Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей структурного подхода к организации. Задачи для раскрытия вышеуказанной цели могут быть сформулированы следующим образом:
- дать характеристику структуре организации;
- рассмотреть принципы построения структуры управления в организации;
С учетом рационального охвата
контролем и в интересах
1.3Подходы, используемые при построении организационных структур
Функциональная департаментализация. Многие организации группируют работников и деятельность в соответствии с функциями, выполняемыми в рамках фирмы (производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом). Функциональный состав организации - это наиболее часто применяющаяся схема организации персонала и деятельности фирмы. Соответствующие департаменты при этом состоят из экспертов и специалистов в определенных областях, что обеспечивает наиболее обоснованное и эффективное решение проблем. Недостатком подобной схемы считается то, что поскольку специалисты работают в одной области интересов, общие цели организации могут приноситься в жертву целям данного департамента. Например, бухгалтер может видеть только проблемы своего подразделения, а не проблемы производства или маркетинга, или всей организации.
Территориальная департаментализация. Другой часто встречающийся подход - создание групп людей на базе определенной территории, где в той или иной форме осуществляется деятельность организации. Деятельность организации на данной территории должна подчиняться соответствующему руководителю, который несет за нее ответственность. Для больших организаций территориальное деление весьма важно, поскольку физическая распыленность деятельности вызывает трудности для координации. Преимущество, часто связываемое с территориальным делением, состоит в том, что оно создает условия для подготовки управленческого персонала непосредственно на месте.
Производственная департаментализация. Во многих больших компаниях, у которых имеется диверсифицированное производство, деятельность и персонал группируются на базе продукции. С увеличением масштаба фирмы сложно координировать усилия различных функциональных групп, поэтому становится целесообразным и перспективным создание производственных подразделений. Эта форма организации позволяет персоналу накапливать опыт в области исследований, производства и распределения продукции. Концентрация полномочий и ответственности в специальных департаментах дает возможность руководителям эффективно координировать все виды деятельности.
Проектная департаментализация. При проектной департаментализации деятельность и персонал сосредоточены в подразделении на временной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды деятельности - от начала до полного завершения проекта или какой-то его части. После завершения работы персонал, занятый на временной основе, переводится в другие департаменты или привлекается к другим проектам. Руководитель проекта часто имеет в своем подчинении инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей. Этот персонал часто приходит из специальных функциональных подразделений. Во время работы над конкретным проектом ответственный руководитель рассматривается как лицо, обладающее полнотой власти и правом контроля. В целом ряде случаев этого не достигается, поскольку персонал, работающий над проектом, продолжает подчиняться своим постоянным функциональным руководителям. Возникающие противоречия разрешаются руководителями более высокого ранга.
Смешанная департаментализация. Оценка названных выше форм департаментализации показывает, что у каждого ее вида существуют сильные и слабые стороны. Нередко в организациях вводятся смешанные структуры, особенно когда руководители пытаются одновременно решить проблемы текущих изменений на рынке, быстрого увеличения предложения товаров и услуг, внешнего регулирования. Не существует ни одной структуры, которую можно было бы описать как универсальную. Создание самых различных подразделений диктуется конкретными условиями функционирования организации.
Рассмотренные выше категории и подходы к построению организаций - разделение труда, охват контролем, департаментализация, соотношение централизации и децентрализации свидетельствуют о взаимовлиянии и взаимосвязи между структурой и моделью управления, используемой в организации. Структура управления обеспечивает основу для определения задач каждого звена и выработки механизма контроля. Должность или место, занимаемое в структуре организации, являются ключом к определению объема полномочий по принятию решений. Вместе с тем формальная власть должности не безусловна. Руководитель должен быть способен устанавливать контакты с различными функциональными подразделениями для выполнения задач. Он должен сочетать должностную власть с личным влиянием на протекающие процессы.
1.4 Централизация и децентрализация.
Термин “централизация”
относится к степени
Современные факторы производства
отличны от существовавших ранее. В
настоящий период возрастает значимость
выпуска наукоемкой, высокотехнологичной
продукции, и современные информационные
технологии позволяют менять процессы
принятия решений. В настоящее время
работники лучше образованы, более
квалифицированы, поэтому появляется
новый набор квалификационных и
организационных принципов
Такой подход приводит к высокой автономности принятия решений в отдельных подразделениях. Благодаря этому возрастает ответственность подразделений за их прибыльность или убыточность.
На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают следующие факторы:
Размер организации влияет на сложность управления. Чем больше персонала, тем выше уровень горизонтальной дифференциации, необходимой для координации горизонтальных подразделений. Известно, что в зависимости от количества персонала в организации возникают следующие проблемы:
Важное значение имеет
рассмотрение вопроса о делегировании
полномочий и ответственности в
организациях, как пути создания децентрализованных
организаций. В каких случаях
используется делегирование? Во-первых,
когда оно руководителю позволяет
выделить время на решение важных
вопросов высшего звена управления;
во-вторых, при чрезмерной занятости
руководителя во избежание срыва
графика выполнения заданий; в-третьих,
когда подчиненный может
Схема делегирования полномочий по уровням управления приведена ниже (рис. 3). На рисунке приняты обозначения:
Рис. 3.
Основные принципы делегирования полномочий следующие:
Делегирование полномочий
– это не способ уйти от
ответственности. Это форма
Если передача полномочий
низшим уровням осуществляется без
закрепления соответствующих
Глава 2. Особенности структурного подхода на примере Администрации Центрального района г. Сочи
2.1 Организационно-правовая форма предприятия
Государственное и муниципальное
унитарное предприятие –
Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности: контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.
Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
Администрация района города-курорта
Сочи является территориальным органом
администрации города исполнительно-
Администрацию
Центрального района
Правовой
основой деятельности