Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.

Оглавление

Введение
1. Жизненный цикл организации………………………………………………
1.1 Понятие жизненного цикла организации…………………………….
1.2. Модели жизненного цикла……………………………………………
1.3 Анализ моделей жизненного цикла…………………………………...
2.Основные этапы жизненного цикла организации…………………………..
2.1 Выхаживание …………………………………………………………..
2.2 Младенчество…………………………………………………………..
2.3 «Давай-давай»………………………………………………………….
2.4 Юность………………………………………………………………….
2.5 Расцвет………………………………………………………………….
2.6 Стабилизация…………………………………………………………...
2.7 Аристократизм………………………………………………………….
2.8 Ранняя бюрократизация……………………………………………….
2.9 Бюрократизация и смерть……………………………………………..
3. Развитие жизненного цикла организации………………………………….
3.1.Социальный компонент жизненного цикла организации…………..
3.2 Перспективные модели теории эволюции организации…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

то.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В целом с точки  зрения системно-интеграционного подхода  эволюция организации представляет собой трансформацию всей пирамиды внутренней среды организации в целом, причем каждый слой имеет собственную скорость развития. При этом фундаментальные уровни имеют более длительный цикл жизнедеятельности, в то время как функциональные уровни существуют более короткий промежуток времени, находясь в зависимости от рыночного поведения организации и обеспечивая адаптацию предприятия к изменениям  внешней среды. Наиболее вероятный, по мнению авторов, сценарий развития организации происходит в том случае, когда за время жизненного цикла фундаментального уровня происходит смена нескольких функциональных.

Таким образом, видим, что  предложенный системно-интеграционный подход отличается от традиционных моделей  жизненного цикла организации и  представляется перспективным объектом изучения исследователей. Основное его преимущество в том, что он позволяет более точно диагностировать предприятие и способствует принятию наиболее верных управленческих решений в зависимости от стадии жизненного цикла.

Заключение

 

В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.

Модель жизненного цикла  была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

В работе были рассмотрены  созданные в течение десятилетия  разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит  особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени  отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

На основе модели, предложенной И.Адизесом, были подробно рассмотрены  такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия  быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть.

Вследствие особой специфики  российских предприятий (большая доля государственных и приватизированных  предприятий) теория И.Адизеса применима  лишь к части предприятий нашей  страны, созданных в период рыночных преобразований. Но для руководства адаптированных к рынку предприятий данная теория может служить источником теоретических основ управления и способствовать принятию решений, не противоречащих естественному процессу развития компании. 

В современных условиях исследуются новые аспекты теории жизненного цикла организации. Так, автор одной из новых теорий предложила соотнести развитие компании с развитием  организационной культуры, господствующей на предприятии. Однако, соотнеся определенные типы организационных культур со стадиями эволюции организации, исследователь не внесла принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.

Но существуют и принципиально  иные точки зрения на эволюцию организации. Так, системно-интеграционный подход  предполагает, что развитие происходит не в целом в организации, а в отдельных ее подсистемах, названных «организационными рутинами» и развивающихся по собственным жизненным циклам. Причем часть из них является фундаментальными, и реже подвергается изменениям, другая же часть является функциональными.

Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно  применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем  можно ожидать появление новых  моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.

Список использованной литературы

 

1. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003

2.Акулов В. Б., Рудаков М. Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4.            с. 112-115.

3. Дырин С.П. Теория организации: Учебник. – Набережные Челны, Изд-во Института управления, 2003.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. –  М., Инфра-М, 2002

5. Пригожин А.И.  Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003

6. Экономическая социология. Т. 2. N 5. с. 49-58 (Ноябрь 2001)

7. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004, №1 с.63-598.

8. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник. – М., Экзамен, 2004

9. Э.А.Симрнов  «Основы теории организации», М., 2000

10.А.И.Пригожин  «Современная социология организаций», М., 1995


Информация о работе Жизненный цикл организации