Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 04:50, курсовая работа
Сущность этой корректировки заключается в социальной переориентации экономики, в постановке во главу угла «социальных приоритетов и нравственных ценностей страны».
Такой курс предполагает в числе прочих мер повышение статуса труда и его оплаты, решение проблемы занятости, создание эффективных механизмов социального партнерства.
Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном, региональном, территориальном, а также отраслевом (межотраслевом), профессиональном и локальном уровнях.
Особенностью российский модели трехстороннего сотрудничества является создание специального постоянно действующего органа — Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), который проводит как консультации, так и коллективные переговоры.
На региональном уровне также
создаются постоянно
Сложность системы социального партнерства в России порождает определенные трудности и проблемы, основной из которых является необходимость согласования сотрудничества на различных уровнях, выделенных по разным критериям. В свою очередь эта проблема имеет три аспекта:
а) согласование деятельности
постоянно действующих
б) согласование различных форм деятельности;
в) согласование между собой коллективно-договорных актов.
Перспектива развития системы
социального партнерства
17
сторонних органов. Консультативные
органы в виде постоянно действующих
комиссий (советов, комитетов) могут
функционировать при органах
исполнительной власти любого уровня
и органах местного самоуправления.
Основными уровнями коллективно-договорного
регулирования должны стать отрасль
и организация. Это упростит связи
в системе и будет
В § 3 определяется соотношение
государственного и коллективно-договорного
регулирования. Государственное регулирование
трудовых отношений в контексте
общественного развития представляет
собой управляющее воздействие
государства на подсистемы гражданского
общества. Коллективно-договорный процесс
выступает в качестве основной формы
социального партнерства, проявления
социальной самоорганизации. Соответственно
соотношение государственного и
коллективно-договорного
Два основных способа взаимодействия государства и гражданского общества — равноправное сотрудничество и управленческое воздействие государства на гражданское общество.
Применительно к коллективно-договорному
регулированию совершенно отчетливо
проявляются следующие
18
а) устанавливает принципы и правила ведения переговоров;
б) определяет легитимных представителей сторон и их правовой статус;
в) закрепляет принципы и (в
определенной степени) пределы коллективно-
г) регламентирует порядок разрешения разногласий в ходе переговоров и по поводу невыполнения (ненадлежащего выполнения) коллективно-договорных актов.
Наряду с этим государство
играет важную (главенствующую на сегодняшний
день) роль в установлении условий
труда, регулировании индивидуальных
трудовых отношений. Собственно, гармоничное
соотношение государственного и
коллективно-договорного
Правовой аспект проблемы соотношения различных методов регулирования трудовых отношений, проявляется в признании того или иного метода основным.
В России преобладающее значение
имеет государственное
Политика государства
на данном этапе должна ориентироваться
не на отказ от государственной регламентации
трудовых отношений и не на резкое
сокращение объема и содержания государственного
регулирования, а на создание максимально
благоприятных условий для
19
Вторая глава «Правовое
положение участников коллективно-договорного
процесса» ставит проблемы, связанные
с определением правового статуса
работодателей и их объединений,
представителей работников, органов
исполнительной власти и местного самоуправления,
участвующих в осуществлении
коллективно-договорного
В § 1 обосновывается необходимость
признания сторонами
Действующее законодательство допускает две неточности, относящиеся к определению сторон коллективного договора, соглашения. Во-первых, в качестве стороны называются работники, а не их организации. Во-вторых, проводится не вполне обоснованное разделение на стороны (работники и работодатели) и представителей сторон.
Исторический анализ законодательных
положений о сторонах коллективного
договора, действовавших в различные
периоды развития российского законодательства
о труде, приводит к выводу о том,
что признание одним из участников
коллективно-договорного
В современных условиях правовое значение коллективного договора изменилось. Колдоговор, а равно соглашение являются источниками права, нормативными соглашениями. Соответственно и заключать их должны юридически значимые субъекты. Трудовой коллектив (работников) нельзя отнести к «полноценным» участникам правоотношений — он наделен лишь некоторыми признаками субъекта права.
