– региональное соглашение на уровне субъекта Российской
Федерации, устанавливающее общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений
для данного региона;
– отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее
нормы оплаты и другие условия труда и
социальные гарантии и льготы для работников
отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение
может быть не только федеральным, но и
региональным;
– территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные
гарантии и льготы, связанные с территориальными
особенностями города, района, другого
административно-территориального образования.
Все
эти виды соглашений по договоренности
сторон, участвующих в переговорах, могут
быть двух- или трехсторонними (трипартизм),
когда третьей стороной является соответствующий
орган исполнительной власти. Соглашения,
которые предусматривают какое-то бюджетное
финансирование, заключаются при обязательном
участии представителя соответствующего
органа исполнительной власти.
Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:
генерального
– общероссийские объединения профсоюзов,
общероссийские объединения работодателей
и Правительство РФ;
отраслевого
(межотраслевого) тарифного – соответствующие
отраслевые общероссийские профсоюзы
и их объединения, общероссийские отраслевые
(межотраслевые) объединения работодателей,
иные уполномоченные работодателями представительные
органы и Министерство труда РФ.
На
уровне субъектов Российской Федерации
и административно-территориальных образований
в составе этих субъектов I участниками
соглашений могут быть:
регионального
– соответствующие профсоюзы и их объединения,
объединения работодателей (или иные уполномоченные
работодателями органы) и орган исполнительной
власти субъекта;
отраслевого
(межотраслевого) тарифного – соответствующие
профсоюзы и их объединения, объединения
работодателей (или иные уполномоченные
работодателями органы) и орган по труду
субъекта РФ;
территориального
– соответствующие профсоюзы и их объединения,
объединения работодателей (или иные их
представительные органы) и соответствующий
орган местного самоуправления.
К
заключению и действию социально-партнерских
соглашений, так же как и к коллективным
договорам, относятся принципы, указанные
ранее, а также порядок ведения коллективных
переговоров и заключения коллективных
договора и соглашения.
Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице
их представителей, которые свободны в
выборе круга вопросов для обсуждения
и включения в соглашение. Проект соглашения
разрабатывается в ходе коллективных
переговоров о нем.
Порядок,
сроки разработки проекта соглашения
и его заключения определяются трехсторонней
комиссией. Срок действия соглашения определяют
стороны, но не более трех лет. Стороны
могут и продлить действие соглашения
на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).
Термин
“социальные партнеры” закреплен в Конвенции
МОТ №87 (1948 г.) “Свобода ассоциации и зашита
права на организацию”, определившей
право социальных партнеров (работников
и предпринимателей) на защиту своих интересов,
а также право организации трудящихся
и предпринимателей свободно выбирать
своих представителей и формулировать
свою программу действий. Конечно, эти
программы отражают противоположные интересы
труда и капитала. Поэтому для социального
мира необходимо их социальное партнерство
как условие обеспечения развития экономики
страны.
Значение социально-партнерских соглашений для
работников в том, что они направлены на:
–
улучшение условий труда работников, повышение
его оплаты;
–
обеспечение охраны труда и улучшение
социально-бытового обслуживания работников;
–
повышение законодательного минимума
гарантий трудовых прав работников;
–
обеспечение занятости трудящихся, их
переквалификация для этого.
Трехсторонняя
Комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений ведет коллективные переговоры
и разрабатывает проект соглашения, устанавливает
сроки его действия и контроль за его выполнением.
Разработанный комиссией проект соглашения
подписывается полномочными представителями
социальных партнеров (сторон соглашения).
Подписанное соглашение в 7-дневныи срок
направляется представителями работодателей
на федеральном уровне – в Министерство
труда РФ, а на уровне субъекта Федерации
– в орган по труду данного субъекта для
уведомительной регистрации. Если этот
орган при регистрации выявит в соглашении
условия, противоречащие трудовому законодательству,
он сообщает об этом сторонам соглашения.
Этот порядок действует и при внесении
изменений и дополнений в соглашение.
Контроль за выполнением соглашений всех
уровней осуществляют стороны и их представители,
а также соответствующие органы по труду.
Ответственность представителей работодателей за уклонение
от участия в переговорах или необеспечение
в срок работы соответствующей комиссии
установлена Законом (ст. 25–28) – штраф
до 50 минимальных размеров оплаты труда,
налагаемый судом. Эти лица несут такую
же ответственность за нарушение или невыполнение
коллективного договора или соглашения,
а виновные в непредставлении информации
для коллективных переговоров или осуществления
контроля за соблюдением коллективного
договора, соглашения несут или такую
же ответственность, или дисциплинарную.
Для представителей профсоюзов и исполнительного
органа власти правовой ответственности
Закон не устанавливает.
ТК
несколько иначе гл. 8 представляет ответственность
сторон социального партнерства. В ст.
