Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Сущность этой корректировки заключается в социальной переориентации экономики, в постановке во главу угла «социальных приоритетов и нравственных ценностей страны».
Такой курс предполагает в числе прочих мер повышение статуса труда и его оплаты, решение проблемы занятости, создание эффективных механизмов социального партнерства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.54 Кб (Скачать)

 

4. Государство по отношению  к коллективно-договорному процессу  выполняет две роли: оно выступает  как участник системы социального  партнерства и как носитель  публичной власти.

 

Как участник системы социального  партнерства государство выполняет  посреднические функции, способствует достижению согласования интересов  работников и работодателей.

 

В качестве носителя публичной  власти государство регулирует коллективные трудовые отношения, определяет пределы  коллективно-договорного регулирования, а самое важное - устанавливает условия труда, т.е. регламентирует индивидуальные трудовые отношения.

 

Это ставит проблему гармонизации государственного и коллективно-договорного  регулирования и соответственно нормативно-правовых и коллективно-договорных актов. Основами такой гармонизации должны явиться:

 

1) сохранение на обозримый  период значения нормативно-правовых  актов в качестве основных  регуляторов;

 

2) законодательное установление  пределов коллективно-договорного  регулирования;

 

3) определение правил разрешения  коллизий между нормативно-правовыми  и коллективно-договорными актами;

 

4) недопустимость императивного  вмешательства государства в  процесс осуществления коллективно-договорного  регулирования.

 

5. Сторонами коллективно-договорного  процесса должны признаваться  работодатели и представительные  организации работников. Нельзя  согласиться с положениями действующего  законодательства, указывающими в  качестве социального партнера  работников. Коллектив работников  не обладает признаками субъекта  права и не может вступать  в правоотношения.

 

10

 

Интересы работников в  коллективных трудовых отношениях представляют профессиональные союзы и их объединения. Они фактически выступают стороной коллективного договора или соглашения. Участие иных представительных органов  работников в коллективно-договорном регулировании не получило широкого распространения на практике. Актуальность их создания в условиях действия права  на свободное объединение и реальной возможности беспрепятственного образования  профсоюза невелика. Поэтому предлагается сторонами коллективно-договорного  акта считать работодателя (работодателей) и профсоюзы (объединения профсоюзов).

 

6. Правовое положение сторон  коллективных переговоров характеризуется  комплексом принадлежащих им  прав и обязанностей, среди которых  особое значение имеет право  на осуществление коллективно-договорного  регулирования.

 

В качестве элементов этого  права можно назвать право  вступать в коллективные переговоры и вести их, право разрабатывать  и заключать коллективно-договорные акты, право самостоятельно определять их содержание.

 

Формой реализации права  на коллективно-договорное регулирование  является нормативная часть коллективного  договора, соглашения.

 

7. Для характеристики юридической  природы коллективного договора  и соглашения введено обобщающее  понятие коллективно-договорного  акта, который представляет собой  нормативное соглашение, заключаемое  работодателем (работодателями) и  представительной организацией (представительными  организациями) работников об  условиях труда и правилах  сотрудничества.

 

Своеобразие коллективно-договорного  акта заключается в том, что он состоит из двух частей: нормативной и обязательственной.

 

Основным назначением  договорного акта является регулирование  трудовых отношений. Обязательственная  часть носит вспомогательный  характер.

 

11

 

8. Будучи нормативным соглашением,  отражающим согласованную позицию  основных социальных классов  по поводу условий применения  труда, коллективно-договорный акт  имеет важное юридическое и  социально-экономическое значение  и выполняет разнообразные функции  в обществе.

 

Юридическое значение коллективно-договорного  акта заключается в том, что он является источником права, выполняющим  особую роль в регулировании трудовых отношений.

