Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 04:50, курсовая работа
Сущность этой корректировки заключается в социальной переориентации экономики, в постановке во главу угла «социальных приоритетов и нравственных ценностей страны».
Такой курс предполагает в числе прочих мер повышение статуса труда и его оплаты, решение проблемы занятости, создание эффективных механизмов социального партнерства.
4. Государство по отношению
к коллективно-договорному
Как участник системы социального
партнерства государство
В качестве носителя публичной
власти государство регулирует коллективные
трудовые отношения, определяет пределы
коллективно-договорного
Это ставит проблему гармонизации государственного и коллективно-договорного регулирования и соответственно нормативно-правовых и коллективно-договорных актов. Основами такой гармонизации должны явиться:
1) сохранение на обозримый
период значения нормативно-
2) законодательное установление
пределов коллективно-
3) определение правил разрешения
коллизий между нормативно-
4) недопустимость императивного
вмешательства государства в
процесс осуществления
5. Сторонами коллективно-
10
Интересы работников в
коллективных трудовых отношениях представляют
профессиональные союзы и их объединения.
Они фактически выступают стороной
коллективного договора или соглашения.
Участие иных представительных органов
работников в коллективно-договорном
регулировании не получило широкого
распространения на практике. Актуальность
их создания в условиях действия права
на свободное объединение и
6. Правовое положение сторон
коллективных переговоров
В качестве элементов этого
права можно назвать право
вступать в коллективные переговоры
и вести их, право разрабатывать
и заключать коллективно-
Формой реализации права
на коллективно-договорное регулирование
является нормативная часть
7. Для характеристики
Своеобразие коллективно-договорного акта заключается в том, что он состоит из двух частей: нормативной и обязательственной.
Основным назначением договорного акта является регулирование трудовых отношений. Обязательственная часть носит вспомогательный характер.
11
8. Будучи нормативным
Юридическое значение коллективно-договорного акта заключается в том, что он является источником права, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений.
В качестве источника трудового
права коллективно-договорный акт
выполняет производственную или
организующую функцию, упорядочивая процесс
использования труда
Социально-экономическое
значение коллективно-договорного
акта проявляется в том, что это
один из видов самоорганизации
9. Роль коллективно-договорного
акта в механизме правового
регулирования трудовых
12
В механизме правового
регулирования коллективно-
10. Основными видами коллективно-
Практика договорного регулирования свидетельствует о сложном взаимодействии коллективно-договорных актов между собой. Отраслевые соглашения довольно активно вторгаются в область локального правового регулирования, осуществляемого колдоговором, пытаются определить направления и механизмы такого регулирования.
Существование сложной многоступенчатой
иерархии коллективно-договорных актов
приводит к дублированию правовых норм,
возникновению противоречий между
ними, что существенно снижает
эффективность договорного
Практическое значение результатов
исследования. Результаты диссертационного
исследования, выводы и предложения
могут быть использованы в ходе реформы
трудового законодательства при
разработке проекта трудового кодекса
Российской Федерации, других законов
и подзаконных нормативных
13
Практическое значение для социальных партнеров могут иметь выводы о правовом положении участников договорного процесса, их правах, обязанностях, ответственности, а также обобщение практики заключения коллективных договоров и соглашений, анализ их содержания.
Теоретические положения
диссертации, возможно, получат дальнейшее
развитие в правовых исследованиях
проблем социального
Результаты исследования могут оказаться полезными и при подготовке посредников и трудовых арбитров, участвующих в разрешении коллективных трудовых споров.
Апробация и внедрение
результатов исследования. Диссертация
выполнена и обсуждена в отделе
законодательства о труде и социальном
обеспечении Института
Теоретические положения и выводы, полученные в процессе исследования, опубликованы в ряде работ, в том числе в комментариях к действующему законодательству, учебнике, научных статьях. Общий объем работ, опубликованных по теме диссертации, — около 30 п.л.
Основные положения
Материалы диссертации использовались автором в сообщениях и выступлениях на парламентских слушаниях по реформе трудового законодательства (1996, 1998), заседаниях Научно-консультативного совета Министерства труда и социального развития Российской Федерации, заседаниях коллегии Министерства.
Результаты исследования были учтены автором в процессе подготовки проекта Трудового кодекса РФ, проекта зако-
14
на «О Российской трехсторонней комиссии», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и других.
Материалы диссертационного исследования применяются автором в учебном процессе и лекционной пропаганде.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. К диссертации приложен список использованных источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется цель исследования и его методологические основы, показаны научная новизна работы, ее практическое значение и апробация, приведен перечень основных положений, выносимых автором на защиту.
Глава первая «Социальное
партнерство и коллективно-
В § 1 дается характеристика
гражданского общества, в частности,
выделяются такие его черты как
относительная независимость от
государства, способность к самоорганизации,
специфическая
Становление гражданского общества оказывает многостороннее влияние на положение субъектов трудового права, содержание трудовых правоотношений, изменение методов их правового регулирования. Процессы эмансипации социальных институтов от государства и возникновения новых общественных формирований, выражающих интересы определенных групп населения, в полной мере затрагивают и сферу применения труда.
Прежде всего, это находит
отражение в изменении
15
ческом отношении) от государства работодатель, будь то хозяйственная корпорация, индивидуальный предприниматель или кооператив, должен быть признан одной из ключевых фигур экономики. Т.е. институт гражданского общества, условно названный хозяйственной корпорацией и представляющий собой субъект предпринимательской деятельности, созданный на основе частной собственности, необходимо рассматривать в единстве двух его ипостасей: как субъект гражданского оборота и как работодателя, использующего чужой труд.
В числе других институтов гражданского общества, действующих в сфере труда, необходимо назвать профессиональные союзы и объединения работодателей.
Активизация институтов гражданского
общества приводит к осознанию необходимости
сотрудничества различных социальных
слоев, гармонизации их деятельности и
согласования интересов. Социальное партнерство
и особенно такая его форма, как
коллективно-договорное регулирование
трудовых отношений, представляют собой
разновидность подобного
В § 2 рассматривается механизм социального партнерства, складывающийся в Российской Федерации. Социальное партнерство — «это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций трудящихся и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров» (И.Я. Кисилев). Его общественное значение состоит в том, что это способ согласования интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира.
Механизм социального сотрудничества предусматривает:
- процедуры согласования
и консультаций при
16
- установление условии труда в порядке коллективно-договорного регулирования;
- участие работников в управлении организацией (принятии управленческих решений);
- разрешение коллективных
трудовых споров с
Формами социального партнерства являются также участие представителей работников и работодателей в деятельности органов социального страхования, государственных органов по трудоустройству и по определению политики занятости.
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений