Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1.1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Республики Беларусь…………………………………………6
1.2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000 жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень сохранности перевозимых грузов и др.
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000 год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в следующем:
маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;
срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка может быть организована по системе «just in time» — точно в срок;
большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях самофинансирования и валютной окупаемости.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000 субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках Западной Европы, стран Балтии и СНГ.
1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров, внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию республиканского унитарного предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».
В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки, осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным перевозкам.
К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по договору транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют следующие серии:
АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в пределах Республики Беларусь);
АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в пределах Республики Беларусь);
АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);
АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);
МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.
Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на лицензируемые виды деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию «Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:
1. Получение перечня документов, необходимых для оформления лицензии.
2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.
3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для предварительной проверки и проверка готовности предприятия, индивидуального предпринимателя.
4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям - документы не принимаются.
5. Получение лицензии.
6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при первичном обращении не требуется, за исключением документов, связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).
7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные документы соответствуют предъявляемым требованиям).
Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии. Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой деятельности на транспорте.
В случае изменения наименования (без реорганизации или смены собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]
Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.
Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года, имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности, подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких грузов.
К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».
К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и «Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».
При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.
Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».
Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]
Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.
При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут применяться следующие меры воздействия:
сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;
предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении выявленных нарушений;
приостановление действия лицензии на определенный срок или до устранения выявленных нарушений;
аннулирование лицензии;
изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.
В случае осуществления юридическими или физическими лицами лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности на автомобильном транспорте в Республике Беларусь.
В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования автомобильных перевозок.
В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.