Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:17, курсовая работа
Теория автомобиля – это наука, изучающая эксплуатационные свойства автомобилей, расчетные и экспериментальные методы их определения. Практическое приложение ее – совершенствование конструкций автомобилей, когда на основе выводов рассчитывают детали на прочность и долговечность, а также автомобильные перевозки. Она рассматривает влияние на эксплуатационные свойства автомобиля основных его конструктивных параметров и внешних факторов (качество и состояние дорожного покрытия, профиль дороги и т.п.) и изучает следующие вопросы: выбор оптимальной мощности двигателя; типа и параметров трансмиссии; снижение сопротивлений движению автомобиля; улучшение динамичности, управляемости и устойчивости; уменьшение расхода топлива при эксплуатации; повышение плавности хода и проходимости; снижение веса; рациональные методы вождения.
Введение 5
1. Анализ тяговой динамики 7
1.1. Внешняя скоростная характеристика 7
1.2. Радиусы колеса 9
1.3. Силовой и мощностной баланс автомобиля 13
1.4. Динамический паспорт автомобиля 18
1.5. Показатели приемистости 19
1.6. Динамическое преодоление дорожного сопротивления 23
1.7. Движение автомобиля накатом 25
1.8. Тяговые возможности автопоезда 29
2. Анализ тормозной динамики 31
2.1. Распределение тормозных сил по осям 31
2.2. Определение показателей тормозной динамики 33
2.3. Влияние конструкторских и эксплуатационных факторов на показатели тормозной динамики………………………………………………………………36
3. Топливная экономичность 40
3.1. Показатели топливной экономичности автомобиля 40
4. Анализ устойчивости автомобиля 40
4.1. Устойчивость автомобиля 43
4.2. Определение показателей устойчивости при различных дорожных условиях 47
5. Анализ управляемости автомобиля 50
5.1. Управляемость автомобиля 50
5.2. Маневренность 54
6. Анализ проходимости автомобиля 55
6.1. Опорно-сцепные, тяговые и геометрические показатели проходимости.. 55
6.2 Способы повышения проходимости. 61
Заключение…………………………………………………………………………...62
Литература 62
По результатам расчетов строим графики ускорений, зависимости времени и пути разгона автомобиля от скорости (Приложение, рис. 10, 11)
Движение автомобиля не всегда происходит за счёт использования силы тяги. В некоторых случаях движение осуществляется также за счёт кинетической энергии, накопленной автомобилем при разгоне. Наиболее часто кинетическая энергия используется для преодоления коротких подъёмов, когда перед началом подъёма имеется возможность разгона автомобиля. Величина максимального подъёма, который может преодолеть автомобиль только за счёт силы тяги, всегда меньше подъёма, который автомобиль может преодолеть с разгона.
Задаваясь значением foдля всех передач определяем предельную величину преодолеваемого подъёма в загруженном состоянии. Для анализа используем динамический паспорт, считая на участке разгона для всех передач а на подъёме . Значения fсчитаем средними между Vmaxи Vкр.Считая определим средний динамический фактор и среднее замедление на участках в загруженном состоянии:
(1.6.1) | ||
(1.6.2) |
Путь автомобиля:
(1.6.3) |
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.6.1
Таблица 1.6.1 Результаты расчетов автомобиля в груженом состоянии
Передача |
Damax |
ψ1 |
ψ2 |
Vmax |
Vkp |
f |
Sn |
tgα |
α |
Dср |
δ |
jcp |
1 |
0,274626 |
0,08238 |
0,274626 |
44,3894 |
16,2192 |
0,01801 |
-793,696 |
0,08343 |
4,77206 |
0,28798 |
1,57787 |
-0,08299 |
2 |
0,126865 |
0,03805 |
0,12686 |
79,5778 |
20,6596 |
0,02006 |
-1039,76 |
-0,2457 |
-13,8114 |
0,15406 |
1,2164 |
-0,21913 |
3 |
0,060108 |
0,01803 |
0,06010 |
124,290 |
19,1215 |
0,02404 |
-2732,38 |
-0,2776 |
-15,527 |
0,08431 |
1,11409 |
-0,21296 |
4 |
0,042591 |
0,01277 |
0,042591 |
170,158 |
26,1781 |
0,02871 |
37374,7 |
0,05555 |
3,18110 |
0,03937 |
1,08 |
0,02918 |
5 |
0,033308 |
0,00999 |
0,033308 |
208,374 |
32,0576 |
0,03356 |
6843,24 |
0,33692 |
18,6293 |
0,00729 |
1,06683 |
0,23899 |
Задаваясь значением foдля всех передач определяем предельную величину преодолеваемого подъёма в порожнем состоянии. Для анализа используем динамический паспорт, считая на участке разгона для всех передач а на подъёме . Значения fсчитаем средними между Vmaxи Vкр
Таблица 1.6.2 Результаты расчетов автомобиля в порожнем состоянии
прредача |
Damax |
ψ1 |
ψ2 |
Vmax |
Vkp |
f |
Sn |
tgα |
α |
Dср |
δ |
jcp |
1 |
0,274626 |
0,027463 |
0,219701 |
44,38949 |
18,56676 |
0,01801 |
147,880 |
1,14162 |
48,8081 |
0,28798 |
1,57787 |
0,42412 |
2 |
0,126865 |
0,012686 |
0,101492 |
79,57781 |
24,86806 |
0,02006 |
520,490 |
0,78814 |
38,2625 |
0,15406 |
1,2164 |
0,42355 |
3 |
0,060108 |
0,006011 |
0,048086 |
124,2901 |
25,69458 |
0,02404 |
3091,23 |
0,30798 |
17,1267 |
0,08431 |
1,11409 |
0,18456 |
4 |
0,042591 |
0,004259 |
0,034072 |
170,158 |
35,17689 |
0,02871 |
-22224,4 |
-0,0548 |
-3,1408 |
0,03937 |
1,08 |
-0,0481 |
5 |
0,033308 |
0,003331 |
0,026646 |
208,3748 |
43,07747 |
0,03356 |
9018,82 |
0,25059 |
14,0751 |
0,00729 |
1,06683 |
0,17780 |
При движении накатом двигатель отъединён от трансмиссии, крутящий момент к ведущим колёсам не подводится и сила тяги отсутствует. Во время эксплуатации автомобиля движение накатом используют весьма часто. Особенное значение этот режим движения имеет в тех случаях, когда необходимы регулярные остановки и последующие разгоны, а также при движении по дорогам с чередующимися подъёмами и спусками.
Чтобы рассчитать показатели динамичности при накате, необходимо использовать уравнение движения автомобиля для этого режима:
(1.7.1) |
где: Ртр – сила трения в трансмиссии при работе на холостом ходу, приведенная к ведущим колесам .
Силу трения в трансмиссии можно определить из выражения:
(1.7.2) |
где: Мг– момент, оценивающий гидравлические потери в трансмиссии, Н·м
Для автомобилей с колесной формулой 4×2 Мг можно определить по формуле:
(1.7.3) |
Сила сопротивления воздуха:
(1.7.4)
Сила сопротивления качению:
(1.7.5)
Сила сопротивления движению на подъем:
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.7.1 и 1.7.2
Таблица 1.7.1
Va |
f |
Pf |
Pw |
Mг, H.m |
Ртр |
Pтр+Рf |
Pтр+Рf+Pw |
0 |
0,017 |
268,226 |
0 |
10,83791 |
31,556 |
299,782 |
299,782 |
20 |
0,01734 |
273,5905 |
19,83744 |
13,54739 |
39,445 |
313,0355 |
332,87296 |
40 |
0,01836 |
289,6841 |
79,34976 |
16,25686 |
47,334 |
337,0181 |
416,36784 |
60 |
0,02006 |
316,5067 |
178,537 |
18,96634 |
55,223 |
371,7297 |
550,26664 |
80 |
0,02244 |
354,0583 |
317,399 |
21,67582 |
63,112 |
417,1703 |
734,56936 |
100 |
0,0255 |
402,339 |
495,936 |
24,38529 |
71,001 |
473,34 |
969,276 |
120 |
0,02924 |
461,3487 |
714,1478 |
27,09477 |
78,89 |
540,2387 |
1254,38656 |
140 |
0,03366 |
531,0875 |
972,0346 |
29,80425 |
86,779 |
617,8665 |
1589,90104 |
160 |
0,03876 |
611,5553 |
1269,596 |
32,51372 |
94,668 |
706,2233 |
1975,81944 |
180 |
0,04454 |
702,7521 |
1606,833 |
35,2232 |
102,557 |
805,3091 |
2412,14176 |
200 |
0,051 |
804,678 |
1983,744 |
37,93268 |
110,446 |
915,124 |
2898,868 |
208 |
0,053774 |
848,4525 |
2145,618 |
39,01647 |
113,6016 |
962,0541 |
3107,671594 |
Таблица 1.7.2
i |
-0,08744 |
-0,05238 |
0,008722 |
0,052381 |
0,087444 |
α |
-5 |
-3 |
0,5 |
3 |
5 |
Pi |
-1374,45 |
-825,338 |
137,6175 |
825,3385 |
1374,448 |
Из уравнения движения автомобиля можно определить замедление (отрицательное ускорение) в м/с2:
(1.7.7) |
Определив для нескольких положительных и отрицательных значений уклона i величины силы Рi, наносят их на график в виде горизонтальных линий, причем значения Рi откладывают вверх от оси абсцисс при уклоне i<0; и вниз при уклоне i>0. Принимаем i1 = -5; i 2 = -3; i 3 = 0.5; i 4 = 3; i = 5.
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.7.3
Таблица 1.7.3
Va |
j1 |
j2 |
j3 |
j4 |
j5 |
0 |
0,853694 |
0,512633 |
-0,08548 |
-0,51263 |
-0,85369 |
20 |
0,841272 |
0,50021 |
-0,0979 |
-0,52505 |
-0,86612 |
40 |
0,82885 |
0,487788 |
-0,11032 |
-0,53748 |
-0,87854 |
60 |
0,816427 |
0,475366 |
-0,12274 |
-0,5499 |
-0,89096 |
80 |
0,804005 |
0,462943 |
-0,13517 |
-0,56232 |
-0,90338 |
100 |
0,791583 |
0,450521 |
-0,14759 |
-0,57474 |
-0,91581 |
120 |
0,77916 |
0,438098 |
-0,16001 |
-0,58717 |
-0,92823 |
140 |
0,766738 |
0,425676 |
-0,17243 |
-0,59959 |
-0,94065 |
160 |
0,754315 |
0,413254 |
-0,18486 |
-0,61201 |
-0,95307 |
180 |
0,741893 |
0,400831 |
-0,19728 |
-0,62443 |
-0,9655 |
200 |
0,729471 |
0,388409 |
-0,2097 |
-0,63686 |
-0,97792 |
208 |
0,724502 |
0,38344 |
-0,21467 |
-0,64183 |
-0,98289 |
В практике для оценки динамичности автомобиля при накате широко используют длину пути до остановки автомобиля (выбег)- показатель, позволяющий оценить так же и техническое состояние щасси автомобиля. Чем лучше техническое состояние щасси, тем больше путь выбега.
Если автомобиль двигается с относительно небольшой скоростью, то силы Pwи Pтр можно неучитывать. Тогда замедление автомобиля при движении накатом будет определяться по формуле, м/с2:
(1.7.8)
Определим время и путь свободного выбега австомобиля со скорости 14 м/сдо полной остановки на дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления дороги ψ=0,017.
Результаты сводим в таблицу 1.7.4
Таблица 1.7.4-Время и путь свободного выбега автомобиля
Va м/с |
PΨ |
j м/с2 |
tн,c |
Sн |
25 |
268,226 |
0,160192 |
34,33373 |
763,9256 |
20 |
268,226 |
0,160192 |
34,33373 |
575,09 |
14 |
268,226 |
0,160192 |
18,72749 |
234,0936 |
11 |
268,226 |
0,160192 |
31,21248 |
265,3061 |
6 |
268,226 |
0,160192 |
18,72749 |
84,27371 |
3 |
268,226 |
0,160192 |
18,72749 |
28,09124 |
0 |
268,226 |
0,160192 |
0 |
0 |
Определим падения скорости и пройденный автомобилем путь за время переключения передач при разгоне автомобиля. Время переключения передач 1 с.
Если начальная скорость автомобиля в момент начала переключения передач равна V1, то скорость V2в конце переключения определитсяс из выражения:
Путь пройденный автомобилем, за время переключения передач определится из выражения:
(1.7.10)
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.7.5
Таблица 1.7.5
Va |
Tp |
Sp | |
7,360428 |
0,97042 |
2,480106 | |
11,04064 |
1,799335 |
2,965845 | |
14,72086 |
2,53319 |
3,375929 | |
18,40107 |
3,200171 |
3,750134 | |
22,08128 |
3,818878 |
4,111204 | |
25,7615 |
4,402441 |
4,474247 | |
29,44171 |
4,960695 |
4,850885 | |
33,12193 |
5,501426 |
5,251407 | |
36,80214 |
6,031158 |
5,686114 | |
40,48235 |
6,555677 |
6,166378 | |
nn1-2 |
44,16257 |
6,5329 |
-0,27891 |
44,00238 |
6,965217 |
5,416482 | |
46,20613 |
9,003741 |
28,03343 | |
52,807 |
10,96346 |
30,54302 | |
59,40788 |
12,87414 |
33,28206 | |
66,00876 |
14,76149 |
36,33633 | |
72,60963 |
16,64941 |
39,80893 | |
79,21051 |
16,60345 |
-1,01033 | |
nn2-3 |
79,05032 |
17,4775 |
19,4687 |
81,3233 |
23,39774 |
142,0957 | |
91,48871 |
29,36959 |
160,1971 | |
101,6541 |
35,52288 |
182,4399 | |
111,8195 |
42,01226 |
210,7286 | |
121,9849 |
41,90654 |
-3,58001 |