Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: Исследовать ситуационный подход в теории организации и проанализировать ОАО «Пермский Свинокомплекс» относительно ситуационного подхода; разработать рекомендации к организации ОАО «Пермский Свинокомплекс»
Задачи:
1) изучить теоретические основы ситуационного подхода в теории организации;
2) исследовать ситуационный подход за рубежом и в России;
3) рассмотреть ситуационный подход на предприятии ОАО « Пермский Свинокомплекс»;
4) дать рекомендации к организации ОАО «Пермский Свинокомплекс»
Содержание
Введение
4
Глава 1.
Теоретические основы ситуационного подхода в теории организации
6
1.1.
Ситуационные теории организации
6
1.2.
1.3
1.4
Ситуационный подход Дж. Вудворда
Роль технологии в организации
Исследование Т. Бернса и Дж. Сталкера
11
19
22
Глава 2.
Анализ применения ситуационного подхода в развитии организации за рубежом и в России
26
2.1.
Применение ситуационного подхода в развитии организации за рубежом
26
2.2.
Применение ситуационного подхода в развитии организации в России
27
Глава 3.
Практическое применение ситуационного подхода в ОАО « Пермский Свинокомплекс»
32
3.1.
Общая характеристика ОАО «Пермский Свинокомплекс»
32
3.2.
Рекомендации к ОАО « Пермский Свинокомплекс»
37
Заключение
40
Список литературы
Содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение
Актуальность. Актуальность данной темы вызвана тем, что человек никогда не может быть уверен в чем-то на 100 %, поэтому ценны те люди, которые психологически устойчивы в различных непредвиденных ситуациях. Это же можно сказать и об организациях: «выживают» лишь те, которые смогут выйти из тупиковых ситуаций или же трансформироваться для этой ситуации.
Цель курсовой работы: Исследовать ситуационный подход в теории организации и проанализировать ОАО «Пермский Свинокомплекс» относительно ситуационного подхода; разработать рекомендации к организации ОАО «Пермский Свинокомплекс»
Задачи:
1) изучить теоретические основы ситуационного подхода в теории организации;
2) исследовать ситуационный подход за рубежом и в России;
3) рассмотреть ситуационный подход на предприятии ОАО « Пермский Свинокомплекс»;
4) дать рекомендации к
организации ОАО «Пермский
Объект исследования: ОАО «Пермский Свинокомплекс»
Предмет исследования: методы и программы управления организацией.
Для выполнения перечисленных задач использован ряд исследовательских методов:
- анализ и синтез информации,
представленной в учебной
- наблюдение;
- обобщение полученной информации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в процессе подготовки к занятиям по дисциплине «Теория организации», подготовки к семинарским занятиям, экзамену.
Степень разработанности темы. Сегодня роль ситуационного подхода в развитии экономики необычайно актуальна. Она находит отражение в статьях периодических и продолжающихся изданий, учебниках и практических пособиях.
Теоретические вопросы находят отражение в учебниках и учебных пособиях (П. Лоуренс,. Дж. Лорш, Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф). Для изучения и анализа данной темы были использованы публикации в журнальных изданиях «Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента», «Маркетинг в России и за рубежом», «Современный менеджмент» и др.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и ее содержательными аспектами. Она состоит из введения, трех глав заключения и приложений. Во введении обоснованы исходные данные для написания курсовой работы, раскрыта актуальность темы, степень ее изученности, определена цель и задачи работы, используемые методы, база исследования, обоснована практическая значимость. Первая глава посвящена теоретическим основам ситуационного подхода. Во второй главе исследуется ситуационный подход за рубежом и в России. В третьей главе практическое применение ситуационный подхода на предприятии ОАО «Пермский Свинокомплекс». В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются выводы.
Объем курсовой работы вместе с приложениями – страниц. Список литературы включает 28 наименований.
Обычно принято различать две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовала возникновению и развитию новых течений. Нам представляется, что в настоящее время можно говорить о пяти основных школах американской теории организационного управления. Разумеется, они не исчерпывают всего ее многообразия, но все же фиксируют главные направления теоретического исследования и практики менеджмента.
