен для многих международных организаций, то принцип «трипартизма» присущ только МОТ. Он заключается в том, что в этой работе наряду с представителями государств-членов на равных с ними основаниях участвуют представители предпринимателей и трудящихся. Каждое государство – член МОТ направляет на ежегодную международную конференцию труда двух делегатов от правительства, одного делегата от предпринимателей и одного от трудящихся. Делегаты от предпринимателей и от трудящихся выступают и голосуют самостоятельно. Таким образом, каждая международная норма отражает интересы трудящихся и предпринимателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношением сторон в области труда.  

Контроль  за соблюдением государствами международных трудовых норм. Особое внимание в деятельности МОТ уделяется контролю за соблюдением конвенций МОТ, т.к., ратифицируя конвенцию, государства – члены МОТ фактически берут на себя обязательства проводить в жизнь положения этих актов. В соответствии с п.5 «е» ст.19 Устава МОТ государства обязаны представлять на рассмотрение компетентных властей вновь принятые конвенции, а также представлять Генеральному директору МОТ информацию о том, состоялась ли ратификация конвенции, и о мерах, необходимых для эффективного применения положений данной конвенции. В случае, если конвенция не ратифицируется соответствующими властями, государство обязано представлять по запросам МБТ доклады о состоянии законодательства, о существующей практике в его стране в областях, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым положениям конвенции путём принятия законодательных или административных мер или любым другим путём. Государство также должно информировать МБТ и о тех обстоятельствах, которые задерживают или препятствуют ратификации конвенции. Другая процедура контроля за практическим применением конвенций – рассмотрение жалоб от различных общественных организаций, а также государств. Наиболее активными в этой области оказались профсоюзы. Для рассмотрения жалоб от них в МОТ был создан специальный Комитет по свободе ассоциаций. Следует отметить ещё один метод контроля, который заложен в Уставе МОТ. В соответствии со ст. 26-34 Устава каждый член организации может подать жалобу в МБТ, если он не удовлетворён тем, насколько другой член Организации эффективно обеспечивает выполнение какой-либо конвенции, которую они оба ратифицировали. Разработана процедура рассмотрения такого рода жалоб. Однако даже в том случае, если весь механизм рассмотрения жалоб будет задействован и орган МОТ, ответственный за рассмотрение таких жалоб, признает факт нарушения конвенции, МОТ не может принудительно обязать государство изменить национальное законодательство, дабы оно не противоречило ратифицированной конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит твёрдой правовой базы для привлечения к ответственности государств – членов Организации, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Чаще всего ответственность носит моральный характер.

Информация о работе Международно-правовое регулирование трудовых отношений