Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы - выявить значение теорий жизненного цикла организации для управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать различные модели жизненного цикла организации;
- показать практическое значение теории жизненного цикла организации.
Введение 2
1. Модели жизненного цикла организации 4
1.1. Понятие жизненного цикла организации 4
1.2. Модель жизненного цикла Грейнера 6
1.3. Модель жизненного цикла организации по И.Адизесу 10
2. Практическое значение теории жизненного цикла организации 15
2.1. Управленческие решения на различных этапах жизненного цикла организации 15
2.2. Концепция двух S-образных кривых 21
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения………………………………………………………………………….. 33
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
Челябинский филиал
Кафедра «Менеджмент организации»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория организации»
НА ТЕМУ «Жизненный
цикл организации. Концепция
Выполнила: студ. гр. М-411/09 «_____» ___________20__г.
Волосюк О.Р. ______________________
Подпись студента
Преподаватель: к.т.н., доцент
Шереметьев В.А. ______________________
Челябинск 2011
Оглавление
Приложения……………………………………………………
В современных экономических условиях, характеризующихся нестабильностью и динамичностью, возрастает значение эффективности управления хозяйствующими субъектами. Происходящие в стране экономические преобразования сопровождаются серьезной работой по совершенствованию форм и методов управления. Конкурентная рыночная среда вызывает необходимость развития менеджмента деловой организации, качественных изменений в организации и управлении производством на всех его уровнях и во всех звеньях. Только при эффективном использовании потенциала организации возможно успешное выживание в долгосрочной перспективе в динамично меняющемся окружении.
В условиях высокой неопределенности
предпринимательской
Посткризисные явления
в экономике обостряют необходи
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью освоения практических навыков изучения жизненного цикла организации, что необходимо для разработки успешной стратегии развития предприятия в конкурентной деловой среде.
Цель работы - выявить значение теорий жизненного цикла организации для управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать различные модели жизненного цикла организации;
- показать практическое значение теории жизненного цикла организации.
Список использованной литературы включает в себя:
- учебную литературу
по теории организации и
- научные статьи по данной проблеме, публикуемые в специализированных материалах периодической печати.
В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Новые открытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы. Успешная организация постоянно находится в динамике. Организация — живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста. Поэтому организационному развитию уделяется большое внимание.
Различаются три наиболее устоявшихся подхода к определению организационного развития:
- организационное развитие
как естественный процесс
- организационное развитие
как изменение, способствующее
росту численности персонала
или увеличению размеров
- организационное развитие как стратегия управленческого консультирования, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшить адаптацию организации к требованиям технологии и рынка. В данной работе под развитием организации понимается естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют “жизненным циклом организации”. Такой подход обусловлен тем, что “понятие “жизненного цикла” помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому”.
Существуют разнообразные модели развития организаций, созданных в разное время. До сегодняшнего дня не сложилось единого мнения ни о механизмах развития, ни о структуре, ни об источниках, ни о форме изменений. Выделение стадий развития было основано либо на различных типах уже существующих организаций, либо на устойчивых характеристиках организаций, преодолевших разные стадии развития. С другой стороны можно заметить, что все известные модели описывают в той или иной степени похожие жизненные циклы организации. Например, Д. Миллер и П.Фризен, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии выделяют пять объективных стадий развития: Рождение, Развитие, Зрелость, Расцвет, Упадок. С практической точки зрения важно то, как распознать в реальной жизнедеятельности организации периоды прохождения той или иной стадии. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.
Д. Миллер и П. Фризен частично ответили на этот вопрос, выделив критерии, по которым можно (по их мнению), определить на какой стадии развития находится организации (табл. 1.).
К сожалению, в авторы
не рассматривают
Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они согласны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.
Многие руководители пытаются соотнести стадии развития с возрастом их организации, но могут получить ответ лишь со значительным трудом. А ведь возраст организации - наиболее очевидный способ соотнесения реального положения дел с модельной стадией жизненного цикла.
Попытка классификации этапов жизненного цикла организации на основе возраста и размера организации была предпринята в статье профессора Гарвардской школы бизнеса Ларри Грейнера, опубликованной в 1972 в «Harvard Business Review».