20
Однако, он не обладает организационной самостоятельностью, вследствие чего не может принимать на себя обязанности, нести юридическую ответственность.
Работники в коллективных
трудовых отношениях участвуют через
особые представительные организации,
специально созданные для взаимодействия
с работодателями, — профсоюзы. Последние,
хотя и не всегда обладают правами
юридического лица, тем не менее, являются
юридически определенным субъектом
права, общественным объединением, имеющим
свое наименование и устав. Признание
профсоюзов (их объединений) стороной
коллективно-договорного акта, а
не представителем стороны, как это
сделано в действующем
Одновременно необходимо
отказаться и от использования в
законодательстве понятия представителей
сторон, поскольку в качестве представителей
названы орган юридического лица
(руководитель) и орган профсоюза,
которые реализуют
В § 2 рассмотрено правовое положение сторон в коллективно-договорном процессе. Комплекс принадлежащих им прав и обязанностей включает статутные — определенные законом, и вытекающие из заключенного коллективно-договорного акта. Среди статутных прав и обязанностей работодателей и представителей работников особое значение имеет право на осуществление коллективно-договорного регулирования. Это право, с одной стороны, является производным от права на объединение, элементом свободы договора. С другой — это составная часть права работников на защиту своих интересов в сфере труда.
В качестве элементов права на коллективно-договорное регулирование можно назвать право вступать в коллективные переговоры и вести их, право разрабатывать и заклю-
21
чать коллективные договоры и соглашения, право самостоятельно определять их содержание.
Наряду с правами и
обязанностями в параграфе
В связи с этим, правомерно предложение о введении для работодателя дополнительных санкций в виде выплаты работникам компенсаций за несвоевременное исполнение или за неисполнение правовых норм коллективного договора, соглашения. Положения, о такого рода компенсациях, должны на первом этапе включаться в коллективно-договорные акты.
В § 3 освещается правовое положение профсоюзов и иных представителей работников в коллективно-договорном процессе. Основное внимание уделено:
1) критериям предоставления
профсоюзам права на
2) представительству работников — не членов профсоюза;
3) существованию наряду
с профсоюзами иных
4) множественности
Самая болезненная проблема, связанная с представительством работников, — это множественность представительных организаций и органов.
22
Действующее законодательство
выбрало наиболее демократичное
решение данной проблемы — создание
единого представительного
Выход из сложившейся ситуации
видится в использовании
Иначе должна решаться проблема множественности представителей на уровне отрасли (или другого, высшего по сравнению с организацией, уровня). Здесь непосредственное мнение работников учесть невозможно и, видимо, надо прислушаться к рекомендации экспертов МОТ о создании возможности выразить интересы своих членов не только представительным профсоюзам. На отраслевом и иных уровнях можно идти по пути создания единой комиссии по переговорам, включающей все заинтересованные профсоюзы.
В § 4 дается характеристика представителей работодателей в коллективных трудовых отношениях — объединений работодателей и иных уполномоченных работодателями органов. Правовой статус объединений работодателей базируется на положениях Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.).
Это некоммерческие организации,
основанные на членстве. Они создаются
с целью представительства и
защиты интересов работодателей, участия
в системе социального
23
ства и от организаций трудящихся, обладают правом на самоуправление, могут объединяться в федерации и конфедерации и приобретать права юридического лица.
Создание и деятельность
объединений работодателей в
России ставит ряд проблем, рассмотрению
которых и посвящен данный параграф.
В частности, анализируется возможность
и целесообразность создания объединений
работодателей «в чистом виде», т.е.
организаций, имеющих своей целью
исключительно участие в
Вторая проблема, вызывающая серьезные трудности на практике, — это критерии для объединения работодателей. В отличие от зарубежных стран, где работодатели объединяются на основе единой отраслевой принадлежности или действия в границах определенного территориального образования, в нашей стране в качестве основы для объединения используется большее количество критериев. В результате профсоюзы, образованные, как правило, по отраслевому принципу, не находят соответствующего социального партнера.
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений