Коллективный договор. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Федеральная инспекция труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое право в условиях развития рыночных отношений и рынка труда в России приобретает огромное значение. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, труд стал свободен и работодатель не обязан приобретать рабочую силу в любом случае и безоговорочно. Во-вторых, на рынке труда и в процессе труда сталкиваются разные интересы субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - работников и работодателей – по поводу выгодного использования рабочей силы. В-третьих, чтобы согласовать интересы всех участников рынка труда, следует использовать цивилизованные средства. В-четвертых, чтобы уберечь субъекты трудового права от злоупотреблений и нарушений права, необходимо все отношения, связанные с трудом, нормативно урегулировать. Все перечисленные проблемы призвано решить трудовое право.

Оглавление

1. Введение стр.2
2. Коллективный договор стр.3-9
3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя стр.10-22
4. Федеральная инспекция труда стр.28-31
5. Список используемой литературы стр.32

Файлы: 1 файл

контрольная трудовая.docx

— 75.49 Кб (Скачать)

      Необходимо  отметить, что на сегодняшний день вопросы, связанные с охраняемой законом тайной, действующим законодательством  практически не регламентируются. Исключение составляет, пожалуй, лишь институт государственной  тайны.

      Согласно  Закону РФ от 21.07.1993 «О государственной  тайне» (с изм. на 06.10.1997) государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 указанного Закона.

      Общее признаки, в силу которых информация может составлять коммерческую или  служебную тайну, перечислены в  статье 139 (часть первая) Гражданского кодекса РФ: информация составляет служебную или коммерческую тайну  в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и  обладатель такой информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

      Между тем, хотя законодатель непосредственно  не разграничил понятия коммерческой и служебной тайны, в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» к  служебной тайне относятся служебные  сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти в  соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (пункт 3); к коммерческой тайне относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (пункт 5). Как можно предположить из пункта 4 Указа Президента РФ к профессиональной тайне следует относить сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, адвокатская, нотариальная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, банковская тайна, тайна голосования и др.).

      Следует также учитывать, что в соответствии с вышеуказанной статьей 139 Гражданского кодекса РФ сведения, которые не могут составлять служебную или  коммерческую тайну, определяются законом  или иным правовым актом. Таким нормативным актом, в частности, является постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

      Сказанное позволяет сделать вывод, что  исчерпывающий перечень сведений, составляющих коммерческую, а также служебную  тайну, как таковой, отсутствует.

      Как следует из содержания нормы подпункта  «в» пункта 6 статьи 81 и статьи 192 Трудового кодекса РФ применение данного основания увольнения должно быть обусловлено одновременным  наличием следующих обстоятельств:

  1. закрепленной в трудовом договоре обязанности работника (часть первая статьи 57 ТК РФ) хранить государственную (коммерческую, служебную или иную охраняемую законом) тайну. Как уже было сказано выше, такая обязанность может вытекать и непосредственно из закона (например, пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1995 «Об основах государственной службы Российской Федерации», статья 15 Федерального закона от 17.07.1999 «О почтовой связи» и др.). При этом перечень сведений, относящихся к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне, следует закреплять в локальных нормативных актах организации и доводить под роспись до сведения работника (возможно также указание в трудовом договоре на положения соответствующих законов и иных нормативных актов, содержащие перечень сведений, составляющих охраняемую законом тайну);
  2. установленной причинно - следственной связи между фактом ознакомления работника охраняемой законом тайной, разглашенной им впоследствии, и исполнением им трудовых обязанностей;
  3. установленного надлежащим образом факта разглашения охраняемой законом тайны и вины в этом данного работника.

      В случае, когда за разглашение государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны в соответствии с законодательством работник привлекается к уголовной (например, статьи 138, 155, 183, 283 Уголовного кодекса РФ), административной (например, статья 13.14 вступающего в силу с 01.07.2002 Кодекса РФ об административных правонарушениях), это должно быть установлено соответственно вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий; увольнение как вид дисциплинарного взыскания носит в этом случае субсидиарный (дополнительный) характер. Если же работник привлекается только к дисциплинарной или дополнительно и к материальной ответственности (пункт 7 статьи 243 ТК РФ) названный выше факт и вина работника должны быть подтверждены иным способом (например, заключением или актом о результатах служебной проверки).

      Такое основание расторжения трудового  договора, как нарушение работником требований по охране труда, если это  нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало  реальную угрозу наступления таких  последствий (подпункт «д» пункта 6 ТК РФ) также относится к числу новшеств в регламентации трудовых отношений, введенных Трудовым кодексом РФ.

Обязанность соблюдать требования по охране труда  относится в соответствии с частью второй статьи 21 Кодекса к числу  основных обязанностей работника. При  этом общие обязанности работника  в области охраны труда, установленные  статьей 214 ТК РФ, конкретизируются для  соответствующих категорий работников законами, иными нормативными актами, а также правилами и инструкциями по охране труда.

      Помимо  вытекающей из статьи 193 Трудового кодекса  РФ обязанности работодателя установить и надлежащим образом оформить факт виновного нарушения работником требований по охране труда, безусловным  требованием при применении данного  основания увольнения является также  необходимость правильно установить и оформить как факт наступления  или заведомой реальной угрозы наступления тяжкого последствия в виде несчастного случая на производстве (глава 36 ТК РФ), аварии или катастрофы, так и причинно-следственную связь между указанным противоправным деянием (действием или бездействием) работника и вредными последствиями.

Пункты 7 и 8 статьи 81 ТК РФ

Формулировки  данных оснований увольнения практически  полностью воспроизводят содержание соответственно пунктов 2 и 3 статьи 254 КЗоТ РФ. С учетом этого ожидать  каких-либо изменений в сложившейся  правоприменительной практике не приходится.

Пункт 9 статьи 81 ТК РФ

Принятие  необоснованного  решения руководителем  организации (филиала, представительства), его заместителями  и главным бухгалтером, повлекшего за собой  нарушение сохранности  имущества, неправомерное  его использование  или иной ущерб  имуществу организации.

      Подобного основания расторжения трудового  договора по инициативе работодателя прежнее регулирование не содержало. Представляется, что его включение в Трудовой кодекс РФ является, в первую очередь, дополнительной мерой защиты имущества организации (и как следствие, прав его собственника) от необоснованных решений, принимаемых руководством организации, т.е. теми лицами, которые в силу своего должностного положения, а также требований законодательства наделены, как правило, достаточно широкими полномочиями по вопросам распоряжения этим имуществом, включая денежные средства.

      Так, руководитель организации без доверенности действует от ее имени, в том числе  представляет ее интересы, совершает  от имени организации сделки, утверждает штатное расписание, издает приказы  и дает указания, обязательные для  исполнения всеми ее работниками. При  осуществлении своих прав и исполнении обязанностей он обязан действовать  в интересах организации добросовестно  и разумно (статьи 69 и 71 Федерального закона от 26.12.1995 «Об акционерных  обществах», статьи 40 и 44 Федерального закона от 08.02.1998 «Об обществах с  ограниченной ответственностью»). Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (статья 7 Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете»). Реализация полномочий заместителей руководителя организации также предполагает осуществление ими в интересах организации добросовестных и разумных действий.

      Как видно из содержания нормы пункта 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ, законодатель прямо не указал на обязательное наличие вины перечисленных лиц  при принятии необоснованного решения. Из этого, на наш взгляд, следует, что такое решение, повлекшее указанные негативные последствия для имущества организации, может быть принято и невиновно (без умысла или по неосторожности), например, вследствие недостаточности опыта руководителя (его заместителей, главного бухгалтера), введения его в заблуждение другими лицами, недостатка знаний и т.п.

      Пока  неизвестно, будет ли расценено судебной практикой данное основание увольнения как вид дисциплинарного взыскания, применение которого предусматривает  необходимость соблюдения определенных правил увольнения.

      Между тем, по нашему мнению, при определенных условиях увольнение по пункту 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ вполне может  рассматриваться как дисциплинарное взыскание. Разграничение в этих случаях может быть проведено  в зависимости от наличия или  отсутствия вины, а также конкретной причины действия (недобросовестности, неразумности, иной причины), выразившегося в принятии должностным лицом такого необоснованного решения.

      В любом случае при расторжении  трудового договора по данному основанию  работодателю следует:

  1. иметь в виду, что необоснованность решения не означает его неправомерности;
  2. при установлении необоснованности решения должны быть приняты во внимание соответствующие требования законодательства, регулирующего вопрос, по которому принималось решение, обычные условия делового оборота и иные имеющие значение обстоятельства;
  3. должна быть установлена прямая связь между принятым необоснованным решением и наступившими вредными последствиями — нарушением сохранности имущества, неправомерным его использованием или иным ущербом имуществу организации.

Пункт 10 статьи 81 ТК РФ

Однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

      Аналогичная норма закреплялась статьей 254 (пункт 1) КЗоТ РФ в качестве дополнительного  основания для прекращения трудового  договора некоторых категорий работников при определенных условиях.

      В Трудовом кодексе РФ она относится  уже к числу основных оснований  расторжения трудового договора по инициативе работодателя и в отличие  от пункта 6 статьи 81 Кодекса не содержит какого-либо перечня грубых нарушений  трудовых обязанностей.

      Однако, с уверенностью можно предположить, что одной из главных проблем в применении данного основания при увольнении перечисленных в пункте 10 статьи 81 Трудового кодекса РФ лиц, станет имеющаяся неопределенность в вопросе о том, распространяется ли оно на все случаи нарушения руководителем или его заместителями трудовых обязанностей, включая и перечисленные в пункте 6 указанной статьи, либо является, как это было и раньше, дополнительным к названному пункту основанием увольнения.

По нашему мнению, отсутствие в содержании нормы  пункта 10 статьи 81 Трудового кодекса  РФ какого-либо указания на случаи, предусмотренные  пунктом 6, позволяет сделать вывод  о том, что любое однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем (его заместителем), в том числе и закрепленное в пункте 6, является основанием для расторжения с ним трудового договора именно по пункту 10 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Однако, только время покажет, по какому пути пойдет в этом вопросе правоприменительная практика.

Пункт 11 статьи 81 ТК РФ

Представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Информация о работе Коллективный договор. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Федеральная инспекция труда