Во введении Грейнер отмечает эмпиризм, господствовавший в анализе развития организации до начала 1970-х годов и акцент на количественных исследованиях. Проанализировав множество конкретных ситуаций депозитария Гарвардской школы бизнеса, а также публикации в научной периодике, он пришел к выводу, что важнейшими параметрами, определяющими модель развития организации, являются: возраст организации; размер организации; этапы эволюции; этапы революции; темпы роста отрасли.
На основании этого вывода Грейнер выделяет пять эволюционных этапов развития (термин эволюция используется им для описания продолжительных периодов роста, в рамках которых не происходит больших изменений в организационных практиках), которые сменяются вследствие происходящих в организации революций, вызванных соответствующими кризисами (рис. 1).
Грейнер дает достаточно подробное описание каждой из эволюционных стадий.
Стадия 1. Креативность.
- Основатели компании обычно ориентированы на технологию либо предпринимательство и пренебрегают управленческой деятельностью; их физическая и умственная энергия полностью поглощается созданием и продажей нового продукта.
- Коммуникации между работниками частые и неформальные.
- Долгие часы работы вознаграждаются скромными окладами и обещанием выгод от участия в собственности.
- Контроль над деятельностью основывается на непосредственной обратной связи с рынком; руководство действует в зависимости от реакции клиентов.
Стадия 2. Директивное руководство.
- Вводится функциональная организационная структура в целях отделения производственной деятельности от маркетинговой, и выполняемые работы становятся более специализированными. Создаются системы учета запасов и закупок.
- Вводятся поощрительное вознаграждение, бюджеты и стандарты качества работы.
- Коммуникации становятся более формальными и обезличенными по мере того, как выстраивается иерархия званий и должностей.
- Новый управляющий и его ключевые менеджеры принимают на себя большую часть ответственности за осуществление руководства, в то время как менеджеры более низких уровней рассматриваются в большей степени как функциональные специалисты, нежели как менеджеры, автономно принимающие решения.
Стадия 3. Делегирование.
- Гораздо большей ответственностью наделяются менеджеры предприятий и географических рынков.
- Для усиления мотивации используются центры прибыли и бонусы.
- Высшие руководители в штаб-квартире ограничивают свою деятельность управлением по отклонениям на основе периодических отчетов с мест.
- Руководство компании часто концентрируется на приобретении новых предприятий, которые могут быть встроены в общую структуру с другими децентрализованными подразделениями.
- Коммуникации сверху вниз нечасты, обычно осуществляются по переписке, телефону или в форме коротких визитов на места.
Стадия 4. Координация.
- Децентрализованные подразделения сливаются в продуктовые группы.
- Вводятся и интенсивно совершенствуются формальные процедуры планирования.
- Нанимается и размещается в штаб-квартире многочисленный штабной персонал в целях введения в масштабах всей компании программ контроля и совершенствования работы линейных менеджеров.
- Инвестиционные расходы тщательно соизмеряются и распределяются по всей организации.
- Каждая продуктовая группа рассматривается как центр инвестиций, где доход на инвестированный капитал является важным критерием при размещении денежных средств.
- Определенные технические функции, такие как обработка данных, централизуются в штаб-квартире, в то время как принятие ежедневных операционных решений остается децентрализованным.
- Для стимулирования идентификации с фирмой как единым целым используются опционы по акциям и общеорганизационные программы участия в прибылях.
Стадия 5. Сотрудничество.
- Акцент делается на быстрое решение проблем с помощью командных действий.
- Представители различных функциональных областей объединяются в проектные группы.
- Штатные специалисты штаб-квартиры сокращаются в численности, получают новые назначения и объединяются в междисциплинарные команды для того, чтобы консультировать локальные подразделения, а не руководить ими.
- В целях создания эффективных команд для решения соответствующих проблем часто используется структура матричного типа.
- Прежние формальные системы упрощаются и объединяются в единые многоцелевые системы.
- Часто проводятся конференции ключевых менеджеров для фокусирования их внимания на основных проблемных вопросах.
- В целях улучшения поведенческих навыков менеджеров, способствующих улучшению командной работы и разрешению конфликтов, используются программы тренингов.
Информация о работе Жизненный цикл организации. Концепция двух S-образных кривых