Юридическим
фактом наличия трудового правоотношения
является и фактический допуск к работе,
даже если трудовой договор не был надлежаще
заключен (ст. 18 КЗоТ).
Фактом
изменения трудового правоотношения является
изменение существенных условий трудового
договора, а прекращением трудового правоотношения
– такой юридический факт, как прекращение
трудового договора по основаниям, предусмотренным
законом.
Содержание трудового правоотношения
– это взаимные трудовые права и обязанности
его субъектов, определенные трудовым
договором, трудовым законодательством
и коллективным договором, соглашением.
Работник обязан точно выполнять свою
оговоренную договором трудовую функцию,
подчиняясь правилам внутреннего трудового
распорядка данного производства, а работодатель
– соблюдать трудовое законодательство
и все условия труда работника, предусмотренные
трудовым и коллективным договором и трудовым
законодательством. В ст. 21 и 22 ТК подробно
перечислены основные права и обязанности
работника и работодателя. И в этих статьях
много нового по сравнению со ст. 2, 127 и
129 КЗоТ.
Определенность и стабильность трудового
правоотношения закреплены в ст. 24 КЗоТ, запрещающей
работодателю требовать от работника
работы, не обусловленной трудовым договором.
Трудовое
правоотношение – длящееся, основано
на трудовом договоре, действует во времени
и имеет личный характер. Работник не может
заменить себя по выполнению его трудовой
функции кем-то другим, и работодатель
тоже без оснований не может заменить
работника кем-то другим. Работодатель
имеет право дисциплинарной власти, поэтому
за трудовое правонарушение он может наказать
работника, привлечь его к дисциплинарной
и материальной ответственности.
§ 3. Правоотношения
по обеспечению занятости и трудоустройству
.
§ 3. Правоотношения
по обеспечению занятости и трудоустройству
Эти правоотношения
возникают при нуждаемости гражданина
в помощи со стороны государственных органов
в подыскании ему подходящей работы и
трудоустройстве, а может быть, и в получении
новой специальности, в переквалификации.
Поэтому правоотношения по обеспечению
занятости и трудоустройства предшествуют
трудовым правоотношениям, а при высвобождении
работников могут и последовать за прежними
трудовыми правоотношениями или же изменить
их при трудоустройстве в той же организации.
Если гражданин устраивается
на работу самостоятельно, без помощи
органов трудоустройства, у него не возникает
правоотношения по трудоустройству. Но
с появлением безработицы все труднее
становится устраиваться на работу самостоятельно.
Поэтому тот, кто ищет работу и готов приступить
к ней, обращается в органы службы занятости
за помощью в подыскании подходящей работы,
а если ее нет, то и для получения от этих
органов пособия по безработице.
Закон РФ «О занятости
населения в Российской Федерации» от
19 апреля 1991 г. в ред. от 20 апреля 1996 г. с
последующими изменениями и дополнениями
урегулировал отношения по обеспечению
занятости и трудоустройству, что является
гарантией реализации принципа обеспечения
права на труд и свободы труда. Основными
органами по этим вопросам является Министерство
труда и социального развития РФ и его
органы на местах.
Правоотношения по
обеспечению занятости и трудоустройству
возникают в трех взаимосвязанных видах:
правоотношение между
органом службы занятости и гражданином,
обратившимся в этот орган с заявлением
о помощи в подыскании подходящей работы
и признании его безработным;
правоотношение между
органом службы занятости и работодателем,
обязанным эту службу информировать о
потребности в кадрах, наличии вакантных
мест, предстоящих массовых высвобождениях,
перечислять взносы в фонд занятости и
принимать на вакантные места направляемых
органом службы занятости подходящих
работников;
правоотношение между
безработным, получившим направление
от органа службы занятости, и соответствующим
работодателем о приеме на работу.
Каждое из этих трех
видов правоотношений является самостоятельным,
со своими субъектами и содержанием, хотя
и взаимосвязанным с двумя другими общностью
целей: помочь гражданам в устройстве
на работу, а организациям — подобрать
кадры работников.
Правоотношение между
органом службы занятости и гражданином
возникает с момента обращения гражданина
в этот орган с заявлением о помощи в устройстве
на работу. Это заявление является основанием
возникновения данного правоотношения.
С момента регистрации
гражданина в качестве безработного это
правоотношение трансформируется в правоотношение
безработного с органом службы занятости.
