Факторы, определяющие государственную службу в ОВД РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба в органах внутренних дел – это разновидность общественно - полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, она носит специальный характер и функционирует в единой системе органов внутренних дел как системе органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Понятия и основные признаки государственной службы в ОВД………4
Принципы жизни в ОВД РФ………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации

 

     Служба в органах внутренних дел выполняет свою социальную роль на основе ведущих положений - принципов, которые образуют определенную целостность, составляют единую систему. Анализ юридической литературы свидетельствует, что понятие принципов государственной службы - относительно устоявшееся в отечественной науке.

     Принципы государственной службы:

     1)составляют ее определяющие начала;

     2)имеют свое правовое закрепление (прямое либо косвенное);

     3)являются всеобщими в рамках государственной службы;

     4)обязательны для всех участников государственно-служебных отношений;

     5)тесно связаны с принципами государственного управления, основываются на них;

     6)объективны по своей природе. Их объективные начала обусловлены сущностью реальных процессов развития общества, типом и формой государства, его устройством, компетенцией государственных органов, принципами организации государственного управления, закономерностями функционирования и организации государственной службы и т.д.

     Если ранее принципы государственной службы рассматривались лишь в юридической литературе как сугубо теоретическая категория, то в 90-х годах двадцатого столетия они нашли свое правовое закрепление в законодательстве.

     Их нормативное выражение способствует определенности и стабильности государственно-служебных отношений, позволяет правильно установить основные направления государственно-служебной деятельности. Юридическое закрепление принципов государственной службы означает их обязательность для всех субъектов, функционирующих в системе государственной службы Российской Федерации. Как верно подметил В.М. Манохин, "получив свое правовое закрепление, они призваны способствовать созданию прочной правовой основы развития законодательства в этой области".

     Служба в органах внутренних дел, как одна из разновидностей федеральной государственной службы, строится на свойственных только ей, либо общих, с учетом специфики, либо самостоятельных принципах, которые, в конечном счете, и отличают ее от иной службы.

     Следует заметить, что законодатель не дает понятия принципов государственной службы в органах внутренних дел, хотя некоторые принципы он перечисляет.

     Хотелось бы обратить внимание на то, что основные исходные положения, составляющие содержание государственной службы в органах внутренних дел, смогут приобрести характер принципиальных только в том случае, если будут соответствовать следующим критериям.

     Они должны:

     1) объективно отражать наиболее важные аспекты государственно-служебных отношений;

     2) обладать достаточным уровнем обобщенности, аккумулировать в себе основные идеи эффективного функционирования государственной службы;

     3) прямо либо косвенно закрепляться в нормативных правовых актах;

     4) взаимообусловливать друг друга, образуя единую систему - соблюдение одних принципов должно способствовать реализации других.

     Систему принципов службы в органах внутренних дел необходимо рассматривать в двух аспектах.

     Во-первых, как соотношение части и целого она строится на конституционных принципах, принципах государственного управления, государственной службы, в том числе федеральной, а также на принципах, устанавливающих основополагающие начала службы в этих органах. Иными словами, можно говорить об общих и частных принципах.

     Во-вторых, ее содержание охватывает организационные, правовые и нравственные стороны службы. Именно содержание государственно-служебных отношений должно быть положено в основу систематизации принципов службы в органах внутренних дел.

     Таким образом, система принципов службы в органах внутренних дел включает в себя:

     а) организационные принципы - определяющие построение организационной структуры самой службы в органах внутренних дел, порядок ее функционирования. Это:

     верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями;

     обеспечение федеральных интересов;

     осуществление государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации;

     единство системы органов внутренних дел Российской Федерации;

     единоначалие.

     б) статусные принципы - устанавливающие ее содержание, а именно:

     выявление, отбор, подготовку, карьеру, аттестацию;

     права, обязанности, правоограничения, стимулирование и ответственность служащих органов внутренних дел (равный доступ граждан к службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм сотрудников органов внутренних дел; единство квалификационных требований по государственным должностям; ответственность сотрудников органов внутренних дел за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; стабильность кадров органов внутренних дел; обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел);

     в) нравственно-правовые принципы - составляющие основополагающие идеи, определяющие нравственные качества гражданина, находящегося на государственной службе (политическая нейтральность; соблюдение чести и достойности; сочетание гласности и служебной конфиденциальности в деятельности сотрудников).

     Учитывая изложенное, можно дать следующее определение.

     Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации представляют собой основные исходные положения, прямо установленные частью второй данной статьи, либо имеющие косвенное закрепление в иных нормах и концентрирующие в себе юридические требования к содержанию государственно-служебных отношений в органах внутренних дел. Они являются обязательными для всех участников данных отношений.

     Раскроем некоторые наиболее важные принципы.

     Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями носит универсальный характер и отражает требования статьи 4 Конституции, в которой указывается, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Безусловно, федеральному законодательству должны соответствовать все правовые акты, регламентирующие различные стороны государственно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В случае же их противоречия применяются нормы федерального законодательства.

     Учитывая важность данного принципа, полагаем, что регулирование государственно-служебных отношений в органах внутренних дел должно осуществляться единым нормативным актом, а не несколькими, как это имеет место в настоящее время. В качестве такого документа должен выступить Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".

     Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с принципом обеспечения приоритета федеральных интересов. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" к федеральным интересам относит конституционные права и свободы граждан, обеспечение их личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, незыблемость конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, обеспечение законности и поддержание правопорядка и др. Они обеспечиваются институтами государственной власти, к коим относится и государственная служба в органах внутренних дел.

     Сотрудники органов внутренних дел, наряду со служащими других территориальных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивают выполнение задач и функций, находящихся в ведении России, а также в ее совместном ведении с субъектами Российской Федерации. Их реализация является государственным интересом.

     Анализ конституционных норм позволяет обозначить приоритеты Российской Федерации в сфере внутренних дел. Это обеспечение законности, поддержание правопорядка и общественной безопасности; защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов власти; уголовное, уголовно-процессуальное, административное и административно-процессуальное законодательство; федеральная государственная служба; кадры правоохранительных органов.

     Обеспечивая реализацию единых государственных интересов, служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципом осуществления государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации. Ярким примером реализации данного принципа являются так называемые "уличные" обязанности и права полиции. Так, сотрудники полиции на территории России независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязаны оказывать помощь, в том числе и первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении и др. Для выполнения этих обязанностей они могут использовать предоставленные им законом права, вплоть до применения физической силы, специальных средств принуждения и огнестрельного оружия. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел могут быть перемещены на службу в другую местность, а также откомандированы в интересах службы по предписанию министра внутренних дел в любой регион страны, и везде они осуществляют свою деятельность как представители федеральной исполнительной власти.

     Безусловно, выполнение государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации тесно связано с принципом единства системы органов внутренних дел.

     МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет возложенные на него функции через создаваемые в субъектах Российской Федерации территориальные структурные подразделения (Министерства внутренних дел, Главные управления внутренних дел и Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации и др.) либо региональные - охватывающие несколько субъектов. Актуальным в этой связи представляется Указ Президента РФ от 4 июня 2001 года № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" о создании главных управлений МВД России в соответствии со схемой размещения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

     Таким образом, органы внутренних дел сами представляют собой определенную целостность. Осуществляя функции обеспечения безопасности, они объединены в систему, где отдельные ее элементы взаимосвязаны между собой. Такая связь может конструироваться на основе функциональных признаков (криминальная полиция, полиция общественной безопасности, вневедомственная охрана и т.д.), а также исходя из территории деятельности (МВД России, федеральные округа МВД России, министерства, главные управления, управления, отделы внутренних дел субъектов РФ и т.д.).

     Единая система органов внутренних дел обусловливает и единое руководство федерального центра. Поэтому принцип обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности федеральных государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц, свойственный государственной службе в целом, в органах внутренних дел обретает иную форму и характеризуется как принцип единоначалия.

     Служба в органах внутренних дел осуществляется в условиях жесткой подчиненности, что свойственно для любой так называемой "силовой" структуры. Сама правоохранительная деятельность, функции по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности требуют от сотрудников соблюдения строгой служебной дисциплины, а также беспрекословного исполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в соответствии с законодательством в рамках их компетенции.

     Соблюдение принципа единоначалия призвано способствовать обеспечению нормальной деятельности органов внутренних дел с учетом их системного построения, которое выражается в иерархичности структуры, разделении компетенции и полномочий органов и их служащих, учете территориальных особенностей, сочетании с коллегиальностью в принятии решений, построении системы управления по линейному и функциональному принципам.

     Принцип профессионализма государственной службы в органах внутренних дел в условиях становления правового государства приобретает особое значение. Профессионализм, как принцип, означает, что приоритет при комплектовании должностей рядового и начальствующего состава отдается, прежде всего, профессиональным, компетентным лицам. Важнейшим средством обеспечения профессионализма является отлаженная система комплектования и подготовки кадров.

     Безусловно, высокий уровень профессионализма достижим лишь в условиях, когда каждый служащий будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав как человека, занятого опасным тяжелым трудом, и как авторитетного представителя федеральной исполнительной власти.

Информация о работе Факторы, определяющие государственную службу в ОВД РФ