Социальная организация и ее особенности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Дать определение понятию социальной организации.
Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
Раскрыть особенности социальной организации.
Охарактеризовать функционирование социальной организации.
Провести количественный и качественный анализ системы управления конкретной организации.

Оглавление

Введение 3

II. Теоретическая часть 5

1. Понятие социальной организации 5

2. Организационные структуры социальной организации 10

3. Функционирование социальной организации 14

4. Особенности социальной организации 18

III. Практическая часть 20

1. Общая характеристика предприятия 21

2. Расчет показателей эффективности системы управления 25

а) Методика суммарно-индексной оценки эффективности
системы управления 26

б) Балльная методика оценки эффективности системы управления 28

IV. Заключение 31

V. Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.docx

— 82.97 Кб (Скачать)

     Между людьми в организации возникают  многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в  виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

     Социальные  организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

     - реализация потенциальных возможностей  и способностей человека;

     - формирование единства интересов  людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

     - сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

     В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

     К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

     В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние  на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

     Формальный  лидер (руководитель) назначается вышестоящим  руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

     Неформальный  лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как  профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

     Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

     Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена  в территориальной близости (в  одной комнате, на одном этаже  и т.д.).

     Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

2. Организационные структуры социальной организации

     Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

     Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

     Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная  структура. Организационная структура  характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

     Организационная структура управления − совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

     Несмотря  на существующую типологию организационных  структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации. 5

     1. Линейная схема хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

 
 

      2. Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Базовые схемы дают возможность формировать  большое разнообразие производных  от них схем отношений.

      5. Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.  
 
 

     6. Штабная схема  основана на базовой схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.) .

     Эти штабы готовят руководителю проекты  решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение  и сам доводит его до соответствующего подразделения.

     Штабная схема имеет преимущество при  необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.6

     7. В основе матричной схемы  лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

     8. В смешанной схеме средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

     В рамках одной социальной организации  и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

     Таким образом, управление организацией − это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

     Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и ее организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

     Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

3. Функционирование социальной организации

     Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений. 7

     Они образуют единый комплекс, поэтому  их часто называют функциями управления, проблемами организации.

     К функциям социального управления следует  отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

     Правовое  регулирование означает способность  решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

     Структурное регулирование означает способность  решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

     Ценностное  регулирование заключается в  целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы  организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

     Управление  инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.

     Межорганизационное  регулирование означает способность  решать общие проблемы путем объединения  нескольких организаций на временной  или постоянной основе.

     Межорганизационное  регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

     Примерный состав функций социального управления приведен в таблице, из которой видно, что с помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации.  
 
 

     Функции социального управления

Функции выживания и развития Функции 
управления
Функции 
управления
Функции управления 
проблемами
Функции 
развития
Основной деятельностью правоохранительной  деятельностью
Предвидение 
и выявление проблем

Анализ  и исследование проблем

Целеполагание 
Подготовка решений

Контроль  за  
реализацией решений

Анализ  выполнения 
решений

Правовое 
регулирование

Структурное 
регулирование

Управление 
инновациями

Ценностное  регулирование

Регулирование 
межорганизационных 
отношений

Планирование

Организовывание

Руководство

Координация

Контроль  за 
исполнительской 
деятельностью

Прокурорский  
надзор

Контроль

Ревизия

Инспекция

Управление  
судопроизводст

Информация о работе Социальная организация и ее особенности в современных условиях