Содержанием данного
правоотношения является обязанность
безработного своевременно проходить
регистрацию в качестве безработного
и использовать направления органа службы
занятости для подыскания и получения
подходящей работы.
Безработные имеют
право на бесплатную информацию о работе,
консультацию, профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку
по направлению органа службы занятости.
Орган службы занятости
обязан: оказывать бесплатное посредничество
между гражданином и работодателем в получении
подходящей работы, помощь гражданину
в выборе такой работы, услуги в профессиональной
ориентации и трудоустройстве высвобождаемым
работникам и другим категориям населения;
обеспечить регистрацию безработных и
оказывать им помощь в пределах своей
компетенции; выдавать в установленном
порядке пособия по безработице и приостанавливать
их выплату, устанавливать надбавки к
этим пособиям (и стипендиям, если гражданин
проходит профподготовку) с учетом иждивенцев.
Основанием прекращения
данных правоотношений является акт приема
на работу гражданина, т. е. заключение
с ним работодателем трудового договора.
Правоотношение между
органом службы занятости и работодателем
возникает с момента появления работодательской
правоспособности у организации и оканчивается
с ее ликвидацией.
Содержание этого правоотношения
составляют права и обязанности его субъектов.
Глава V Закона РФ «О
занятости населения в Российской Федерации»
предусматривает участие работодателей
в обеспечении занятости, их обязанности
(ст. 25) и права (ст. 26) по отношению к органу
занятости.
Так, работодатель обязан:
своевременно, не менее чем за три месяца,
представить полную информацию органу
службы занятости о возможных массовых
увольнениях трудящихся; возмещать затраты
органа службы занятости по созданию специальных
рабочих мест и профессиональной подготовке
работников, получивших профессиональное
заболевание или инвалидность на данном
производстве, путем перечисления средств
в фонд занятости; вносить своевременно
страховые взносы в фонд занятости; сообщать
о наличии вакантных мест.
Орган службы занятости
по данному правоотношению обязан:
анализировать, прогнозировать
спрос и предложение на рабочую силу и
бесплатно информировать работодателя
о состоянии рынка труда, вести учет свободных
рабочих мест и граждан, обращающихся
за трудоустройством;
информировать работодателей
при их обращении о возможностях обеспечения
рабочей силой;
разрабатывать и вносить
на рассмотрение местных органов власти
предложения об установлении для работодателя
квот (минимального количества специальных
рабочих мест) для приема инвалидов и других
граждан, требующих специальной защиты.
Работодатель имеет
право обжаловать действие органа службы
занятости в его вышестоящий орган, а также
в установленном законодательством судебном
порядке.
Правоотношение между
трудоустраиваемым гражданином и работодателем
возникает с момента передачи работодателю
гражданином направления органа службы
занятости.
Содержанием этого
правоотношения является обязанность
работодателя принять гражданина на работу
по направлению органа службы занятости,
выданному в счет установленной квоты
(брони), и обязанность трудоустраиваемого
по данному направлению представить работодателю
все необходимые при приеме документы.
Работодатель имеет
право принять на работу гражданина, непосредственно
к нему обратившегося, наравне с направленным
органом службы занятости, но не в счет
квоты. Имея право выбора, он может отказать
в приеме по направлению органа службы
занятости.
При приеме на работу
гражданина по направлению органа службы
занятости работодатель обязан вернуть
это направление в орган службы занятости
с указанием в нем дня приема на работу.
На этом правоотношение гражданина по
трудоустройству прекращается, и возникает
трудовое правоотношение. Если же в приеме
на работу работодатель отказывает, то
в направлении им делается отметка о дне
явки к нему гражданина и причине отказа
и возвращает его гражданину. В этом случае
правоотношение по трудоустройству не
трансформируется в трудовое правоотношение.
Но оно может возникнуть по новому направлению
с другим работодателем.
Государство гарантирует
предоставление работодателями в соответствии
с их заранее поданными заявками подходящей
работы на период не менее трех лет выпускникам
специальных учебных заведений. В случае
отказа в приеме на работу по направлениям
учебных заведений ранее заявленных выпускников
высших, средних специальных и профессионально-технических
учебных заведений соответствующие работодатели
производят целевые финансовые отчисления
в фонд занятости в размере годового среднего
заработка работника данной категории.
Выпускник, имеющий такое направление,
отказ в приеме на работу может оспорить
в судебном порядке.
