Содержание и механизм действия принципов организации (на примере ООО «Маяк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является анализ влияния организационных принципов на эффективность деятельности предприятия, исследование проблем организационных принципов на примере ООО «Маяк», разработка рекомендаций по рационализации деятельности этого предприятия.
Для достижения цели работы, поставим следующие задачи:
1) раскрыть содержание организационных принципов и выявить их влияние на деятельность организации;
2) исследовать механизм действия принципов организации;
3) проанализировать применение организационных принципов на примере ООО «Маяк»;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организационных принципов 6
1.1. Сущность принципов организации и их классификация 6
1.2. Общие характеристики принципов организации 10
1.3. Принципы динамических и статических организаций 13
Глава 2. Исследование механизма действия принципов организации ООО «Маяк» 20
2.1. Организационная характеристика ООО «Маяк» 20
2.2. Анализ механизма действия принципов ООО «Маяк» 25
2.3. Рекомендации по рационализации деятельности ООО «Маяк» 31
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

содержание и механизм действия принципов организации.docx

— 83.18 Кб (Скачать)

     Правильно сформированная организация должна отвечать всем вышеперечисленным принципам.

    1. Общие характеристики принципов организации

      На основании  представленных  выше классификаций  организационные принципы можно  объединить в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая  структура. Возникает единая цепь базовых, дополняющих, исходных и производных  принципов. Один базовый принцип  обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исходного принципа образуется несколько производных. Последовательность взаимообусловленности по типу исходный – производный выстраивается  через всю систему принципов  организации: самые общие принципы организации являются исходной базой  для частных, те, в свою очередь, являются исходными для еще более частных и т.д. Основание иерархической структуры принципов организации образуют универсальные принципы, используемые в масштабах природы и общества. Они являются исходными для формирования специфических и ситуационных (рис.1). 
 
 
 
 
 

       

     Принципы  организации взаимосвязаны между  собой. Однако из риc. 1 видно, что иерархия принципов организации обеспечивает лишь одностороннюю связь, то есть сверху вниз. Из этого утверждения следует, что общесистемные принципы действуют на уровне как социальных систем, так и на уровне любой организации, принципы социальных систем действуют и на уровне предприятий, а вот последние принципы отражают специфические особенности организации, которые применимы лишь на своем уровне [7, с. 155].

     К числу основных универсальных принципов  организации, действующих в природе и обществе, сформулированных А. Богдановым, можно отнести: принцип цепной связи, принцип ингрессии, принцип подбора, принцип подвижного равновесия, принцип слабого звена. Все они носят всеобщий характер, так как относятся не только к природе, но и к организующей деятельности человека. Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации.

     Принцип цепной связи означает, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них образовались общие элементы, соответствующие задаче, решению которой служит данный организационный процесс. Это образование общих элементов достигается за счет некоторого элемента или совокупности элементов, имеющих общие цели или свойства с организуемыми комплексами. Например, формирование стратегических альянсов происходит благодаря общей цели фирм, преследующих собственные интересы.

     Принцип ингрессии означает, что цепная связь образуется путем вхождения способствующих, выступающих в качестве «посредников» комплексов в организуемые. В примере со стратегическими альянсами оно осуществляется посредством соглашения о кооперации, в свою очередь, не предполагающей объединения.

     Принцип подбора состоит в том, что всякое событие в организации может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочнение или усиление одних связей, устранение, уменьшение или ослабление других. Любая система стремится закрепить положительные свойства однажды найденного соединения. Усовершенствованный механизм мотивации — пример принципа подбора.

     Принцип подвижного равновесия выражается в том, что всякое сохранение форм рассматривается как их подвижное равновесие, а всякое подвижное равновесие — как практическое относительное равенство ассимиляции и дезассимиляции.

     Принцип слабого звена означает, что система воспроизводима в должном качестве, если обеспечивается устойчивость относительно слабого звена. Мы говорили о самом уязвимом элементе организации — человеке, что связано с его непредсказуемостью, изменчивостью, эгоистичностью, наконец. Сила же каждого субъекта умножается силами окружающих его людей. Отсюда, при всей своей рациональности, субъект должен обеспечивать развитие самого слабого звена в организации [4, с. 116].

     Помимо  универсальных принципов существуют общие организационные принципы, которые действуют во всех материальных системах:

     Принцип обратной связи: социально-экономические системы это открытые и неравновесные системы. Их регулирование возможно по принципу обратной связи. Любая система управления состоит из управляющей и управляемой под систем. Между ними имеются разнообразные коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации, циркуляция которой позволяет установить соотношение между информацией на входе и выходе управляемой системы. Сопоставление уровней информации дает возможность оценить состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных ее элементов. Оценка информации субъектом управления должна быть оперативной и достоверной, чтобы не произошла потеря качества управления.

     Принцип развития (необратимое направленное изменение системы): движение неравновесной системы к притягателю устойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существуете прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только какой-либо ее компонент.

     Принцип конкуренции: жизнеспособность социальной системы зависит от степени развития соревновательных, конкурентных начал. Конкуренция выявляет наиболее результативные, эффективные пути социально-экономического развития , что выражается в сравнении. отборе и внедрении наиболее эффективных методов хозяйствования и управления. Принцип здоровой конкуренции – это двигатель социально-экономической системы, развитие которой необходимо стимулировать.

     Принцип дополнительности. В организационных системах сочетаются, с одной стороны, объективные, устойчивые тенденции, запрограммированные, равновесные, прогнозируемые начала, с другой – случайные, неустойчивые, неравновесные, стихийные, самопроизвольные, вероятностные, непрогнозируемые начала. Оба начала дополняют друг друга. Их диалектическое взаимодействие определяется как принцип дополнительности, суть которого – амбивалентный подход к раскрытию функционирования и развития организационных систем.

    1. Принципы  динамических и статических организаций

     Понятия статики и динамики, которые в настоящее время широко используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физическим терминам. Может быть предложена следующая формулировка этих понятий применительно к организационным системам

     Статика (от греч. statike — равновесие) — это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений (как позитивных, так и негативных), происходящих во внешней среде. Все параметры и показатели, отражающие деятельность организации, остаются при этом неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к «спокойной» жизни, без каких бы то ни было перемен. А если нет изменений, то нет и перспектив развития. Такие организации в наше сложное время не смогут долго держаться «на плаву».

     Динамика  (от греч. dynainis — сила) — это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий (сил). Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли [8, с. 169].

      Динамическое состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Они характеризуются решением внутренних и внешних проблем во взаимосвязи. Статическое состояние характеризуется нечувствительностью. К нему относится этап ликвидации (утилизации), когда организации занимаются решением внутренних проблем, причем внутренние и внешние отношения рассматриваются в отдельности. Войти в статическое состояние можно из любого этапа жизненного цикла двумя путями (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 

     

     Для каждого из состояний организации  существуют свои организационные принципы.

     Принципы  статического состояния  организации.

     Принцип приоритета цели: наивысший приоритет имеет цель в системе «цель – задачи – функции – структура – персонал». При создании, реструктуризации или ликвидации организации наиболее хорошо должна быть разработана общая цель и представлена более мелкими целями по областям деятельности (экономическими, организационными, технологическими) или по видам выпускаемой продукции (услугам, товарам, информации). Каждая цель должна быть конкретизирована в виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов. Для их решения формируются функции управления и производства с указанием сложности и схожести. На их базе создается оптимальная организационная структура, которая, в свою очередь, служит основанием для формирования контингента работников организации

     Принцип приоритета функции над структурой: наивысший приоритет имеет функция в системе «функция – структура». Руководитель сначала формирует набор необходимых функций, затем в соответствии с ним создает организационную структуру. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц (рис. 3).

       

       
 

     Принцип приоритета субъекта управления над  объектом: приоритет отдается руководству  относительно будущих работников. Вначале  подбирается руководитель, который  сможет реализовать поставленную цель, затем он подбирает команду, которая по профессиональным и личным качествам может работать над конкретными задачами.

     Принципы  динамического состояния  организации.

     Принцип приоритета персонала: наивысший приоритет  имеет персонал. Любая организация  создается людьми и для людей. Глобальная цель: максимально удовлетворить потребности личности количества организации и общества. При функционировании организации главное внимание должно уделяться персоналу, его стимулированию. Поэтому необходимо формировать структуру, функции, задачи и цели, применяемые для него. Их необходимо откорректировать в случае возникновения проблем с персоналом.

     Принцип приоритета структуры над функциями: наивысший приоритет имеет структура. При этом руководитель либо создает уникальную для своей организации структуру, либо полностью копирует ее у какой-либо образцовой, на его взгляд, организации с набором уже выполняемых функций. Практика показывает, что 60-80% руководителей предпочитают копировать. Изменения, которые происходят в структуре, сопровождаются ведением новых или сокращением старых функций производства или управления.

     Принцип приоритета объекта управления над  субъектом: в действующей организации при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя, т.е. будущий руководитель должен подбираться под конкретно действующие структурные подразделения с учетом его совместимости с коллективом подчиненных, причем он не должен уменьшать потенциал коллектива и быть хуже своего предшественника [3, с. 40].

     Одной из основных задач при исследовании динамики и статики организации является выявление закономерностей ее поведения при различных воздействиях со стороны внешней и внутренней среды.

     Элементы  статики присущи любой организационной  системе. Среди них состояние  финансовых показателей деятельности предприятия на фиксированный момент времени; структурная схема предприятия; распределение властных полномочий; штатное расписание и должностные обязанности. Сюда же следует отнести постоянный ассортимент выпускаемой продукции, устойчивые партнерские связи и другие показатели.

     Проблема  заключается в том, что организация, достигнув определенной устойчивости, может со временем превратиться в консервативную систему. В этом случае она теряет способность адаптироваться к меняющимся условиям существования, а, следовательно, и реализовывать в своей среде технологические и управленческие новации. Перейдя целиком в статическое состояние, организация приобретает инерционность, которую трудно преодолеть, и входит в состояние организационной стагнации (застоя).

     Следует обратить внимание на то, что основной отличительной особенностью периода  стагнации в работе деловых организаций является постоянство показателей работы, что в целом ряде случаев может рассматриваться не как положительное явление, а как отсутствие прогресса и ослабление реактивной способности. В условиях неустойчивой экономики и активных процессов формирования рыночных отношений стагнация может привести к гибели организации.

Информация о работе Содержание и механизм действия принципов организации (на примере ООО «Маяк»)