Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:18, доклад

Краткое описание

В России, расположенной на масштабной территории северной и центральной частей Евразийского материка, проявилось немало общемировых тенденций развития услуг, сервисной деятельности. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг отмечена немалым своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных миров, свойственных населению страны.

Файлы: 1 файл

История развития сервисной деятельности.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

После 1917 г. были осуществлены радикальные преобразования в системе рыночного хозяйствования и отношений собственности. Упразднение слоя буржуазии и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социальными и гуманитарно-культурными издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная экономика обрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой основе сфера услуг современного типа.

В современной  России вновь восстанавливаются  товарно-рыночные отношения, а также право частной и коллективной собственности в экономической практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это преобразует сферу услуг - она становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает конкурентоспособные качества, основанные на правовом регулировании.

Успех новой государственной политики в сфере услуг будет обеспечен, если реформаторы смогут учесть и преодолеть те трудности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных отношений в истории нашего общества на прежних этапах модернизации.

Приведем пример с внедрением в отечественную хозяйственную практику биржевого обслуживания. Первая русская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие другие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совершенно не вписывалась в существовавшую структуру экономических отношений. Вторая биржа открылась в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятельности. Однако этот период закончился в1917 г.

В постсоветский  период, в последней четверти XX в., биржи вновь стали играть определенную роль в отечественной практике хозяйствования. Понадобится еще немало времени для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема отечественной экономики.

Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы регулирования сферы услуг всегда выступали важными факторами развития обслуживания, особенно в условиях динамизации экономического и общественного развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях были заинтересованы сами предприниматели и работники данной сферы.

3.3. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным

Сравнительно  со странами Запада сфера услуг в  нашей хозяйственной практике относительно поздно стала дифференцироваться как самостоятельная область предпринимательства. Формирование самостоятельного статуса в экономике задерживалось в силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни граждан России, а также нетребовательности людей в повседневной практике, идеалов скромного, если не аскетического существования, что вело к широкой практике семейного самообслуживания.

Весьма неоднозначным  было влияние дворянского сословия на развитие отечественного сервиса. До отмены крепостного права в 1861 г. дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. Вместе с тем, начиная с петровского времени, царствующие персоны обязывали дворян поддерживать в обществе и в семейных отношениях западноевропейские стандарты жизни. Это распространило в дворянской среде моду на все заграничное. Каменные особняки и сельские усадьбы для знати стали строить по особым проектам. Комнаты состоятельных людей «наряжаются» по-европейски: вместо лавок - стулья и кресла, на стенах - большие зеркала и портреты хозяев.

Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Наиболее дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывались из-за границы. Все это говорит о неоднозначном развитии процесса удовлетворения потребностей представителей высших классов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи в этом направлении, с другой, их образ жизни предлагал более современные и во многом эффективные образцы социального поведения, поддержания здоровья и отдыха и т.п.

Удовлетворение  жизненных потребностей людей со средним и низким достатком носило характер самообслуживания на основе традиций. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена поддерживалась путем систематического посещения бани: во многих городах существовали общественные бани (хотя зажиточные семьи пользовались собственными банями). Большинство крестьян, бедных горожан сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых, строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, мастерили нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны начали развиваться так называемые народные ремесла и промыслы.

Под народными  промыслами понимаются направления  хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым самообслуживанием крестьян, жителей разных территорий. Для беднейших слоев населения промыслы являлись источником дополнительного заработка. Известны разные формы и обозначения народных промыслов - крестьянские, отхожие, кустарные, художественные.

Наиболее распространенными  видами народных промыслов в дореволюционной России выступали: резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивки, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Некоторые промысловые занятия (ремесленного или рукодельного характера) впоследствии подхватывались представителями других социально-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей.

В городах развивались  те виды промыслов, которые пользовались спросом у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро и др. В помещичьих мастерских создавались изысканные виды вышивки (мстерская белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монастырях были традиционно представлены ремесла: кузнечное дело, столярное, плотницкое; помимо этого практиковались иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем или вязаньем кружева, шитьем.

Наиболее ранними  видами специализированной услуговой  деятельности в нашем обществе оставались ремесленные занятия и торговля. В русских городах купечество и ремесленники еще с периода Киевской Руси были уважаемыми сословиями. В каждом крупном или среднем городе России в XVII-XIX вв. существовала базарная площадь, где располагались торговые ряды. Здесь велась оптовая и розничная торговля. В теплое время года торговцы выходили на крупные площади и улицы.

Долгий период торговля велась архаическими методами даже в больших городах. Из-за объективных  условий жизни в России задержалось существование ярмарочной и караванной торговли, тогда как в Западной Европе торговля развивалась уже под влиянием цехов и торговых гильдий, кроме того, существовали торговые биржи, развивалась выставочная деятельность.

Первые ярмарки  появились на Руси в XVI в. К середине XIX в. их было более 16 тыс. Ярмарки носили сезонный характер, что соответствовало типичной для России смене занятий крестьян с переменой времен года.

Ярмарки, расположенные  обычно на перекрестке водных путей  и сухопутных трактов, нередко приобретали всероссийское значение. Самая большая известность выпала на долю нижегородцев - товары свозились сюда буквально со всей страны. Нижегородская ярмарка была царством пушнины, тканей, кожевенного сырья, изделий из кожи и металла, бакалейных товаров, чая, рыбы.

Другие российские ярмарки, как правило, не имели универсального характера, а ориентировались на определенный товарный ассортимент. Например, на Ирбитской ярмарке преобладала пушнина, на Ильинской (в Тюмени) - сырые кожи, на Меновнической (в Оренбургской губернии) - рогатый скот и лошади. На особом счету была Киевская ярмарка. Здесь заключались сделки в форме контрактов на куплю-продажу товаров, которые еще предстояло произвести (главным образом - сахара).

Значение ярмарок стало постепенно снижаться на грани XIX-XX вв., когда главенствующую роль заняли стационарные формы торговли.

Особенно отставали  в развитии процессы торговли в провинции и на селе. Например, вплоть до XX в. село и провинцию обслуживали предприимчивые торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремесленных артелей - офени, коробейники. Они везли в глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домашнего хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на листах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки.

В государственном  реестре XIX в., который устанавливал стоимость торгового патента и размер промыслового налога, разносная и развозная торговля значилась под 5-м разрядом - именно к этому разряду относилась уличная торговля и обслуживание отдаленных поселений. В 4-й разряд входили торговцы, владеющие ларьками и палатками. 3-й разряд составляли собственники мелких лавок, чайных и распивочных. Ко 2-му разряду относили владельцев оптово-розничной торговли, куда входили средние по обороту оптовые склады, магазины, трактиры. К 1-му разряду относились оптовые магазины и склады, крупные предприятия, занимавшиеся скупкой, хранением и перевозкой сельскохозяйственных продуктов, большие рестораны и аптеки.

Количество заведений  розничной торговли в России начала XX в. стремительно увеличивалось - накануне Первой мировой войны оно перевалило за миллион. Число мелких продавцов  и скупщиков никто не учитывал. Зато у всех на виду были крупные текстильные фабрики, промышленно-торговые фирмы, большие магазины. Начали формироваться сбытовые объединения промышленников, товаропроизводителей, изготовителей продуктов повседневного спроса.

Во второй половине XIX в. русские мастеровые люди, крестьяне-отходники и ремесленники выработали такую форму объединения, как артель. Артельный труд был распространен в самых разных сферах хозяйственной практики: на постройке железной дороги, среди промысловиков, а также в сфере бытовых услуг, в городском извозе и др. Сущность артели состоит в объединении работников для производства какой-либо несложной работы. Организатора выбирали, а все важные вопросы решались через обсуждение и выработку общего решения.

В конце XIX- начале XX в. в России широкое распространение получило кооперативное движение. Оно, так же как и артель, формировалось снизу, через самоорганизацию производителей сельскохозяйственной, перерабатывающей продукции для ее сбыта. Кооперация существовала в разных формах и направлениях: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, рыболовецкая, промысловая и др. Сущность кооперации на этом этапе развития отечественной экономики носила некоммерческий характер и сводилась к тому, чтобы смягчить сложность перехода субъектов традиционного хозяйствования к новым товарно-денежным отношениям. В основе кооперации лежит принцип взаимопомощи. Отечественное кооперативное движение того периода позволяло преодолевать монополизм, устранять господство посредников, практически захватывающих некоторые отрасли услуг, обеспечить социальную защиту своих членов.

Рассмотрим, что  нового вносили индустриальные производства второй половины XIX в. в организацию услуг. Важнейшими этапами индустриализации дореволюционной России стали промышленные подъемы 1893-1899 и 1909-1913 гг. Усиливающаяся конкуренция создавала в отечественной производственной практике современные формы организации и обслуживания, облегчающие сбыт продукции.

К 80-м годам XIX в. российские промышленники, чтобы  ограничить конкуренцию между собой, начали создавать сбытовые объединения (картели и синдикаты), члены которых регулировали размеры производства, цены, условия продажи и другие немаловажные вопросы.

Крупные зарубежные фирмы и компании, работающие в  России (например, компания Зингера, товарищество братьев Нобель, заводы сельхозмашин), сбывали свою продукцию через специальных представителей на местах, которые гарантировали послепродажное обслуживание.

Среди направлений  индустрии, имеющих прямое отношение  к массовым видам услуг, следует указать на развитие средств передвижения (железнодорожное строительство и паровозостроение, теплоходо- и самолетостроение). Естественно, что предпринимателям-одиночкам было не под силу организовать работу крупных предприятий, на которых производились рельсы, паровозы, вагоны, крупные суда, тем более самолеты. Поэтому в конце XIX в. в России получают распространение различные формы капиталистических ассоциаций, из которых наиболее жизнеспособными оказались акционерные общества и товарищества на паях. К началу XX в. они преобладали в большинстве отраслей российской промышленности.

Следует также  подчеркнуть, что на рубеже XIX-XX вв. эмансипировалась и проявила необычную инновационную мощь русская техническая мысль. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1912- 1913 гг. Русско-Балтийский завод в Санкт-Петербурге приступил к производству крупных многомоторных самолетов конструкции Игоря Сикорского «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Правительство Великобритании в 1913 г. уведомило русское правительство о намерении закупить аэропланы для своего морского флота, но этим планам помешала война.

Среди других отраслей индустриального производства, имеющих прямое отношение к сфере услуг, следует указать на текстильную и пищевую, которые являлись крупнейшими отраслями российской экономики того периода. Так, в кондитерской промышленности (ее предприятия размещались в основном в крупнейших центрах России) множество десертных сладостей ранее создавались лишь искусными кондитерами и украшали стол богатых людей. Теперь эти сладости стали предметом фабрично-массового производства и доступны среднеобеспеченному покупателю. В Санкт-Петербурге в этом направлении работало Товарищество «Жорж Борман», Торговый дом «Блигкен и Робинсон», фабрики купца В.Конради, фирмы «Георг Ландрин». Для москвичей сладости создавали «Товарищество А. Абрикосова и сыновей», Торговый дом «Сиу и К°», «Товарищество Эйнем» и другие кондитерские фирмы.

Информация о работе Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе