Практическое применение ситуационного подхода в ОАО « Пермский Свинокомплекс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Исследовать ситуационный подход в теории организации и проанализировать ОАО «Пермский Свинокомплекс» относительно ситуационного подхода; разработать рекомендации к организации ОАО «Пермский Свинокомплекс»
Задачи:
1) изучить теоретические основы ситуационного подхода в теории организации;
2) исследовать ситуационный подход за рубежом и в России;
3) рассмотреть ситуационный подход на предприятии ОАО « Пермский Свинокомплекс»;
4) дать рекомендации к организации ОАО «Пермский Свинокомплекс»

Оглавление

Содержание

Введение
4
Глава 1.
Теоретические основы ситуационного подхода в теории организации
6

1.1.
Ситуационные теории организации
6

1.2.
1.3
1.4
Ситуационный подход Дж. Вудворда
Роль технологии в организации
Исследование Т. Бернса и Дж. Сталкера
11
19
22
Глава 2.
Анализ применения ситуационного подхода в развитии организации за рубежом и в России
26

2.1.
Применение ситуационного подхода в развитии организации за рубежом
26

2.2.
Применение ситуационного подхода в развитии организации в России
27
Глава 3.
Практическое применение ситуационного подхода в ОАО « Пермский Свинокомплекс»
32

3.1.
Общая характеристика ОАО «Пермский Свинокомплекс»
32

3.2.
Рекомендации к ОАО « Пермский Свинокомплекс»
37
Заключение
40
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ситуационный подход в теории организации..doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Вывод: Таким образом, ситуационный подход помогает выявить взаимозависимости между организационными подсистемами, а также между организационной системой в целом и средой. Он подчеркивает динамическую природу организаций и пытается объяснить, как они действуют в различных условиях и ситуациях. Использование подхода позволяет оказать менеджерам помощь, предлагая стратегии организационного дизайна, обеспечивающие наибольшую вероятность успеха в конкретной ситуации.

 

    1. Ситуационный подход Дж. Вудворда

Британский индустриальный социолог Дж. Вудворд из Имперского колледжа при Лондонском университете, пожалуй, была одной из первых, кто начал исследовать влияние технологии на различные организационные характеристики и процессы. Вместе со своими сотрудниками она обследовала более ста британских компаний с персоналом свыше ста сотрудников, проводя интервью, опросы, наблюдения и анализ документации в соответствии со следующим планом:

    1. Миссия организации, история и наиболее важные события ее жизни.
    2. Особенности производственных и трудовых процессов.
    3. Организационная структура.
    4. Эффективность организационной деятельности, включая объем продаж, изменения стоимости акций, долю рынка, а также общее состояние отрасли.

Предполагалось выяснить те различия в структурах и процессах, которые существуют между организациями. Исследователи выяснили, что количество уровней управления в обследованных организациях колебалось от 2 до 12 (медиана = 4), охват контролем высшим руководством варьировал от 2 до 18 менеджеров (медиана = 6). Охват контролем низовыми менеджерами на исполнительском уровне колебался от 20 до 90 работников (медиана = 38). Соотношение линейного исполнительского персонала к управленческому составляло от 1:1 до 10:1. Анализ показал, что, во-первых, структура и распределение функций не зависели, как предполагалось ранее, от размера организации и ее отраслевой принадлежности. Например, разделение труда в небольших организациях было примерно на том же уровне, как и в крупных.

Во-вторых, 20 организаций, которые безусловно были наиболее эффективными, имели очень мало общих характеристик. То же самое можно было сказать и о 20 организациях-аутсайдерах. Это свидетельствовало о том, что классические организационные принципы вовсе не гарантировали успеха. Фирмы были разбиты на три основные группы (в дальнейшем их разделили на 11 подгрупп) по технологическому признаку, в данном случае - по размеру партий продукции. Учитывалось, конечно, что особенности технологии зависят от целей фирмы, и поэтому некоторые фирмы применяют смешанную технологию:

  1. Единичное и мелкосерийное производство (мало повторяющихся операций).
  2. Крупносерийное или массовое производство.
  3. Производство, характеризующееся непрерывным технологическим процессом на всех стадиях.

Более детально ее определения включают следующие характеристики.

Единичное и мелкосерийное производство.

- производство изделий  по спецификациям заказчика;

- изготовление образцов;

- изготовление крупного  оборудования по стадиям;

- производство небольших  партий по заказам покупателей.

Крупносерийное и массовое производство

- производство крупных  партий;

- производство крупных  партий на сборочных линиях;

- массовое производство.

Непрерывное производство

- производство химических препаратов на заводах, выпускающих несколько видов продукции;

- непрерывное производство  жидких, газообразных и кристаллических  веществ.

(см. приложение 1) [5, стр.93]  показана взаимосвязь между типом производства (или технологии, по Вудворд), используемым организацией и охватом контролем. Для организаций, занятых штучным производством, медиана охвата контролем составила 21—30 человек, для организаций массового производства — 41—50, а для организаций с непрерывным технологическим процессом — 11—20 работников.

Различия размеров и отраслевой принадлежности фирм, представленных в выборке Дж. Вудворд, не объясняли различий в их организации. В то же время была обнаружена взаимосвязь между организационной структурой и технологией.

Выявилось, что при переходе от мелкосерийной к непрерывной технологии производства менеджеры уделяют все больше внимания технологическим аспектам, а не руководству людьми, так как с уменьшением неопределенности облегчаются контроль, координация и оценка.

При единичном производстве работа подчиненных, как правило, взаимозависима и не поддается нормированию, а при непрерывном производстве ошибки в работе могут иметь значительные последствия. Это плюс характер работы могут объяснить более узкий “диапазон контроля” в этих видах производства по сравнению с массовым. Меньшее число уровней управления в мелкосерийном производстве может быть связано с большей неопределенностью, тогда как высокие структуры в фирмах с непрерывной технологией могут отражать взаимозависимость деятельности. Высокая доля штабных специалистов в крупносерийном или массовом производстве может отражать сложность проблемы оперативного управления, но это все предположения, основанные на том, что рассматривалось выше.

Когда применяемые организационные формы были сопоставлены с прибылью и темпами роста, то оказалось, что фирмы, в которых значения организационных характеристик отклоняются от средних для данного типа технологии, менее эффективны, чем фирмы со средними значениями. Кроме того, классические “принципы”, по-видимому, применимы к фирмам с крупносерийной технологией и непригодны для фирм с единичным и непрерывным производством. Для крупносерийного производства требовалась “механистическая” система (четкое распределение обязанностей и т. д.), тогда как для единичного и непрерывного производства требовалась “организмическая” система - более гибкий тип организации [4, стр.60].

 (см.приложение2)обобщены характеристики эффективных организаций различных типов. Среднее количество уровней управления во всех трех типах организаций было различным с наибольшей цепью команд в организациях, связанных с массовым производством. Чем более сложные технологические процессы использовали организации, тем более многочисленным был их административно-управленческий персонал.

Трудно, конечно, установить связь между организационной структурой и эффективностью, так как определить и измерить “хорошую” работу нелегко, если фирмы добиваются разных целей и устанавливают различные соотношения между риском и прибылью, между прибылью и приростом производства. Кроме того, фирмы используют различные методы учета резервов, капиталовложений и запасов. Э. Юхтмэн и Сишор, например, вообще отвергают подход с точки зрения целей как метод оценки организационной эффективности из-за его “серьезных методологических и теоретических недостатков” и особенно из-за “его неспособности предложить логически обоснованную процедуру эмпирической идентификации целей”. (Они предлагают совершенно новый подход для определения организационной эффективности, основанный на оценки позиции фирмы в ее взаимодействии с внешней средой по поводу приобретения ограниченных и ценных ресурсов.)

Было установлено, что для фирм с мелкосерийным и единичным производством ключевой функцией является проектно-конструкторская, поскольку изделия производятся по индивидуальным спецификациям. Межличностные взаимосвязи между персоналом различных отделов были гармоничными, так как они нуждались в постоянном взаимодействии и взаимной поддержке. Следовательно, здесь наблюдалась согласованность между системой координации, определявшейся типом технологии, и сложившимся социальным климатом. В фирмах с массовой и крупносерийной технологией важнейшим видом деятельности было производство, так как низкие производственные затраты были основным оружием в конкурентной борьбе. Однако необходимость в постоянном взаимодействии и сотрудничестве между отделами в этом случае была меньше, и, как следствие, всеобщим явлением стало местничество. Тем не менее возникавшие конфликты, по-видимому, носили конструктивный, а не разрушительный характер и способствовали достижению целей. Для фирм с непрерывным технологическим процессом важнейшим фактором был маркетинг, так как капитальные вложения в оборудование и трудности, связанные с хранением запасов готовой продукции, были здесь весьма значительными. Отделы в таких фирмах меньше зависят друг от друга по сравнению с фирмами с крупносерийной технологией, и поэтому межгрупповое сотрудничество имело меньшее значение.

Резюмируя, можно сказать, что межличностные взаимоотношения и отношения между отделами:

    1. Гармоничны в фирмах с мелкосерийной технологией;
    2. Характеризуются конструктивным конфликтом в фирмах с массовым производством;
    3. Маловажны для фирм с непрерывным технологическим процессом.

Многие люди, работающие в фирмах с крупносерийным производством, будут удивлены, узнав, что для их фирм важнейшим видом деятельности является производство, а маркетинг наименее важен, поскольку потребность в их продукции хорошо известна, а конкуренция основывается на цене и быстроте поставок. Компания ИБМ, например, производство в которой является крупносерийным, основное внимание уделяет продаже своих изделий и, уж конечно, не стремится использовать цену в конкурентной борьбе, так как цена - не основной фактор при закупках. [9, стр. 54] Однако при иной интерпретации выводов может показаться, что такая их критика необоснованна. Дж. Вудворд просто подчеркивает, что при единичном производстве продажа изделия предшествует его изготовлению, тогда как при массовом пли крупносерийном производстве продажа осуществляется после завершения производства партий.

Значение работы Дж. Вудворд заключается в возможности планирования организационных изменений при последовательном переходе фирмы от мелкосерийного к непрерывному производству. Но при этом остается необходимость объяснить, почему технология влияет на организацию. Объяснений может быть несколько.

    1. Как тип технологии, так и форма организации есть следствие некоторого совершенно постороннего фактора.
    2. Некоторый конкретный элемент технологии является объяснительной переменной (Вудворд критикуют в первую очередь за следование одномерному подходу. Ее классификация, учитывающая только один признак, на самом деле охватывает много признаков).
    3. Технология воздействует на организацию посредством третьего фактора, такого, как “степень неопределенности решения”. Другими словами, если “степень неопределенности решения” принять постоянной, исчезнет взаимосвязь между технологией и организацией.
    4. Некоторая предшествующая переменная объясняет эту взаимосвязь. Другими словами, можно найти некоторый предшествующий фактор, который влияет на технологию и через нее - на организацию; если технология постоянна, то воздействие на организацию отсутствует.

Работа Дж. Вудворд не смогла объяснить, почему фирмы с мелкосерийным и непрерывным типами производства имеют много общего и почему связь между технологией и структурой в фирмах с производством массового типа оказалась наиболее слабой. Сначала Дж. Вудворд пыталась найти такое объяснение в элементах технологии, но позже перешла к поиску объяснения с помощью степени неопределенности решаемых задач и вытекающим из нее характером системы контроля. (Другие объяснения предлагали Д. Хиксон, Д. Пью, Д. Фейсей и Г. Олдрич.) При этом предполагалось, что различные типы технологии требуют и различных форм контроля.

Дж. Вудворд выделила две линии классификации систем контроля:

    1. От исключительно личностного контроля (осуществляемого, например, собственником или предпринимателем) до полностью механизированного контроля без участия человека. (Например, автоматический машинный контроль. Переход к контролю без участия человека влечет за собой отделение планирования от исполнения. В своей крайней форме это встречается тогда, когда работники, эксплуатирующие автоматизированный завод, не поддерживают никакой связи с проектировщиками.) Такое изменение систем контроля имеет место при последовательном переходе от единичного к массовому и непрерывному производству;
    2. От единой интегрированной системы контроля до многоэлементной системы контроля, в которой используются локальные стандарты. Увеличение числа таких подсистем контроля, действующих независимо друг от друга, содержит возможность конфликтов, так как требования различных подсистем контроля (контролеров) должны быть взаимоувязаны

Р. Хант объясняет сходство между единичным производством и производством с непрерывным технологическим процессом при помощи тех же идей, которые обсуждаются ниже в связи с работой Ч. Перроу. Хант утверждает, что организации с этими типами технологии приводятся в движение необходимостью решения проблем, а не просто достижением высокой производительности. Фирмы с единичным типом производства постоянно сталкиваются с множеством исключительных случаев, и это обстоятельство отражается на их организационной структуре. С другой стороны, хотя в фирмах с непрерывным технологическим процессом и мало таких исключительных случаев, но каждый из них влечет за собой большие отрицательные последствия, если с ними не считаются. Поэтому такие фирмы тоже строят организационную структуру так, чтобы сосредоточивать внимание на решении проблем.

Исследование Дж. Вудворд и ее коллег продемонстрировало взаимозависимость организационных процессов и структуры от производственно-технологических процессов, которые используются организацией. Целый ряд последующих исследований был направлен на проверку выводов Дж. Вудворд и дальнейшее изучение сложных взаимосвязей между организационными переменными.

Информация о работе Практическое применение ситуационного подхода в ОАО « Пермский Свинокомплекс»