Организация и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

ЗАДАНИЕ №1
Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия
ЗАДАНИЕ №2
Информационно-поведенческая подсистема управления

Файлы: 1 файл

1surs_po_menedzhmentu.docx

— 26.69 Кб (Скачать)

 

 

ЗАДАНИЕ №1

  1. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия:

 

  •   По характеру организационного взаимодействия с внешней средой:

  а) Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

б) Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

Органический подход позволяет  организации лучше взаимодействовать  с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более  гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной»  бюрократии

    • По характеру взаимодействия структурных подразделений:

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда  по управлению производством. Каждое подразделение  и должность создаются для  выполнения определенного набора функций  управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные  лица наделяются определенными правами  на распоряжения ресурсами и несут  ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

а) Традиционный тип организации включает в себя линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная  структура реализует тесную связь  административного управления с  осуществлением функционального управления.

б) Дивизиональная (отделенческая структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

в) Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

г) Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

д) На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

Наиболее простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые  мастерами. Мастера могут непосредственно  подчиняться руководителю предприятия  либо старшему мастеру, который подчиняется  руководителю предприятия. Эта структура  может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

Основным производственным звеном крупного промышленного предприятия  является цех. При цеховой структуре  управления руководителю предприятия  подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются  старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.

На особо крупных предприятиях может использоваться корпусная  структура. В этом случае предприятие  подразделяется на корпуса, корпуса  делятся на цеха, а цеха - на участки.

На предприятиях могут применяться  и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях с структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно  руководству предприятия.

    • По характеру взаимодействия с человеком:

а) Корпоративная организация.

Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как  особая система связи между людьми в процессе осуществления ими  совместной деятельности.

Поддерживая монополию на информацию, корпорация стремится стандартизировать  свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для  нее внутренней конкуренции. Поддержка  слабых и ограничение сильных  — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тенденция  к уравниловке.

Важным условием и способом поддержания  существования корпоративной организации  является постоянное поддержание в  ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого  дефицита служит для них еще одним  важным источником власти.

Корпоративная организация берет  на себя ответственность за своих  членов, за человека. Это позволяет  ей быть свободной в своих действиях  по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. «Коллективная» ответственность ставит человека в  сильную зависимость и практически  лишает его самостоятельности. Действует  принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной  организации строится по принципу большинства  или старшинства. Борьба меньшинства  за свое мнение нередко заканчивается  его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства  вынуждает руководителя к популистским действиям .

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства  самого работника. Интересы работника  существуют всегда в «завтра», а  интересы корпорации — в «сегодня».

б) Индивидуалистская организация.

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение  свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой  совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность  в таких организациях — это  не собственность всех, а собственность  каждого члена коллектива.

Субъектом интереса в индивидуалистской  организации становится личность. Все  в организации начинает строиться  вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его  способности и мотивированность проектируется или создается  работа. В организациях с индивидуалистской  культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности  каждой отдельной личности. У организации  в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность  таких организаций очень высокая.

Принятие решений в индивидуалистской  организации строится по принципу меньшинства  или права вето. Принцип меньшинства  помогает устранить популизм в действиях  руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.

В индивидуалистской организации  интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения  своей деятельности. Его «сегодняшний»  интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.

 

Система управления организацией –  совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Система управления состоит из четырех  подсистем: методологии, процесса, структуры  и техники управления :

    • Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.
    • Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и  реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
    • Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура  управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.
    • Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную  мебель, сети связи, систему документооборота.

 

     Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально  организованы для эффективной работы компании в целом.

Структурно-функциональная подсистема управления :

Система управления распадается на подсистемы, выделение которых наглядно проявилось относительно недавно. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как собственно систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы управления можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления.

Информационно-поведенческая  подсистема управления :

И основные названные блоки, и блоки, возникающие в конкретных условиях и имеющие явно выраженный ситуационный характер, находятся в динамическом взаимодействии как между собой, так и с элементами структурно-функциональной подсистемы системы управления. При этом в различных системах управления в зависимости от общих свойств, системы, ее характерных особенностей, а также в зависимости от уровня развитости системы управления и условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных блоков, а также характер их взаимодействия могут быть совершенно различными. Однако в любых случаях рассматриваемая подсистема системы управления имеет общее свойство, суть которого состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления.

 

ЗАДАНИЕ №2

 

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные ролевые установки (роли)

 

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера.

Церемониал, действия, обязываемые положением, ходатайства.

 

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку и связанные с этим обязанности.

Фактически  все управленческие действия с участием подчиненных.

 

Связующее звено

Обеспечивает  работу саморазвивающейся сети внешних  кон тактов и источников информации, которые представляют ин формацию и  оказывают услуги.

Переписка, участие в со вещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями  и лицами.

Информационные ролевые установки (роли)

 

Приемник  информации

Разыскивает и получает раз личную информацию специального характера, которую, понимая  организацию и внешние условия, успешно использует в интересах  дела; выступает как центр внешней  и внутренней информации.

Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных с получением необходимой  информации (периодика, специальные  издания, командировки).

 

Распределитель  информации

Передает  полученную извне или внутри (от подчиненных) информацию членам организации, в том числе чисто по факту  получения или после интерпретации.

Рассылка  почты по организациям. Вербальные контакты для передачи информации подчиненным (беседы, обзоры).

 

Представитель организации

 

Передаёт информацию для  внешних контактов организации  относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует  как эксперт по вопросам данной отрасли.


Участие в заседаниях, обращение  через почту, устные выступления, включая  передачу информации во внешние организации  и другим лицам.

Ролевые установки (роли), связанные  с принятием решений

 

Администратор

Изыскивает  возможности внутри самой организации  и за её пределами, разрабатывает  и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку определённых проектов.

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование  или разработку проектов усовершенствования деятельности.

 

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации  на всех значительных и важных переговорах.

Ведение переговоров.

 

Устраняющий нарушения

Отвечает  за корректировочные действия, когда  организация оказывается перед  необходимостью важных и неожиданных  нарушений.

Обсуждение  стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.

 

Распределитель  ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.

Составление графиков, действия, связанные с  составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчинённых.

Информация о работе Организация и управление