 

В качестве источника трудового  права коллективно-договорный акт  выполняет производственную или  организующую функцию, упорядочивая процесс  использования труда работников, стандартизируя его условия. Одновременно, как любой нормативный акт  или договор в сфере труда, коллективно-договорный акт выполняет  защитную функцию, устанавливая дополнительные гарантии, льготы и преимущества для  работников, ограничивая возможности  работодателя в одностороннем порядке  установить условия труда.

 

Социально-экономическое  значение коллективно-договорного  акта проявляется в том, что это  один из видов самоорганизации гражданского общества, способ взаимодействия работников и работодателей, позволяющий согласовать  их интересы и обеспечить социальный мир. Тем самым выполняется миротворческая функция: на время своего действия коллективно-договорный акт исключает возможность забастовочных  действий по вопросам, урегулированным  в акте.

 

9. Роль коллективно-договорного  акта в механизме правового  регулирования трудовых отношений  обусловлена его характеристикой  вспомогательного регулятора. Это  проявляется, во-первых, в том,  что коллективно-договорные акты  не могут применяться независимо  от государственных регуляторов,  они не обеспечивают полноты  регулирования трудовых отношений.  Во-вторых, содержание договорных  актов тесно связано с нормами  статутного права, они дополняют,  конкретизируют, развивают положения  нормативно-правовых актов.

 

12

 

В механизме правового  регулирования коллективно-договорный акт выполняет несколько функций. Это конкретизация правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах; повышение гарантий трудовых прав работников; восполнение пробелов в праве; первичное правовое регулирование; воздействие на формирование правосознания  и содержание государственного регулирования.

 

10. Основными видами коллективно-договорных  актов являются коллективный  договор и соглашение. Их соотношение  определяется принципом неухудшения положения работников: колдоговор в соответствии со сложившейся практикой не может ухудшить положение работника по сравнению с соглашением (отраслевым, межотраслевым, региональным и др.).

 

Практика договорного  регулирования свидетельствует  о сложном взаимодействии коллективно-договорных актов между собой. Отраслевые соглашения довольно активно вторгаются в область  локального правового регулирования, осуществляемого колдоговором, пытаются определить направления и механизмы такого регулирования.

 

Существование сложной многоступенчатой иерархии коллективно-договорных актов  приводит к дублированию правовых норм, возникновению противоречий между  ними, что существенно снижает  эффективность договорного регулирования. В связи с этим предлагается более  простая модель коллективно-договорного  регулирования: по выбору социальных партнеров  заключается либо соглашение (отраслевое, региональное и т.д.), либо коллективные договоры в организациях. Российская трехсторонняя комиссия сохраняет  свое значение в качестве координатора коллективно-договорного регулирования  и совещательного органа при Правительстве.

 

Практическое значение результатов  исследования. Результаты диссертационного исследования, выводы и предложения  могут быть использованы в ходе реформы  трудового законодательства при  разработке проекта трудового кодекса  Российской Федерации, других законов  и подзаконных нормативных актов.

 

13

 

Практическое значение для  социальных партнеров могут иметь  выводы о правовом положении участников договорного процесса, их правах, обязанностях, ответственности, а также обобщение  практики заключения коллективных договоров  и соглашений, анализ их содержания.

 

Теоретические положения  диссертации, возможно, получат дальнейшее развитие в правовых исследованиях  проблем социального партнерства, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в юридических  учебных заведениях, написании учебников, учебных пособий и программ обучения.

 

Результаты исследования могут оказаться полезными и  при подготовке посредников и  трудовых арбитров, участвующих в  разрешении коллективных трудовых споров.

 

Апробация и внедрение  результатов исследования. Диссертация  выполнена и обсуждена в отделе законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при  Правительстве Российской Федерации.

 

Теоретические положения  и выводы, полученные в процессе исследования, опубликованы в ряде работ, в том числе в комментариях к действующему законодательству, учебнике, научных статьях. Общий объем  работ, опубликованных по теме диссертации, — около 30 п.л.

 

Основные положения диссертации  докладывались автором на заседании  ученого совета ИЗиСП (1992); заседании ученого совета Швейцарского института сравнительного правоведения (Лозанна, 1995); научно-практической конференции, посвященной памяти А.С. Пашкова (Санкт-Петербург, 1997).

 

Материалы диссертации использовались автором в сообщениях и выступлениях на парламентских слушаниях по реформе  трудового законодательства (1996, 1998), заседаниях Научно-консультативного совета Министерства труда и социального развития Российской Федерации, заседаниях коллегии Министерства.

 

Результаты исследования были учтены автором в процессе подготовки проекта Трудового кодекса РФ, проекта зако-

 

14

 

на «О Российской трехсторонней комиссии», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и других.

 

Материалы диссертационного исследования применяются автором  в учебном процессе и лекционной пропаганде.

 

Структура работы. Диссертация  состоит из введения, пяти глав и  заключения. К диссертации приложен список использованных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется цель исследования и его методологические основы, показаны научная новизна  работы, ее практическое значение и  апробация, приведен перечень основных положений, выносимых автором на защиту.

 

Глава первая «Социальное  партнерство и коллективно-договорное регулирование как проявление самоорганизации  гражданского общества» посвящена  проблемам возрождения гражданского общества в России и отражению  этих процессов в сфере труда.

 

В § 1 дается характеристика гражданского общества, в частности, выделяются такие его черты как  относительная независимость от государства, способность к самоорганизации, специфическая институционализация.

 

Становление гражданского общества оказывает многостороннее влияние  на положение субъектов трудового  права, содержание трудовых правоотношений, изменение методов их правового  регулирования. Процессы эмансипации  социальных институтов от государства  и возникновения новых общественных формирований, выражающих интересы определенных групп населения, в полной мере затрагивают и сферу применения труда.

 

Прежде всего, это находит  отражение в изменении социально-экономического и правового положения работодателя. Независимый (в экономическом, идеологическом и юриди-

 

15

 

ческом отношении) от государства работодатель, будь то хозяйственная корпорация, индивидуальный предприниматель или кооператив, должен быть признан одной из ключевых фигур экономики. Т.е. институт гражданского общества, условно названный хозяйственной корпорацией и представляющий собой субъект предпринимательской деятельности, созданный на основе частной собственности, необходимо рассматривать в единстве двух его ипостасей: как субъект гражданского оборота и как работодателя, использующего чужой труд.

 

В числе других институтов гражданского общества, действующих  в сфере труда, необходимо назвать  профессиональные союзы и объединения  работодателей.

 

Активизация институтов гражданского общества приводит к осознанию необходимости  сотрудничества различных социальных слоев, гармонизации их деятельности и  согласования интересов. Социальное партнерство  и особенно такая его форма, как  коллективно-договорное регулирование  трудовых отношений, представляют собой  разновидность подобного сотрудничества, которое в свою очередь является одним из проявлений самоорганизации  гражданского общества.

 

В § 2 рассматривается механизм социального партнерства, складывающийся в Российской Федерации. Социальное партнерство — «это добровольное, основанное на независимости и равноправии  сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций  трудящихся и предпринимателей в  ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров» (И.Я. Кисилев). Его общественное значение состоит в том, что это способ согласования интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира.

 

Механизм социального  сотрудничества предусматривает:

 

- процедуры согласования  и консультаций при определении  основных направлений социально-экономической  политики, принятии государственных  решений в социально-экономической  сфере, в том числе разработке  законопроектов;

 

16

 

- установление условии труда в порядке коллективно-договорного регулирования;

 

- участие работников в  управлении организацией (принятии  управленческих решений);

 

- разрешение коллективных  трудовых споров с использованием  примирительных процедур.

 

Формами социального партнерства  являются также участие представителей работников и работодателей в  деятельности органов социального  страхования, государственных органов  по трудоустройству и по определению  политики занятости.

Информация о работе Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений