Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа
Цель работы- это углубление и закрепление теоретических знаний и практических навыков анализа процессов реструктуризации и реорганизации
Задачи данного исследования:
- раскрыть сущность понятия реструктуризации и реорганизации;
- охарактеризовать виды реструктуризации и реорганизации;
-провести оценку состояния и обозначить перспективы развития деятельности ОАО «Славянка».
Введение…………………………………………………………………………........4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ И РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Понятия и виды реструктуризации и реорганизации………………………..5
1.2 Предпосылки, методы и средства реструктуризации……………………….15
1.3 Особенности проведения реорганизации……………………………………26
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЛАВЯНКА»
2.1 Общее описание деятельности предприятия………………………………..29
2.2 Основные этапы осуществления проекта реструктуризации предприятия………………………………………………………………………....32
2.3. Оценка эффективности реструктуризации предприятия………………….37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………………………4
Виды реструктуризации и реорганизации
Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
1. Слияние — создание
на базе нескольких
2. Присоединение — прекращение
существования одной или
3. Разделение — прекращение
деятельности предприятия с
4. Выделение — создание
одной или нескольких фирм
с передачей ей (им) части прав
и обязанностей
5. Преобразование — прекращение
существования фирмы, и
Слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (реорганизация предприятия), могут осуществляться по двум основаниям:
1. По решению его учредителей
либо органа юридического лица,
уполномоченного на то
2. По решению суда или
уполномоченных
Реструктуризация, зависящая от целевых установок и стратегии предприятия, может быть оперативной или стратегической. В зависимости от количества структурных изменений существует комплексная и частичная реструктуризация[1].
1.2 Предпосылки,
методы и средства
Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки.
Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основой конкурентоспособной
экономики является конкурентоспособность
ее предприятий, осуществляющих успешный
бизнес. Конкурентоспособность
Главными составляющими,
обеспечивающими
– качество продукции и услуг;
– стратегия маркетинга и сбыта;
– квалификация персонала;
– технологический уровень производства;
– налоговая среда, в которой действует предприятие;
– доступность источников финансирования.
Основные проблемы, возникающие
перед отечественными предприятиями,
осознающими необходимость
В качестве внутренних аспектов реструктуризации рассматриваются интересы различных участников и заинтересованных лиц.
Практика реструктуризационных
проектов показывает, что процесс
реорганизации неизбежно
• собственники предприятия;
• высшее руководство предприятия;
• криминальные элементы;
• профсоюзы рабочих предприятия;
• региональная администрация.
Основная причина неудач реструктуризации заключается в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересованных групп. Однако сами эти группы могут согласовать свои интересы. Но все компромиссы между ними будут решаться за счет интересов самого предприятия – оно рассматривается ими только как предмет их интересов, но не как носитель своих собственных.
Предприятие должно рассматриваться
как живой организм, имеющий свои
интересы. Для нейтрализации
• сильная государственная власть и политическая воля, поддерживающие единые правила игры для всех без исключения;
• совершенствование налоговой системы – для стимулирования эффективного и честного хозяйствования;
• наличие сильной
• совершенствование правового механизма – для ограждения экономической (и судебной) сферы от политического влияния;
• либерализация сферы трудовых отношений и опять же сильная власть – для недопущения социального шантажа.
Спектр средств, используемых
в рамках реструктуризационных программ,
весьма широк. В него входят и простые
мероприятия, и долгосрочные, сложные
программы целенаправленного
В качестве базисных организационных
элементов в рамках программ перехода
к ресурсосберегающему
В ходе реструктуризации используется
ряд сложных, интегрированных
Под делегированием решений
понимается процесс децентрализации
управления, когда право принимать
определенные решения передается нижестоящим
подразделениям. Активное использование
этого инструмента в рамках современных
программ реструктуризации объясняется
тем, что процесс принятия решений
в централизованных организациях слишком
долог и дорог. Принимаемые решения
оказываются несвоевременными, а
организация в целом –
5. Характеристика методов реструктуризации
Сокращение иерархических
уровней осуществляется в масштабе
всего предприятия или
Концепции ориентированной
на клиента организации и
Работники всех уровней иерархии объединяются в группы (команды) по удовлетворению конкретной потребности группы клиентов или созданию (продвижению) определенного вида продукции. Указанные тенденции стали результатом значительного усиления конкуренции в конце 90-х гг. XX в., сближения технологических условий производства на предприятиях одной отрасли, изменения отношения к клиенту, который стал прекрасно ориентироваться на рынке, имеет жесткие требования к качеству и способам обслуживания и осознает свое положение.
В целях более качественного
(по сравнению с конкурентами) обслуживания
клиентов члены организации объединяются
в команды, обеспечиваются коммерческой
информацией, которая дает им возможность
выполнять несколько функций
и быстро реагировать на рыночные
изменения. Здесь применяется групповое
решение проблем, результат работы
каждого находится в
Для решения проблем взаимодействия и координации между различными подразделениями организации, рабочими местами, отделами, хозяйственными областями существуют структурные интеграционные инструменты. Компетенция таких интеграционных подразделений может простираться от обеспечения информацией и консультаций координируемых единиц до принятия самостоятельных решений, обязательных для выполнения другими подразделениями. В современных программах реструктуризации интеграционные мероприятия играют центральную роль, несмотря на тенденцию к автономизации производственных единиц. Это обусловлено тем, что сложные задачи, связанные с созданием новой продукции или освоением новых рынков, требуют координации усилий многих подразделений.
Ключевым фактором успеха компании и основным инструментом управления являются знания и информация.
Задачи, стоящие при разработке информационной технологии:
• сократить время на поиск необходимой информации;
• организовать работу по сбору,
хранению и распределению
• придать собираемой информации комплексный характер, т.е. обеспечить информационную поддержку всей цепочки управленческого процесса – от появления идеи, разработки проекта, подготовки и принятия решения до его реализации и контроля.
Установившиеся на предприятии
представления о мотивации
Мотивация к труду в
современных условиях представляет
собой неразрывное сочетание
моральных и экономических форм
стимулирования. Моральный элемент
стимулирования труда, направленный на
развитие человеческой личности, становится
неотъемлемой частью трудовой мотивации,
без учета которой
Под развитием персонала понимаются все мероприятия, обеспечивающие рост квалификации сотрудников предприятия: предоставление возможности совершенствовать мастерство, оплата курсов повышения квалификации, стимулирование проявленной самостоятельности, а также более разнообразный труд.
Для повышения содержательности труда проводится реформирование производства. Оно направлено на объединение операций, осуществляемых каждым работником, снижение монотонности труда, происходящее за счет расширения функций каждого работника, усиление меры ответственности, использование его творческих способностей. Целью этих мероприятий может быть повышение как профессиональной квалификации, так и общей независимо от непосредственно выполняемых задач.
К общей квалификации работника относятся его способности к инновационной деятельности, принятию решений, работе в команде, управлению и учебе.
Долгосрочная цель заключается в установлении доверительного сотрудничества между разными иерархическими уровнями, когда начальник доверяет сотрудникам выполнение поручаемых ему руководством задач, а подчиненный оправдывает доверие.