Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:38, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие «Зависимость», «Закон», «Закономерность».
2.Требования к законам организации.
3.Особенности законов организации и для организации: механизмы действия и использования.

Файлы: 1 файл

OTVETY.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

При разработке принципов методики проектирования структуры управления необходимо учитывать:

  1. Организационная структура управления это многогранное и включает:
    • Систему целей, Их распределение между звеньями
    • Состав подразделений, Связей между ними
    • Распределение задач, функций по всем звеньям
    • Распределение прав и ответственности внутри организации
    • Коммуникация и потоки информации.
    • Поведенческая система
  1. Особое значение имеет характер влияния внешней среды на построение организации и всю систему связей элементов структуры с элементами внешних воздействий.

17.Условия рассмотрения (разработки) принципов методики проектирования.


Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:

  • Необходимо учитывать все управленческие задачи, без решения которых реализация целей окажется не полной.
  • Необходимо выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав, ответственности по вертикали управления.
  • Исследовать и оформить все связи и отношения по горизонтали, т.е. по координации деятельности разных звеньев и органов связи с выполнением общих текущих задач и реализацией перспективных межфункциональных задач.
  • Необходимо обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управлении, имея в виду нахождения оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации.

18.Методологические принципы проектирования.


  1. Исходное определение системы целей на всех уровнях организации
  2. Организационная структура  - это одна из сложных и важных характеристик системы управления
  3. Необходимо учитывать многообразие методов формирования организационных структур
  4. Множество показателей, характеризующих эффективность построения организационной структуры
  5. Конечный критерий эффективности структуры управления – это более полное и устойчивое достижение целей.

19.Стадии процесса формирования организационной структуры. Органиграмма.


1-я стадия  «Формирование общей структурной  схемы аппарата управления»

Определяются главные характеристики организации, направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование, как организационной структуры управления, так и других важных аспектов системы:

  • Внутриорганизационные экономические механизмы
  • Способы переработки информации
  • Кадровое обеспечение

Характеристики организационной структуры на данной стадии:

  1. Цели производственно-хозяйственной системы и проблемы подлежащие решению
  2. Общая спецификация функциональных и программно-целевых подсистем
  3. Число ступеней и уровней в системе управления
  4. Степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях
  5. Основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой
  6. Требования к экономическому механизму, формам обработки информации и кадровому обеспечению организационной системы.

 

2-я стадия  «Разработка состава основных подразделений и связей между ними»

Особенности:

  • Предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и в плоть до самостоятельных подразделений аппарата управления
  • Распределение конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей

 

3- я стадия  «Разработка количественных характеристик  аппарата управления и процедур  управленческой деятельности»

Стадия включает:

  1. Определение состава внутренних элементов базовых подразделений (базовые подразделения – это самостоятельные структурные единицы: отделы, цех, бюро, сектор и т.д)
  2. Определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей
  3. Распределение задач и работ между конкретными исполнителями
  4. Установление ответственности за выполнение работ
  5. Разработка процедур выполнения управленческих работ в подразделениях
  6. Разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ
  7. Расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления организационной структуры.

Для случаев, когда требуется детализированная регламентация ответственности по отдельным этапам разработки и принятия решений при выполнении особо сложных задач, требующих взаимодействия многих звеньев и уровней управления, разрабатываются органиграммы – это  графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую разделение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями их внутр.структурными органами и отдельными работниками.

Органиграммы фиксируют организацию управления  процесса в виде  распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской оставляет проект организационной структуры управления.

20.Методы проектирования структур.


Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически-выраженному критерию оптимальности.

Это количественно качественная многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных методов анализа оценки моделирования организационных систем, субъективной деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении оценки и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Методы:

  1. Метод аналогии

Применение организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации

К методу аналогии относится:

Выборка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ, условий их применения.

Использование метода аналогии на 2 подходах:

  • Выявление для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик, и соответствующих им организационных форм и механизмов управления.
  • Типизация наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организации данного типа в конкретных отраслях, разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
  1. Метод экспертно-аналитический

Обследование и аналитическое изучение организации силами квалификационных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников.

Относится:

  • Осуществление диагностического анализа особенностей, проблем и узких мест
  • Проведение экспертных опросов руководителей и членов организации
  • Разработка и применение научных принципов формирования организационных структур
  • Разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления
  1. Метод структуризации целей

Выработка системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей.

Этапы:

  1. Разработка системы или дерева целей
  2. Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей.
  3. Составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным подразделениям.
  4. Метод организационного моделирования

Разработка формализованных, математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации.

Модели:

  • Математико-кибернетическая модель иерархических управленческих структур

Описывает организационные связи и  отношения, и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств.

  • Графо-аналитическая модель организационных систем

Представляет собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения функций, полномочий, ответственности организационных связей.

  • Натуральная модель организационных структур и процессов

Оценка функционирования модели в реальных организационных условиях.

Математико-статистическая модель зависимости между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.

21.Оценка эффективности организационных решений: направления, критерии, показатели.


Оценка эффективности является элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности и эффективности действующей структуры, разработанных проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом  2-х направлений оценки ее функционирования:

  1. По степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации.
  2. По степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления, при относительно меньших затратах на ее функционирование.

Критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность наиболее полного и стабильного достижения установленных целей или сокращение затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нормативный срок превысить затраты.

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры:

  1. Группа показателей эффективности системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление:
  • Объем и увеличение объема выпуска продукции
  • Прибыль (увеличение)
  • Себестоимость (уменьшение)
  • Объем капитальных вложений
  1. Показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда:
    • Текущие расходы на содержание аппарата управления
    • Эксплуатация текущих средств
    • Затраты на содержание зданий, помещений, сооружений
    • Затраты на подготовку и переподготовку кадров управления
    • Расходы на исследования
    • Расходы на приобретение вычислительной техники
  1. Показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности и проектируемых вариантов организационных структур:
    • Звенность систем управления
    • Уровень централизации функций управления
    • Принятие нормы управляемости
    • Сбалансированность распределения прав и ответственности
    • Уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем

22.Корректировка организационных структур.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"