Содержание
1. Понятие и система
правоотношений
2. Трудовое правоотношение
3. Особенности трудовых
правоотношений
4. Основания возникновения
трудовых правоотношений
5. Трудовые отношения, возникающие
в результате избрания на должность
или по конкурсу
6. Правоотношения по обеспечению
занятости и трудоустройству
7. Социально-партнерские
правоотношения в сфере труда
8. Правоотношения по профессиональной
подготовке кадров непосредственно
на производстве
9. Правоотношение по надзору
и контролю за охраной труда и соблюдению
трудового законодательства
10. Правоотношения по разрешению
трудовых споров
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Правоотношения в сфере трудового
права -- это урегулированные нормами трудового
законодательства отношения субъектов
трудовых и тесно связанных с ними производных
от трудовых отношений, входящих в предмет
трудового права.
Понятие правоотношения любой
отрасли права, в том числе и трудового,
это научная абстракция, поскольку в жизни
всегда существуют конкретные правоотношения
по труду конкретного работника.
Правоотношений сферы действия
трудового права столько, сколько общественных
отношений в предмете данной отрасли.
Поэтому в соответствии с девятью видами
общественных отношений, которые составляют
предмет трудового права, различают и
девять соответствующих видов правоотношений.
И нормы трудового права действуют именно
в этих правоотношениях.
Весь комплекс действующих
в данной организации трудовых и непосредственно
связанных с ними правоотношений представляет
собой трудовой правопорядок, так как
его содержанием является правомерное
поведение субъектов трудового права.
А таковое возможно, если все они соблюдают
свои трудовые обязанности. Если же кто-либо
из субъектов трудового права их нарушает,
то это трудовое правонарушение нарушает
и трудовой правопорядок организации.
Поэтому по количеству трудовых правонарушений
определяется и уровень соблюдения на
предприятии, в организации установленного
трудовым законодательством, договорами,
соглашениями трудового правопорядка.
Соблюдение его может быть высоким, средним,
слабым и плохим.
1. Понятие и
система правоотношений
Правоотношения в сфере трудового
права -- это урегулированные нормами трудового
законодательства отношения субъектов
трудовых и тесно связанных с ними производных
от трудовых отношений, входящих в предмет
трудового права.
Понятие правоотношения любой
отрасли права, в том числе и трудового,
это научная абстракция, поскольку в жизни
всегда существуют конкретные правоотношения
по труду конкретного работника.
Правоотношений сферы действия
трудового права столько, сколько общественных
отношений в предмете данной отрасли.
Поэтому в соответствии с девятью видами
общественных отношений, которые составляют
предмет трудового права, различают и
девять соответствующих видов правоотношений.
И нормы трудового права действуют именно
в этих правоотношениях.
Весь комплекс действующих
в данной организации трудовых и непосредственно
связанных с ними правоотношений представляет
собой трудовой правопорядок, так как
его содержанием является правомерное
поведение субъектов трудового права.
А таковое возможно, если все они соблюдают
свои трудовые обязанности. Если же кто-либо
из субъектов трудового права их нарушает,
то это трудовое правонарушение нарушает
и трудовой правопорядок организации.
Поэтому по количеству трудовых правонарушений
определяется и уровень соблюдения на
предприятии, в организации установленного
трудовым законодательством, договорами,
соглашениями трудового правопорядка.
Соблюдение его может быть высоким, средним,
слабым и плохим.
Чтобы раскрыть каждый вид правоотношений
сферы трудового права, необходимо указать
четко его элементы: субъекты; основания
(юридический факт) возникновения и прекращения;
основные права и обязанности субъектов
этого правоотношения, то есть содержание
юридической связи. Эту связь или содержание
правоотношения принято
раскрывать через обязанности
каждого его субъекта, поскольку им соответствуют
права другого субъекта этого правоотношения.
Исходя из предмета трудового
права система правоотношений этой правовой
отрасли включает следующие 9 групп правоотношений:
1) собственно трудовые отношения; 2) отношения
по организации труда и управлению трудом;
3) отношения по трудоустройству у данного
работодателя; 4) отношения по профессиональной
подготовке и переподготовке непосредственно
у данного работодателя; 5) отношения по
социальному партнерству; 6) отношения
по выработке проекта и заключению коллективного
договора; 7) отношения по материальной
ответственности сторон трудового договора;
8) отношения по рассмотрению трудовых
споров; 9) отношения по надзору и контролю
за соблюдением законодательства о труде.
Каждая из указанных групп отношений
имеет свои субъекты, объекты, содержание,
основания возникновения, изменения, прекращения.