В современном развитии американской теории организации и управления, наряду с усилением процесса дифференциации, за последнее время все более отчетливо проявляется тенденция объединения различных школ и направлений на базе определенных единых концепций.
Понятие "ситуационная теория управления" впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге "Практика управления", вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером, который долгие годы являлся консультантом крупнейших американских корпораций, необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Сторонники такого подхода приходили к обобщениям исключительно на основании практического опыта работы в организациях. Во многих случаях они сами являлись крупными менеджерами или известными консультантами по управлению. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Как отмечал Г. Ливитт, «то, чем мы располагаем — это серия взаимосвязанных идей, развиваемых в различных областях, многие из которых далеки от промышленности. Психология и социология внесли идеи о сложности человеческих мотивов, о процессах воздействия и о групповом поведении. Математики и инженеры недавно выступили с некоторыми волнующими представлениями об информации и системах управления. Экономисты, и не только они, изучают, как люди принимают решения...» [8, стр.187]. Заглядывая в будущее, Ливитт выражал надежду, что организационные исследования будущего будут «отличны от сегодняшних в двух внешне противоречивых, но в действительности связанных отношениях. Они будут больше связаны с людьми и с цифрами. Они будут более психологическими и в то же время более аналитическими» [8, стр.196].
Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.
Таким образом, возникновение концепции "ситуационного подхода" прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их "непрактичность", за "оторванность от реального мира", неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.
Р. Моклер считает, что "в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях" [1, стр.88]. Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Так, например, в 50-60-х годах на различных курсах по подготовке менеджеров при изучении вопросов организационной структуры слушатели получали представление о различных типах организационных структур (линейно-штабная, иерархическая, функциональная, региональная и т. п.), и соответственно внимание было сосредоточено на механизме действия этих структур. Хотя при этом признавалось, что каждый тип структуры может быть пригодным лишь в определенных конкретных условиях, однако именно этому аспекту, т. е. приспособлению структуры к специфическим требованиям данной организации, уделялось лишь второстепенное внимание. В настоящее время намечается радикальное изменение в подходе к этому вопросу. Как подчеркивает Моклер: "Компании обнаружили, что традиционные организационные методы оказались непригодными для того, чтобы обеспечить их структурами, позволяющими решать эти, т. е. новые проблемы. Традиционные организационные структуры, с их жестким разделением ответственности и прав и механистическими иерархиями оказались слишком негибкими для того, чтобы соответствовать потребностям динамичной деловой обстановки 1960-х годов" . Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.
Ситуационный подход к организационным структурам получил наиболее последовательную разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша "Организация и среда" [11, стр. 36]. Они называют свой подход "случайностной" теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур. Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе, полагают авторы книги, становится возможным выбор организационной структуры, отвечающей действительным нуждам фирмы. Такой подход послужил толчком и для специалистов, занимающихся изучением организационных структур, которые стали отказываться от разработок формальных схем и традиционных иерархических структур с тем, чтобы разрабатывать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям тех или иных промышленных фирм.
Характерно, что ситуационный подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня почти все основные школы и направления американской теории организации и управления. Он не ограничивается областью организационных структур, но все более определенно проявляется и при изучении всех других элементов управления. Так, например, ситуационный подход к проблеме руководства разрабатывается Ф. Фидлером в его работе "Теория эффективности руководства" [22, стр. 60]. Этот автор пытается категориально определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и соответственно стиль руководства, наиболее эффективный для данной ситуации. Аналогичный подход характерен и для У. Уайта, который в работе "Организационное поведение: теория и ее применение" [21, стр. 21] стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидов. Эти и другие исследования свидетельствуют, что ситуационный подход начинает превалировать и в этой области, что означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.
Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления преследует цель усилить практическую значимость научных исследований в этой области. В связи с этим он не связывается с той или иной отдельной школой или направлением, а представляется в качестве некого общего принципа, который применяется во всех областях теории управления (включая системные разработки) с целью обеспечения более упорядоченной научной основы для разрешения управленческих проблем.
Информация о работе Практическое применение ситуационного подхода в ОАО « Пермский Свинокомплекс»