Организация грузовых перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1.1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Республики Беларусь…………………………………………6
1.2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.

Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч километ­ров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории республики со­ставляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000 жителей и пят­надцатое место по плотности национальных дорог.

Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт бо­лее эффективен при перевозках на короткие расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается объем погрузочно-разгрузочных работ, зна­чительно повышается степень сохранности перевозимых грузов и др.

При     любой внешнеторговой сделке  проданный  товар  попадает   в   сферу международного обращения.  С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом  транспорт  как  бы  продолжает процесс производства товара в  в  пределах  сферы  обращения,   добавляя   к   его изначальной стоимости (цене),  стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республи­ке, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие указан­ных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000 год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]

Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в сле­дующем:

      маневренность — возможность концентрации транспорта там, где тре­буется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних пере­возках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;

      срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки при­влекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностя­ми производства. Доставка может быть организована по системе «just in time» — точно в срок;

      большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на вне­шние рынки, усиление международной производственной кооперации и специали­зации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые связи тре­буют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного обслужи­вания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях самофинансирования и валютной окупаемости.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000 субъек­тов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных автомо­бильных перевозок.

Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных и внутрен­них перевозок, вызывают потребность в подготовке высококвалифицированных спе­циалистов, способных обеспечивать устойчивую работу предприятий в условиях жес­ткой конкуренции на транспортных рынках Западной Европы, стран Балтии и СНГ.


1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

 

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на автомобильном транспорте лицен­зируемыми видами деятельности являются международные и междугородные пере­возки грузов и пассажиров, внутригородские (лицензии на внутригородские перевоз­ки выдаются районными и городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств ав­томобильного транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию республиканского унитарно­го предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов и пас­сажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за предела­ми населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки, осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным перевозкам.

К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также выполне­ние других связанных с перевозкой операций, по договору транспортной экспедиции.

На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна лицензия, сроком на пять лет.

В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют следую­щие серии:

      АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в преде­лах Республики Беларусь);

      АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в пределах Республики Беларусь);

      АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за преде­лы Республики Беларусь);

      АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);

      МА - транспортно-экспедиционная деятельность;

      ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.

Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на лицензируемые виды деятельности в 1992 году.

В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию «Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции эти функции перешли к ней.

Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется юриди­ческими и физическими лицами в указанной последовательности:

1.      Получение перечня документов, необходимых для оформления лицензии.

2.      Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.

3.      Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для предварительной про­верки и проверка готовности предприятия, индивидуального предпринимателя.

4.      В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым требовани­ям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям - документы не принимаются.

5.      Получение лицензии.

6.      Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при первичном об­ращении не требуется, за исключением документов, связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).

7.      Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные документы соответствуют предъявляемым требованиям).

Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом хозяй­ствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего срока ли­цензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект хозяйствования на транспор­те, имеющий лицензию на международные перевозки пассажиров и грузов автомо­бильным транспортом, вправе осуществлять междугородные перевозки пассажи­ров и грузов на основании этой лицензии. Оформление и выдача лицензии произ­водится после изучения всех представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой деятельности на транспорте.

В случае изменения наименования (без реорганизации или смены собственни­ка) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае утраты лицен­зии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]

Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.

Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года, имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности, подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких грузов.

К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».

К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и «Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».

При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.

Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]

Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.

При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут применяться следующие меры воздействия:

      сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;

      предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении выявленных нарушений;

      приостановление действия лицензии на определенный срок или до устранения выявленных нарушений;

      аннулирование лицензии;

      изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.

В случае осуществления юридическими или физическими лицами лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности на автомобильном транспорте в Республике Беларусь.

В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования автомобильных перевозок.

В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.

Информация о работе Организация грузовых перевозок