Правовые аспекты защиты детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. Дети при этом часто в силу свой недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Права ребенка и их защита
1.1.Право ребенка на имя, фамилию и отчество
1.2.Право ребенка на воспитание в семье
1.3. Имущественные права детей
1.4. Защита прав детей

Глава 2.Помощь детям-сиротам

Глава 3.Приемная семья

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по организации.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

1.4.Защита прав детей

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией  их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей. Статья 56 Семейного кодекса предусматривает, что обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечительства и прокурора. Эмансипированный несовершеннолетний или несовершеннолетний, приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, имеет право самостоятельно защищать свои права наравне с совершеннолетними гражданами. В наиболее тяжелом положении ребенок оказывается, когда нарушение его прав исходит от лиц, призванных осуществлять их защиту -- от его родителей или заменяющих их лиц. В новом Семейном кодексе закреплено право ребенка непосредственно обращаться за защитой от злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и законные интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, унижают достоинство ребенка, нарушают его право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Естественно, трудно себе представить, что малолетний ребенок сам сможет установить контакт с этими органами. Чаще всего он сообщает о нарушениях родственникам, соседям, учителям, воспитателям или иным лицам, которые доводят эти сведения до органов опеки и попечительства. После этого работники органов опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка и непосредственно знакомятся с его жалобами. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей непосредственно обратиться с иском в суд.

Однако дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой  своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями, или из боязни, что их отберут у родителей  и поместят в детские учреждения. В связи с этим все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

 

 

Глава 2. Помощь детям-сиротам

   Несовершеннолетние дети могут оказаться сиротами и лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишении их родительских прав, осуждении родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказе родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений. В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальным.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети, оставшиеся без  родительского попечения и подлежащие устройству в семью на воспитание, подлежат обязательному учету. В целях организации такого учета постановлением Правительства РФ был утвержден «Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4134. Данная система учета предусмотрена для обеспечения наилучшей защиты интересов детей. Ее цель -- сделать информацию о таких детях централизованной и более доступной, с тем, чтобы каждый ребенок получил равный шанс на устройство на наиболее благоприятных для него условиях. Одновременно система обязательной регистрации детей преследует цели предотвращения злоупотреблений при передаче детей на воспитание в семьи.

Обязанность предоставлять  первичные сведения о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, прежде всего, возлагается на руководителей детских лечебных и воспитательных учреждений. Им, как правило, первым становится известно об обстоятельствах, в связи с которыми ребенок может быть передан на воспитание. Например, в случае смерти его родителей, отказа забрать ребенка из данного учреждения, лишения родителей родительских прав. Сведения о таких детях должны быть сообщены органам опеки в течение семи дней с момента, когда руководителям детских учреждений стало известно, что данный ребенок может быть передан на воспитание в семью. Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты, завязанные в обход органов опеки и попечительства, привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору ребенка для передачи на усыновление или воспитание в иной форме.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может  предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом  помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В случае если в жилом  помещении проживают исключительно  несовершеннолетние, финансирование расходов на оформление договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетним осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Для обеспечения жилой  площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут  создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих  бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности  на земельные участки, ранее предоставленные  их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Органы государственной  службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении  к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные  рабочие места гражданам из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут  предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников  учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Ищущим работу впервые  и зарегистрированным в органах  государственной службы занятости  в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения  родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости  в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц  данной категории.

Работникам из числа  детей-сирот, детей, оставшихся без  попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

 

Глава 3.Приемная семья

   Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

Помимо Семейного кодекса  регулирование отношений, возникающих  в связи с воспитанием детей  в приемной семье, осуществляется также  специальным «Положением о приемной семье» Утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3721..

От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать только одного ребенка. Максимальное количество детей, как правило, не должно превышать 8 человек. Основным отличием отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при опеке, является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства, и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители».

Основанием возникновения  приемной семьи является договор  между приемными родителями и  органами опеки и попечительства.

За защитой своих  прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

 

 

Заключение

Какими же правами  личного характера обладают несовершеннолетние дети?

1. Ребенок имеет право  жить и воспитываться в семье  (насколько это возможно), право  знать своих родителей, право  на их заботу, право на совместное  с ними проживание за исключением  случаев, когда это противоречит  его интересам. Ребенок имеет  право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Вышеперечисленные права  не относятся к категории так  называемых «мнимых«, «голых» прав, не имеющих правовой защиты, прав-деклараций. Законодательство гарантирует их осуществление институтом истребования ребенка от лиц, незаконно его удерживающих, институтами лишения и ограничения родительских прав и др.

Информация о работе Правовые аспекты защиты детей в семье