Коллективный договор. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Федеральная инспекция труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое право в условиях развития рыночных отношений и рынка труда в России приобретает огромное значение. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, труд стал свободен и работодатель не обязан приобретать рабочую силу в любом случае и безоговорочно. Во-вторых, на рынке труда и в процессе труда сталкиваются разные интересы субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - работников и работодателей – по поводу выгодного использования рабочей силы. В-третьих, чтобы согласовать интересы всех участников рынка труда, следует использовать цивилизованные средства. В-четвертых, чтобы уберечь субъекты трудового права от злоупотреблений и нарушений права, необходимо все отношения, связанные с трудом, нормативно урегулировать. Все перечисленные проблемы призвано решить трудовое право.

Оглавление

1. Введение стр.2
2. Коллективный договор стр.3-9
3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя стр.10-22
4. Федеральная инспекция труда стр.28-31
5. Список используемой литературы стр.32

Файлы: 1 файл

контрольная трудовая.docx

— 75.49 Кб (Скачать)

      Данное  основание увольнения ранее КЗоТ РФ не предусматривалось.

      Наиболее  характерными условиями его применения представляются следующие:

  1. к числу указанных подложных документов могут быть отнесены лишь документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса РФ — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний; иные документы в случае, предусмотренном частью второй этой статьи;
  2. что касается заведомо ложных сведений, то законодателем не оговорен перечень сведений, которые должен сообщать о себе поступающий на работу гражданин. Как правило, такие сведения указываются в заполняемых им анкетах, (хотя трудовым законодательством это прямо не предусмотрено);
  3. факты подложности представленного документа, т.е. полного составления заведомо ложного документа либо полного или частичного изменения подлинного документа, а также заведомой ложности представленных сведений должны быть соответствующим образом установлены;
  4. представление такого рода документов или сведений может быть совершено поступающим на работу гражданином только с прямым умыслом ввести работодателя в заблуждение при принятии решения о заключении трудового договора с данным гражданином.

Пункт 12 статьи 81 ТК РФ

Прекращение допуска к государственной  тайне, если выполняемая  работа требует допуска  к государственной  тайне.

      Данное  основание увольнения, как следует  из его содержания, может применяться  лишь в отношении работников, имеющих  допуск к государственной тайне  и выполняющих работу, требующую  такого допуска.

Вопросы, связанные с допуском граждан  РФ к сведениям, составляющим государственную  тайну, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» и Инструкцией  о порядке допуска должностных  лиц и граждан Российской Федерации  к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.

      Согласно  статье 21 названного Закона допуск граждан  к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и, в частности, предусматривает:

  • принятия на себя обстоятельств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
 

 

      С гражданином, оформляемым на работу (с работником, назначаемым на должность), по характеру которой необходим  доступ к государственной тайне, заключается договор об оформлении допуска к государственной тайне, который является приложением к  трудовому договору. Заключение трудового договора до окончания проверочных мероприятий не допускается.

      Условия прекращения допуска к государственной  тайне определены статьей 23 Закона РФ «О государственной тайне», а  сам допуск к ней может быть прекращен по решению руководителя организации по одному из оснований, указанных в этой статье (пункт 15 вышеупомянутой Инструкции). К их числу, например, относится признание судом  работника недееспособным или ограниченно  дееспособным; возникновение у него медицинских противопоказаний для  работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Минздравом России.

      Таким образом, основанием для расторжения  трудового договора по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ является вынесенное руководителем организации  решение о прекращении допуска  к государственной тайне, оформленное  надлежащим образом.

      Следует также отметить, что в случае отстранения  работника от работы со сведениями, составляющими государственную  тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным  подразделением, в котором указанное  лицо работает. Заключение утверждается руководителем организации и  об этом факте письменно сообщается в орган безопасности.

Пункт 13 статьи 81 ТК РФ

Случаи, предусмотренные  трудовым договором  с руководителем  организации, членами  коллегиального исполнительного органа организации.

      Данное  основание увольнения представляет собой отсылочную норму, согласно которой  помимо случаев, перечисленных в  статье 81 Трудового кодекса РФ, увольнение руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа по инициативе работодателя может производиться и в предусмотренных трудовым договором случаях.

      Перечень  таких случаев является открытым и устанавливается по соглашению сторон при заключении ими трудового  договора. При этом следует иметь  в виду, что достаточно широкий  диапазон усмотрения сторон трудового  договора (а, точнее, диапазон усмотрения работодателя) при установлении такого перечня не может быть абсолютно  произвольным. Предусматриваемые в  нем основания расторжения трудового  договора безусловно не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать правовое положение работника данной категории по сравнению с тем, как оно определено законом. В любом случае правомерность закрепления в трудовом договоре того или иного дополнительного основания его расторжения может быть оспорена в суде.

      Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что рассматриваемое положение  фактически дублируется нормами  пункта 14 статьи 81 и пункта 3 статьи 278 Трудового кодекса РФ, что, в  принципе, может привести к неоднозначности  практики увольнения по инициативе работодателя руководителя организации по основаниям, предусмотренным трудовым договором, а также к возникновению трудовых споров, связанных с вопросами  записей в трудовую книжку конкретных оснований увольнения.

Пункт 14 статьи 81 ТК РФ

Другие  случаи, установленные  Трудовым кодексом и  иными федеральными законами.

К таким  случаям Трудовой кодекс РФ относит:

  1. отстранение от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (пункт 1 статьи 278 ТК РФ);
  2. принятие уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора с руководителем организации (пункт 2 статьи 278 ТК РФ). В этом случае расторжение трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия не связано с его виновными действиями (бездействием). При этом ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение трудового договора в размере, определяемом трудовым договором (статья 279 ТК РФ);
  3. приемна работу, выполняемую увольняемым работником по совместительству, другого работника, для которого эта работа будет являться основной (статья 288 ТК РФ). Уместным представляется обратить внимание на следующее. Несмотря на то, что в указанной статье говорится о возможности прекращения трудового договора с работником, работающим по совместительству, речь, все же, идет именно о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, поскольку подобного основания прекращения трудового договора ни статья 77, ни статьи 83–84 Трудового кодекса РФ не предусматривают;
  4. дополнительные, помимо предусмотренных Трудовым кодексом, основания, содержащиеся в трудовом договоре с работником, работающим у работодателя - физического лица (статья 307 ТК РФ). При этом срок предупреждения об увольнении по всем возможным основаниям, а также случаи и размеры выплачиваемых при этом выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором;
  5. основания, предусмотренные трудовым договором с надомниками (статья 312 ТК РФ). Следует обратить внимание на то, что, как это следует из положений статей 251 и 312 Кодекса, предусмотренные его статьей 81 основания расторжения трудового договора в отношении надомников применяются лишь, если они предусмотрены в трудовом договоре;
  6. повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения педагогическим работником; применение педагогическим работником, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста 65 лет (пункты 1—3 статьи 336 ТК РФ).
  7. дополнительные, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, основания, закрепленные трудовым договором с работником религиозной организации (статья 347 ТК РФ). При этом срок предупреждения об увольнении только по этим основаниям, а также порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций, связанных с увольнением, определяются трудовым договором;
  8. неудовлетворительный результат испытания работника до истечения его срока (статья 71 ТК РФ). Если работодатель придет к выводу о том, что работник, принятый на работу с испытательным сроком, по каким либо причинам не справляется с порученной ему работой, т.е. оценит результат испытания как неудовлетворительный, до истечения срока испытания он вправе уволить такого работника, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. В этом случае расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного комитета и без выплаты выходного пособия. В трудовой книжке запись о причинах увольнения необходимо делать с указанием статьи 71 Трудового кодекса РФ.

      Следует также отметить, что в случае расторжения  трудового договора с работником по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 81 Кодекса, запись в трудовой книжке об увольнении работника должна содержать ссылку не только на данный пункт статьи 81, но и на соответствующую статью раздела XII Трудового кодекса РФ, а в  необходимых случаях — также  и на пункт трудового договора с указанием конкретной причины увольнения.

      В заключение представляется необходимым  обратить внимание на следующее. Законодатель напрямую не отнес увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ, к дисциплинарному взысканию, применение которого связано с соответствующими правилами, в том числе о сроках, установленных статьей 193 Кодекса; не относится к дисциплинарному взысканию и увольнение по пункту 11 статьи 81 ТК РФ.

      Тем не менее, хотя это и не вытекает непосредственно из положений Трудового  кодекса РФ, работодателю при решении  вопроса об увольнении работника  по указанным выше трем основаниям можно порекомендовать придерживаться ряда основных правил, установленных  статьей 193 ТК РФ, а именно:

  • предварительно затребовать от работника объяснения в письменной форме;
  • увольнение работника производить непосредственно после установления (например, по результатам служебной проверки) всех необходимых фактов и иных конкретных обстоятельств (в частности, времени, истекшего с момента совершения соответствующего виновного противоправного деяния работника, его последующего поведения и т.п.) и с их обязательным учетом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Федеральные инспекции труда
 

      В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная  инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

        государственный инспектор труда  РФ назначается и освобождается  от должности Правительством  РФ.

      Структура Федеральной инспекции труда  включает руководителя Федеральной инспекции труда – главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

      В состав департамента входят несколько  отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда  в соответствующих отраслях экономики  и промышленности.

      Постановлением  Правительства РФ от 28 января 2000г. № 78 утверждено «Положение о Федеральной инспекции труда».

      Государственная инспекция в субъекте Федерации  является территориальным органом  Министерства труда и социального  развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о  труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

      Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

      Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной  экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов  Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

      Государственная инспекция труда является юридическим  лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

      Основная задача государственной инспекции труда - государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

      Государственная инспекция труда выполняет следующие  функции:

  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);
  • расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;
  • рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
  • информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;
  • участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;
  • обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;
  • готовит и представляет в Министерство труда и социального развития Россия отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.

Информация о работе Коллективный договор. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Федеральная инспекция труда