Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 04:50, курсовая работа
Сущность этой корректировки заключается в социальной переориентации экономики, в постановке во главу угла «социальных приоритетов и нравственных ценностей страны».
Такой курс предполагает в числе прочих мер повышение статуса труда и его оплаты, решение проблемы занятости, создание эффективных механизмов социального партнерства.
Рассмотрены также вопросы
образования федераций и
В § 5 определяется правовое
положение государственных
24
ющих социальных групп и устремлены лишь к их удовлетворению, государство нацелено на согласование позиций сторон между собой и с общенациональными приоритетами. Таким образом, и, выполняя роль социального партнера, государство сохраняет свою позицию «над обществом». Главная его задача в механизме социального партнерства — посредничество, согласование разносторонних устремлений.
Отметим также, что в системе
социального партнерства
В параграфе рассмотрено
предложение ряда авторов: (М. Лушникова,
Е.Б. Хохлов, С.П. Маврин, А.В. Гребенщиков)
легализовать государство в качестве
особого субъекта права и аргументирована
позиция о целесообразности признания
самостоятельными субъектами права
органов государственной
Роль этих органов, участвующих в коллективных переговорах, сводится к выполнению двух задач. Во-первых, они помогают сторонам достичь соглашения. Во-вторых, представляют и защищают на переговорах общественные интересы. Они не могут принимать на себя конкретные обязательства и соответственно выступать стороной коллективного трудового спора.
25
Специально рассмотрен вопрос
об участии государства в
В главе III «Правовая природа коллективно-договорных актов» проводится анализ представлений о коллективном договоре в историческом и сравнительно-правовом контексте, исследуется сущность коллективно-договорного акта как специфического источника права.
Периодизация представлений
о коллективном договоре, предложенная
в § 1, выделяет четыре этапа в
становлении современной
На первом этапе (1900-1918 г.г.) сформировались основные представления о сущности коллективного договора, его сторонах, правовом и социально-экономическом значении, необходимости правового регулирования отношений, связанных с членством в профсоюзе, заключением и исполнением коллективных договоров.
Второй этап, начавшийся в 1918 г., характеризуется тем, что теоретическая разработка основ коллективного договора уступила место «законодательной нормировке». Коллективный договор превращается из доктринальной проблемы в «легислативную». В Германии, Австрии, Чехословакии, Франции принимаются законы о коллективном договоре.
В России 2 июля 1918 г. подписывается
Декрет Совета народных комиссаров РСФСР
«О порядке утверждения
Российское законодательство
о коллективных договорах в этот
период чрезвычайно мобильно (23 августа
1922 г. принимается еще один декрет
СНК РСФСР «О коллективных договорах»,
а в декабре 1922 г. — Кодекс законов
о труде), что вполне объяснимо
особенностями экономической и
политической ситуации в стране. Определяя
понятие коллективного
26
Серьезных теоретических исследований в этот период не проводилось. Второй этап продлился до начала 30-х годов, когда коллективные договоры перестали заключать.
Начало третьего этапа
относится к 1947 г. и связано с
возобновлением практики заключения коллективных
договоров. Коллективный договор трансформируется
из нормативного соглашения в документ,
носящий некоторую
К началу 50-х годов утвердилось
представление о коллективном договоре
как о специфическом
На четвертом этапе (с конца 50-х годов) представления о коллективном договоре меняются под влиянием решений XX съезда КПСС и общей демократизации социальной жизни.
Понятие коллективного договора уже включает указание на содержание в нем «... нормативных положений по вопросам, переданным законодательством о труде на разрешение администрации предприятия и фабзавместкома» (Г.К. Москаленко). Наряду с другими (производственная, тарифная, защитная) выделяется особая нормативная функция коллективного договора, которая заключается в установлении нормативных положений.
Вместе с тем советским
коллективным договором постепенно
утрачивается договорная сущность. Стороны
существенно ограничены в определении
структуры и содержания этого
акта, они обязаны воспроизводить
в нем нормы действующего законодательства
и положения утвержденного
Развитие научных идей
о юридической природе
27
трудовых отношений в период с начала века до конца 60-х годов подготовило почву для формирования современных представлений о коллективно-договорном акте. Их рассмотрению посвящен § 2.
Точкой отсчета для
разграничения истории и
Современная концепция коллективного договора включает признание его в качестве источника трудового права, специфического социально-правового акта, направленного, с одной стороны, на демократизацию внутрипроизводственных отношений, с другой — на упорядочение этих отношений путем установления условий труда и взаимных обязательств.
Важным событием для развития доктрины договорного акта явилось принятие Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г., который в определении коллективного договора подчеркнул его регулятивное значение, предусмотрел возможность заключения соглашений на отраслевом, региональном, профессиональном и др. уровнях, закрепил демократический порядок заключения договорных актов, возродил свободу коллективного договора (и соглашения): вопрос о заключении этих актов решается сторонами самостоятельно, они свободны и в определении содержания колдоговора, соглашения.
В 1995 г. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. внес редакционные уточнения в определение коллективного договора и соглашения, сохранив представление об их договорной сущности и регулятивной роли.
В настоящее время коллективный
договор большинством исследователей
признается локальным нормативным
актом, источником права. Вместе с тем,
отмечается наличие в нем
Представления о соглашении
по своей правовой характеристике близки
к понятию коллективного
28
Новым аспектом является связь понятия коллективного договора (а равно и соглашения) с концепцией социального партнерства. В литературе неизменно указывается на согласование интересов и потребностей участников трудовых отношений при заключении нормативных соглашений; достижение консенсуса при проведении коллективных переговоров. Наконец, коллективный договор и соглашение называются правовой формой социального партнерства, что отражает социальное значение договорных актов.
Рассмотрение представлений
о коллективном договоре в исторической
ретроспективе позволяет
Автором вводится обобщающее
понятие «коллективно-
Коллективно-договорный акт
представляет собой договор особого
рода. Основной его целью является
регулирование социально-
В отличие от других источников права коллективно-договорный акт имеет комплексный характер. Наряду с норма-
29
ми права он содержит обязательства
сторон. Обязательственная часть
носит вспомогательный
Специально рассматривается проблема сферы действия коллективно-договорного акта по кругу лиц.
Действующее законодательство
использует два противоречивых подхода
к решению данной проблемы. Статья
2 Закона от 11 марта 1992 г. определяет коллективный
договор как правовой акт, заключаемый
работниками организации, филиала,
представительства с
Статья 12 указанного закона предлагает совершенно иной подход. В том случае, когда единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников. Сфера действия коллективного договора, если следовать указанной норме, должна определяться на основании причастности работников к созданию представительных органов. Коллективный договор распространяется на тех работников, которые являются членами соответствующего профсоюза или участвовали в выборах совета трудового коллектива.
Такое положение тормозит развитие договорного процесса и препятствует выполнению договорным актом своего общественного назначения — установления справедливых условий труда для работников. В связи с этим предлагается вернуться к действовавшей продолжительное время модели «один работодатель — один колдоговор, охватывающий всех работников, занятых у этого работодателя».
30
Аналогичный подход должен использоваться при определении сферы действия соглашения любого уровня. Если работодатель связан соглашением, то работники, занятые у данного работодателя, безусловно, подпадают под действие соглашения.
Следует отметить, что подобное решение получило определенное распространение в зарубежной практике, а в некоторых странах — прямо закреплено в законе.
Глава IV «Коллективно-договорные
акты в системе источников трудового
права» посвящена характеристике коллективных
договоров и соглашений в их взаимосвязи
с другими источниками
В § 1 рассматривается соотношение
коллективно-договорных и нормативно-правовых
актов, определяются основы их гармонизации
в целях создания эффективной
системы правового
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений