Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает: - перекачку добытых и переработанных энергоресурсов; - выполняет роль распределительной системы комплекса; - транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Введение 2
Глава 1. Воздушный транспорт 4
Определение, структура авиационного транспорта 4
Значение авиационного транспорта в транспортном
комплексе и экономике России 5
Факторы, влияющие на территориальную организацию авиационного транспорта. 6
Современное состояние авиационного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики. 7
Воздушный транспорт по перевозке грузов и пассажиров 10
Воздушный транспорт, предоставляющий другие услуги (агрохимические работы в с/х, МЧС, перевозка почты и др.) 11
Современные проблемы и перспективы развития воздушного транспорта России. 12
Проблемы 12
Основные направления развития воздушного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики. 14
Глава 2 Трубопроводный транспорт 17
2.1 Особенности размещения трубопроводного
транспорта в России 17
2.2 История развития трубопроводного
транспорта в России 18
2.3. Современное материально-техническое состояние трубопроводного транспорта России 21
2.4 Перспективы дальнейшего развития трубопроводного
транспорта в России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Практическим
выходом научных разработок
Актуальны дальнейшие
работы по дифференциальной
ГЛАВА 2. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
Первый магистральный
трубопровод на территории Российской
империи был еще построен в 1907 г. Им стал керосинопровод
Баку – Батуми протяженностью 853км. Однако
начало быстрого развития нефтепроводного
транспорта относится ко второй половине
50-х годов, когда ежегодные приросты добычи
нефти достигали
20-25 млн т. В это же время началось строительство
нефтепроводов из труб большого диаметра,
что резко увеличило их пропускную способность
и снизило себестоимость перекачки. В
результате протяженность всех нефтепроводов
выросла с 1,7 тыс. км в 1941 году до 66 тыс.
км в 1990 году.
Современная сеть магистральных нефтепроводов
имеет протяженность 48 тыс. км образует
несколько систем. Из основных нефтедобывающих
районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский
район) нефтепроводы проложены:
- в западном направлении:
Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск
– Нижний Новгород – Ярославль – Кириши
(крупный нефтеперерабатывающий завод
вблизи Санкт-Петербурга);
Сургут – Пермь – Нижний Новгород – Полоцк;
экспортная нефтепроводная система «Дружба»
(3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск
– Самара– Унеча – Мозырь – Брест – Европа
с ответвлениями Унеча – Полоцк –Вентспилс
(крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего
СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь –
Ужгород – Восточная Европа; - в юго-западном направлении:
Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка
–Николаевск – Одесса с ответвлением
от Снигиревки на Херсон;
Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск
(крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном
море);
- в восточном направлении:
Александровское – Анжеро-Судженск –
Ачинск –Ангарск (крупный нефтехимический
комбинат);
- в южном направлении из Западной Сибири:
Сургут – Омск – Павлодар –Чимкент –
Чарджоу. К этим высокопроизводительным
системам преобладающе широтного направления
подключены нефтяные месторождения р.
Коми (нефтепровод Ухта -–Ярославль),Северного
Кавказа (Грозный - Тихорецк), Казахстана
(Новый Узень – Гурьев –Самара и Гурьев
– Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке
проложен нефтепровод через Татарский
пролив Оха – Комсомольск-на-Амуре.
Медвежье – Надым – Ухта - Торжок – Минск
с ответвлением Надым – Пунга -
Пермь, Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск.
В 1984 году введена в строй газопроводная
система «Западная Сибирь – Европа», основу
которой составляет газопровод Уренгой
– Помары – Ужгород протяженностью 4,5
тыс. км, давшая выход в Европу российскому
газу. Среди них выделяется экспортный
газопровод «Союз»: Оренбург – Волгоград
– Ужгород протяженностью 2750 км. На Дальнем
Востоке построен газопровод от месторождения
природного газа Северного Сахалина до
Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности
газопроводы действуют также в Якутии
(от Усть-Вилюйского месторождения на
Якутск) и на севере Восточной Сибири (от
Мессояхского месторождения на Норильск).
2.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
Система магистральных трубопроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно, что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефти.
В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. Спустя 15 лет на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Проект трубопровода был разработан знаменитым русским инженером В.Г.Шуховым. К концу прошлого столетия общая протяженность трубопроводов из районов Баку составляла 230 км, а их ежегодный объем перекачки - 1 млн. тонн.
В начале ХХ века в России были сооружены два основных трубопровода:
Махачкала-Грозный (1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки 700 тыс. тонн нефти в год.
До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197 мм. Однако эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку - Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти.
Ключевой датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года. В этот день был подписан правительственный указ о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба до Саратова.
После окончания Гражданской войны была проведена реконструкция трубопроводов, построены новые магистрали на Кавказе, введены в эксплуатацию нефтепроводы Сабунчи - Баку, Хадыженск - Туапсе, Махачкала - Грозный. В 1925 году был спроектирован и построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми, протяженностью 834 км и диаметром 250 мм с 13 насосными станциями, оборудованными плунжерными насосами с дизельным приводом. Позднее был построен трубопровод Грозный - Туапсе протяженностью 649 км, диаметром 250 мм, на трассе которого разместили 7 насосных станций. В 1936 году был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Гурьев-Орск, протяженностью 709 км и диаметром 300 мм для транспортировки бакинской, а позднее эмбинской нефти на Орский НПЗ.
Дальнейшие успехи в развитии трубопроводного транспорта в России были связаны с освоением месторождений Башкирии, Татарстана и Самары. В 1936 году был построен первый подземный нефтепровод Ишимбай - Уфа, протяженностью 168 км и диаметром 300 мм для перекачки нефти из первых скважин "второго Баку" на Уфимский НПЗ.
До Второй мировой войны общая протяженность системы магистральных Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования. Отличительными чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи. Таким образом, до 60-х годов основное развитие получали объекты магистрального транспорта в главных районах добычи нефти - Закавказье и Урало-Поволжье. С конца 60-х годов создается система транзитных магистральных трубопроводов, первым из которых был нефтепровод Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного транспорта.
Разработка месторождений Западной Сибири стала началом расширения сети магистральных трубопроводов. С перемещением добычи нефти в Западную Сибирь происходит все большее географическое разграничение в размещении добычи и переработки нефти. Последняя в соответствии с курсом на строительство крупных НПЗ в районах потребления сосредотачивается в европейской части страны, на юге Сибири, в Средней Азии. Результатом такого размещения стала необходимость переброски крупных потоков нефти в эти районы. Появились трубопроводы большой протяженности и больших диаметров, а строительство трубопроводов и насосных станций стало проводиться в более сжатые сроки.
В тот период было построено 40 нефтепроводов диаметрами до 1000 мм: Туймазы - Омск-2 и 3, Горький - Рязань-1, Калтасы - Языково - Ишимбай, Альметьевск - Куйбышев-1 и 2, Аьметьевск - Горький-2 и 3, Тихорецк - Туапсе, Малгобек - Тихорецкая, Ярославль - Кириши, Узень - Гурьев и др.
Первыми крупными нефтепроводами,
обеспечивающими транспорт
В этот же период возникает проблема капитального ремонта трубопроводов, введенных в эксплуатацию в послевоенное время. В начале 60-х годов суммарный объем ремонтных работ на трубопроводах составил всего 30 км в год, т.е. возникла необходимость отказа от примитивных методов ремонта и перехода к более прогрессивным технологиям и оборудованию. Тогда же была разработана и выпущена первая специальная техника для ремонта трубопроводов. Разработки проводились НИИТранснефть.
Особую значимость трубопроводный транспорт приобрел в период активного освоения тюменских месторождений. С увеличением добычи нефти в Западной Сибири основным направлением транспорта становится Европейская часть России. Отличительным признаком начала 70-х годов стали высокие темпы строительства нефтепроводов. Строятся сверхдальние транзитные магистральные нефтепроводы диаметрами 1000 и 1200 мм. В этот период было проложено более 3500 км современных подземных трубопроводов диаметрами 720, 1220 мм. Их доля составила 70% от общей протяженности системы магистральных трубопроводов, а грузооборот - 85% суммарного грузооборота.
Контроль над всеми магистральными трубопроводами как находящимися в эксплуатации, так и на стадии строительства осуществляло Министерство нефтяной промышленности СССР. В 70-м году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1970 года # 889 в рамках Министерства было сформировано Главное управление по транспортировке и поставке нефти (Главтранснефть), занимающееся вопросами проектирования, сооружения, эксплуатации и перспективным развитием нефтепроводной системы. Это управление со временем было преобразовано в АО "Транснефть". В 1980-1988 гг. сооружаются северные магистральные трансконтинентальные трубопроводы: Сургут - Полоцк и Холмогоры - Клин, замкнувшие сеть магистральных нефтепроводов в единую систему нефтеснабжения страны.
В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти - исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод".
В условиях рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями. Были организованы совместные производственные предприятия с участием иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти стала производиться на основе тарифов.
На современном этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально новых экономических и политических условиях. В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами - бывшими республиками СССР - в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой.
Протяженность системы магистральных нефтепроводов АК "Транснефть", соединяющей практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки и экспортными терминалами и обеспечивающей нормальное функционирование нефтяного рынка, составляет 48500 км.
2.3. СОВРЕМЕННОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
Сеть МТТНП (магистрального
трубопроводного транспорта нефтепродуктов)
располагается в широтном направлении
и пролегает от Кемеровской области
до границы с Венгрией. Действующие
нефтепродуктопроводы на территории стран СНГ (Украины, Белоруссии,
Казахстана) находятся в собственности
ОАО АК «Транснефтепродукт».
Решение этих задач будет
способствовать повышению эффективности,
конкурентоспособности и
2.4. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
В целях обеспечения
стратегических и экономических
интересов России планомерно и комплексно
прорабатываются четыре направления
экспорта российской нефти и транзита
нефти из стран СНГ через территорию России: северобалтийское,
каспийско-черноморско-
Информация о работе Транспортное обеспечение коммерческой деятельности