Законы организации и использование их в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общее понятие о зависимостях, законах и закономерностях организации.4
1.1 Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»………………5
1.2 Законы организации…………………………………………………...6
2.Основополагающие законы организации …………………………………….7
2.1 Закон синергии…………………………………………………………7
2.2 Закон самосохранения…………………………………………………8
2.3 Закон развития………………………………………………………...10
2.4 Закон информированности-упорядоченности………………………12
2.5 Закон единства анализа и синтеза……………………………………14
2.6 Закон композиции и пропорциональности………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

готовая теория орг..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Σ Ri > Σ (V1i + V2i); 

     где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

     V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия.

     V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

     Таким образом , общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

     Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а

     правая  – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

     Для анализа положения организации  очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется  по формуле: разность ресурсов удержания  и ликвидации поделить на суммарный  объем ресурсов удержания.  

     УР= (У-Л / У) * 100%.  

     Представляют  практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)

     Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный  ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь  существуют и используются 4 стратегии.

     Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

     Основная  особенность такой стратегии  – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

     Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства  или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

     Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы  своей ниши в науке, технологии и  информации.

     Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем  собственной инфраструктуры под  собственную организацию (организацию-лидер).

     Удержаться  на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации  на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

     Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может  существенно увеличить страховое  поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования  юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.) 

     2.3 Закон развития 

     Развитие  – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

     Развитие  организаций обусловлено следующими факторами:

     - изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

     - изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)

     - потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)

     - старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии)

     - изменение экологии

     - технический прогресс

     - глобальное состояние мировой цивилизации

     Закон развития: каждая материал система  стремиться достичь наибольшего  суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

     Закон развития опирается на принципы:

     инерции – изменение потенциала (суммы  ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней  или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

     эластичности  – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают  в сравнении с другими системами  исходя из статистических данных или  классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

     непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

     Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности;

     Успешное  развитие и рост организации могут  привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие  признаки:

     - крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

     - всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;

     - рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

     - передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

     Снять синдром большого бизнеса позволяют  методы регрессивного развития путем  движения назад к более простым структурам

     Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию. 

     2.4 Закон информированности-упорядоченности 

     Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

     Обычно  информацию разделяют на 2 больших  класса: объективную (овеществленную в  товаре ( например о работнике –  диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

     Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и  ее получатель (информант).

     Информация  обладает такими характеристиками как  объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

     Информатизация  управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда  и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов  и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

     Информационная  среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

     Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

     Следствие: информированность работника после  достижения ею критического уровня переходит  в его компетентность.

     Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

     Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских  свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

     2.5 Закон единства анализа и синтеза 

     Суть  анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

     Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: 

       

     Скорость  и результат преобразования зависят  от диапазона изменения внешней  и внутренней среды.

     Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации

     2.6 Закон композиции и пропорциональности 

     В окружающем нас мире все приспособлено  для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

     Закон: каждая материальная система стремится  сохранить в своей структуре  все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности  или в заданном подчинении

     (пропорции).

     Этот  закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

     Реализация  закона в организации требует  обязательного использования набора принципов.

     - Принцип планирования: Каждая организация  должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

     - Принцип координации: Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Информация о работе Законы организации и использование их в управлении