52 предусмотрена правовая ответственность для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных
переговорах по заключению и изменению
соглашения или коллективного договора:
они подвергаются штрафу в размере и порядке,
установленном Федеральным законом.
Статья
53 ТК предусматривает также правовую ответственность
и представителей работников (а не только
работодателей) за нарушение или невыполнение
обязательств по соглашению или коллективному
договору. Они подвергаются штрафу в размере
и порядке, установленном Федеральным
законом.
§ 1. Гарантии права
на труд и их связь с правом на обеспечение
занятости. Государственная политика
в области содействия обеспечению занятости
Два основных принципа правового
регулирования труда конкретизируются
в нормах института обеспечения занятости
и трудоустройства: принцип обеспечения
свободы труда и занятости, запрещающий
принудительный труд и дискриминацию
в труде, и принцип обеспечения права на
труд и защиту от безработицы, помощь в
трудоустройстве и материальную поддержку
при безработице (ст. 17, 18, 32, 34 и 37 Конституции
РФ). Оба они обеспечиваются юридическими
гарантиями.
Гарантии трудовых прав — это
условия, средства и способы обеспечения
реализации и защиты их от нарушений. Гарантии
могут быть социально-экономические (условия),
юридические и организационные. И одно
право может быть гарантией другого, более
емкого. Так, одной из существенных ныне
гарантий обеспечения права на труд является
право гражданина на обеспечение занятости
и содействие в трудоустройстве. Государство
гарантирует гражданам, постоянно проживающим
на территории Российской Федерации, свободу
выбора занятости, бесплатное содействие
Федеральной службы занятости в подборе
подходящей работы и трудоустройстве,
бесплатное обучение новой про-
87
фессии (специальности), повышение
квалификации через службу занятости,
предоставление предприятиями, учреждениями,
организациями в соответствии с их заранее
поданной заявкой подходящей работы выпускникам
учебных заведений, правовую защиту от
необоснованного увольнения и др. Это
лишь основные гарантии. Каждая из — них
довольно емкое понятие, гарантированное
определенной системой норм трудового
законодательства. Гарантии реализации
права на труд являются в то же время и
гарантиями обеспечения занятости, поскольку
реализовать свое право на труд — значит
быть занятым.
Принципы государственной политики
в области содействия занятости закреплены
в ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости
населения в Российской Федерации». В
новой его редакции подчеркивается, что
государство проводит политику содействия
реализации права граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость. Эта политика
направлена на развитие трудовых ресурсов,
обеспечение равных возможностей граждан
без всякой дискриминации в реализации
права на добровольный труд и свободный
выбор занятости, создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека, поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, обеспечение социальной
защиты в области занятости и помощь особо
нуждающимся в трудоустройстве, предупреждение
массовой и сокращение длительной (более
одного года) безработицы, поощрение работодателей,
сохраняющих действующие рабочие места
и создающих новые, и др. Согласно ст. 12
Закона РФ о занятости государство гарантирует
гражданам свободу выбора деятельности,
охрану труда, правовую защиту от необоснованного
увольнения или отказа в приме на работу,
а безработным — обеспечение социальной
поддержки, бесплатную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации, возможность
заключения срочных трудовых договоров
на оплачиваемые общественные работы.
В Законе РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
предусмотрено обеспечение занятости
инвалидов путем проведения различных
мероприятий, способствующих их жизнедеятельности
и повышению конкурентоспособности в
сфере труда (ст. 20—24).
В учебнике «Трудовое право»
под ред. профессора О. В. Смирнова (М., 2001.
С. 137) в 4-м издании появилось новое название
данного института трудового права: «Основы
правового регулирования рынка труда,
занятости, трудоустройства и права граждан
в области занятости». Не могу согласиться
с таким изменением названия, потому что,
во-первых, это противоречит Филадельфий-
88
ской Декларации 1944 г., включенной
в Устав МОТ, которая прямо предусмотрела,
что «труд не является товаром». А раз
так, то он и не должен продаваться на рынке,
где продаются только товары. То, что часто
у нас ныне употребляют старый, отживший
свой век термин «рынок труда», а в указанном
учебнике еще подчеркивается его правовое
регулирование трудовым правом, что неверно
по существу, свидетельствует лишь об
определенном консервативном догматизме.
Во-вторых, замена «рынком труда»
слова «обеспечение занятости» противоречит
также и Европейской социальной хартии,
так как она обязывает государства обеспечить
эффективное осуществление права на труд
(а не регулировать рынок труда, как сказано
в данном учебнике), имея в виду достижение
полной и эффективной занятости.
В-третьих, указанная замена
противоречит и действующей в России Конвенции
МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»,
провозглашающей главной целью государственной
деятельности активную политику, направленную
на содействие полной, продуктивной и
свободно избранной занятости трудоспособного
населения в целях роста экономики, повышения
уровня жизни, удовлетворения потребностей
в рабочей силе и решения проблемы безработицы.
Российский Закон о занятости населения
в своей преамбуле также это подчеркивает.
Именно он направлен на содействие обеспечению
занятости и трудоустройства. Трудовой
кодекс не имеет, как указывалось ранее,
ссылок на этот Закон и не воспроизводит
его норм.
.6. Право
граждан на содействие обеспечению
занятости и трудоустройству
Обеспечение занятости является
одновременно и обеспечением реализации
права граждан на труд. Содействие этому
является обязанностью государства и
его исполнительных органов власти, государственной
службы занятости. Они и работодатели
реализуют государственную политику в
области занятости по содействию реализации
прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную деятельность. Для
конкретного гражданина право на содействие
в обеспечении занятости означает помощь
ему соответствующих государственных
органов в подыскании подходящей работы,
т.е. реализации права на труд. Система
правовых норм по обеспечению занятости
включает меры по подысканию подходящей
работы и трудоустройству на нее, по обеспечению
стабильности и неизменности трудовых
договоров, по предотвращению незаконных,
необоснованных отказов в приеме на работу
и охране от незаконных переводов и увольнений.
Закон РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» в ст. 5 закрепил основные принципы
государственной политики в области занятости:
1) обеспечение всем гражданам России равных
возможностей в реализации их права на
труд и свободный выбор работы;
2) поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, содействие развитию
их способностей к производительному
творческому труду;
3) создание условий, обеспечивающих достойную
человека жизнь и свободное его развитие;
4) обеспечение социальной защиты граждан
в области занятости, помощь особо нуждающимся
в ней и в трудоустройстве;
5) сочетание местных мер с централизованными,
в области занятости;
6) поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места;
7) развитие трудовых ресурсов;
8) предупреждение массовой и сокращение
длительной (более одного года) безработицы;
а также принципы по координации действий
органов занятости с другими органами
и по международному сотрудничеству в
области занятости.
Эти принципы являются принципами института
содействия обеспечению занятости и трудоустройству
и отражают суть законодательства данного
института и направления его развития.
Право граждан на содействие обеспечению
занятости и трудоустройству закреплено
в разделе II Закона РФ «О занятости населения
в Российской Федерации». Это сложное
право, включающее ряд более простых прав
(возможностей получить определенное
благо), является важнейшей гарантией
реализации права на труд.
Содержание права на содействие обеспечению
занятости состоит из следующих прав граждан:
■ на проведение государственной политики
в области занятости;
■ на трудоустройство;
■ на бесплатную профессиональную подготовку,
переобучение, в том числе через службу
занятости с получением стипендии;
■ на профессиональную деятельность за
границей на основе контракта (на 2-5 лет);
■ на обжалование неправомерных действий
органов службы занятости, их должностных
лиц, в том числе и в суд.
Организационно-правовые формы обеспечения
занятости:
■ бесплатная профессиональная подготовка,
переподготовка, повышение квалификации
как непосредственно на производстве,
так и с помощью органов службы занятости;
■ направление на работу подготовленных
молодых специалистов и квалифицированных
рабочих;
■ квотирование рабочих мест для трудоустройства
слабо социально защищенных (инвалидов,
молодежи, женщин-матерей, одиноких родителей
и др.);
■ подыскание службой занятости безработному
подходящей работы и направление на нее;
■ создание новых рабочих мест на действующих
или вновь организуемых производствах,
поощрение этого исполнительным органами
власти и службой занятости различными
мерами;
■ внутреннее трудоустройство работника
администрацией на том же предприятии,
организации, намечаемого к высвобождению
или увольнению не пр его вине;
■ организация общественных работ и направление
на них безработных в качестве временных
работников с сохранением статуса безработного
и получением пособия по безработице;
■ различные специальные формы трудоустройства
граждан, нуждающихся в особой помощи
по устройству на работу (освобожденных
из мест заключения, демобилизованных
из армии и др.).
Трудоустройство – это подыскание подходящей
работы, включая необходимую переквалификацию,
повышение квалификации и устройство
на работу. Оно может осуществляться самостоятельно
гражданином или с помощью специального
органа, занимающегося трудоустройством.
В широком смысле трудоустройство – это
любой процесс устройства на работу: самостоятельное
и с помощью службы занятости и администрации
организации, обязанной предложить намеченному
к высвобождению или увольнению не по
его вине работнику другую имеющуюся работу
и с его согласия перевести на эту работу.
Трудоустройство в узком смысле – это
деятельность соответствующих государственных
органов по оказанию гражданину помощи
в устройстве на работу. Трудоустройству
в узком смысле могут помогать такие органы,
как военкоматы (для демобилизованных),
милиция (для вернувшихся из мест заключения),
комиссии по делам несовершеннолетних
(для подростков) и другие.
Есть общие и специальные формы трудоустройства.
К общим формам относятся самостоятельное
или с помощью службы занятости трудоустройство,
а также трудоустройство работодателем
в порядке перевода с согласия работника,
подлежащего высвобождению (увольнению)
без его вины, на другую имеющуюся работу.
К специальным формам трудоустройства
относятся:
■ организованный набор рабочей силы
в отъезд;
■ направление на работу выпускников
вузов, техникумов, ПТУ и других специальных
образовательных учреждений, заключивших
с работодателями соответствующие договоры
о подготовке для их производства квалифицированных
кадров;
■ направление безработного по установленной
квоте приема, обязательной для работодателя;
■ трудоустройство для работы за границей
по контракту.
Трудоустройство гражданина является
итогом обеспечения его занятости. Далее
действуют нормы Трудового кодекса РФ
по обеспечению стабильности его возникших
трудовых правоотношений.
Закон РФ «О социальной защите инвалидов»
предусмотрел, что органами власти инвалидам
предоставляются гарантии трудовой занятости
путем проведения ряда специальных мер
(ст. 20) – резервирование рабочих мест
по наиболее подходящим для них профессиям,
создание для них условий труда в соответствии
с индивидуальными программами реабилитации
инвалидов и др. Перечень приоритетных
для инвалидов профессий утверждается
Правительством РФ.
Одной из гарантий обеспечения права граждан
на занятость является предупреждение
массового высвобождения работников.
Критерием массового высвобождения работников
являются показатели численности высвобожденных
работников за определенный срок. Их определило
Положение об организации работы по содействию
занятости в условиях массового высвобождения,
в котором тоже предусмотрена программа
мероприятий по содействию занятости
в условиях массового высвобождения. Массовое
высвобождение происходит в следующих
случаях:
■ при ликвидации любого предприятия
численностью 15 и более работников;
■ при сокращении 50 и более человек в течение
месяца (30 дней), 200 и более человек в течение
двух месяцев (60 дней), 500 и более человек
за три месяца (90 дней);
■ при увольнении более 1 % общего числа
работающих в связи с ликвидацией предприятия
или сокращением численности штатов в
течение 30 календарных дней в тех регионах,
где общая численность занятых менее 5
тыс. человек, т.е. в малых городах.
Органы занятости, их права и обязанности
Работу органов занятости
организует Минтруд РФ. Их территориальные
органы (центры занятости) являются структурными
подразделениями соответствующих органов
исполнительной власти и местного самоуправления.
Их деятельность финансируется из фонда
занятости в соответствии с положением
о нем. Фонд занятости образуется за счет
обязательных страховых взносов работодателей
и страховых взносов из заработка работающих,
а также ассигнований из бюджета, добровольных
взносов и других поступлений.
Права службы
занятости, ее центров на местах
согласно Положению о ней следующие:
– запрашивать у работодателей
соответствующую информацию о потребности
в рабочей силе, предполагаемом высвобождении
работников и о количестве принятых и
уволенных, следить за динамикой рынка
труда;
– направлять работодателям
при наличии у них потребности в рабочей
силе граждан для трудоустройства;
– заключать по договоренности
от имени работодателей с гражданами договоры
о работе в другой местности, выплачивать
им компенсации по переезду за счет работодателя;
– направлять безработных
по их желанию на оплачиваемые общественные
работы;
– разрабатывать и
вносить на утверждение местных органов
самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся
в особой социальной защите;
– оказывать материальную
помощь семьям безработных;
– взыскивать в бесспорном
порядке страховые взносы в фонд занятости,
штрафы и недоимки по ним;
– распоряжаться в
соответствии с утвержденной сметой фондом
занятости.
Обязанности
органов занятости:
– анализировать, прогнозировать
спрос и предложение рабочей силы и информировать
о состоянии рынка труда;
– вести учет свободных
мест и трудоустраиваемых граждан;
– информировать граждан
и работодателей о возможностях получения
работы и обеспечения рабочей силой;
– помогать гражданам
в, выборе подходящей работы, а работодателям
– в подборе необходимых им работников;
– организовывать
профподготовку, переобучение и повышение
квалификации граждан в учебных центрах
ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать
им стипендии на этот период;
– оказывать гражданам
услуги в профессиональной ориентации
и трудоустройстве;
– регистрировать
безработных и оказывать им помощь, выдавать
пособия по безработице и приостанавливать
их выплату;
– подготавливать
предложения и заключения об использовании
рабочей силы в России.
Все услуги органы
занятости оказывают бесплатно.
Обязанности
работодателя в обеспечении занятости
населения (гл. V Закон о занятости):
– содействие проведению
государственной политики занятости на
основе стабильности трудовых договоров,
реализации мер по защите трудящихся в
случае приостановки производства или
высвобождения работников;