Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является предложить ряд мероприятий по совершенствованию рабочего места мастера ремонтно-строительного цеха.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие основные задачи:
- изучить понятие рабочих мест, их виды и требования к организации
- расмотреть специализацию и оснащение рабочих мест
- изучить организацию обслуживания рабочих мест
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 6
1.1. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика……………………………………………………………..6
1.2. Классификация рабочих мест…………………………………………9
1.3. Планировка рабочих мест……………………………………………12
1.4. Специализация и оснащение рабочих мест 19
1.5. Организация обслуживания рабочих мест 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ В ООО «СИБЭНЕРГОРЕМСТРОЙ» 26
2.1 Краткая характеристика ООО «Сибэнергоремстрой» 26
2.2 Рабочее место мастера 30
2.3 Оценка оснащения и обслуживания рабочего места мастера 32
2.4 Условия труда и их оценка 35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ НА ООО «СИБЭНЕРГОРЕМСТРОЙ» ………………………………39
3.1. Мероприятия по усовершенствованию рабочих мест………………39
3.2. Расчет условно-годовой эффективности от
совершенствования организации рабочих мест………………………....41
3.3. Паспорт рабочего места………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....51
Обратим внимание на планировку рабочего места мастера ремонтно-строительного цеха. Хотя работа мастера сопряжена с движением по цеху, но ему все же приходится работать и за своим столом.
Рабочее место мастера оборудованы столом и стулом. Они должны соответствовать антропометрическим данным человека, обеспечивать удобное положение корпуса работника, создавать условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д.
Окно не находится в поле зрения мастера, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.
Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.
Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки.
Размеры ящиков и полок в столах соответствуют размерах бумаг и папок.
При такой планировке обеспечиваются наименьшие затраты рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, механизмов, созданы благоприятные условия труда.
Работа мастера ремонтно-строительного цеха требует хорошее освещение данного технологического участка. При работе мастера с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. При работе мастера непосредственно на технологическом участке ему в темное время суток достаточно и общего освещения, если только он не занимается обучением рабочего передовым приемам работы и другими операциями, которые требуют точности, а следовательно, и хорошей освещенности рабочего места.
Рабочее место мастера ремонтно-строительного цеха ООО «Сибэнергоремстрой» удовлетворяет технические требования и оснащено основным технологическим оборудованием, которое предназначено для выполнения работы мастера ремонтно-строительного цеха, мерительными инструментами, запасными частями, канцелярскими принадлежностям, рабочей документацией и специальной литературой, инструкциями, технологическими картами, рабочей мебелью (стол, стул, шкаф, тумбочка, стеллажи, полки), часы, средствами для размещения технологической оснастки, средствами безопасности - ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, специальные одежда), средствами связи с другими рабочими местами и с местом руководителя, средствами для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата, хозяйственными средствами для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.).
Вот некоторые недостатки, которые были выявлены при оценке оснащения рабочего места:
Во-первых, на рабочем месте среди вышеуказанной документации отсутствует инструкция по технике безопасности, также нет средств пожарной защиты, предупреждающих об опасности надписей, графики и др.
Во-вторых, из спецодежды рабочий оснащен только спец.комбинзоном, а ботинки не предоставляются, в то время как в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда и с учетом эстетических требований рабочий ремонтно-строительного цеха должен быть оснащен вышеуказанной спецодеждой и спецобувью.
Что касается рабочей мебели, то ее можно оценить как удовлетворительно организованную. В целом, мебель считается с антропометрическими данными работников, стул имеет регулируемое по высоте сиденье и регулируемую по углу наклона спинку. Мебель не загромождает рабочее место, при этом рационально используется производственная площадь. В то же время можно сказать, что количества полок и ящиков в столе, предназначенном для хранения инструментов недостаточно. Это приводит к тому, что из-за большого количества деталей, инструментов и их разного производственного назначения работник теряет много времени, отыскивая нужный инструмент.
Также хочу отметить, что рабочее место мастера цеха оснащено средствами связи. Это, конечно, большой плюс, так как работник имеет возможность быстрой связи с требуемым подразделением с минимальными потерями рабочего времени.
Обслуживание рабочего места мастера цеха включае:
- своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;
- бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;
- ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.
Система обслуживания ремонтно-строительного цеха в ООО «Сибэнергоремстрой» представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она соответствует типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, увязана со структурой производства и управления, обеспечивает комплексность обслуживания.
Изучив все функции обслуживания рабочего места, приходим к выводу, что рабочее место мастера цеха основано на разделении труда между самим мастером и вспомогательными рабочими и охватывает функции по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных и основных работ. Созданы необходимые условия для ведения производственных процессов без перебоев. Мастер имеет функции «самообслуживания», такие как поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и производственно- подготовительная проверка исправности оборудования, подготовка его к работе. Это позволяет полнее использовать рабочее время мастера и вместе с тем не привлекать дополнительных вспомогательных рабочих. В то же время в «самообслуживание» не включены операции по ремонтному и межремонтному обслуживанию. Поэтому не возникает значительных простоев и положений, когда сам рабочий просто не способен в силу недостаточной квалификации исправить сложное оборудование, если возникли неполадки. Эти функции выполняются ремонтной службой цеха под руководством механика цеха.
Рассмотрим условия труда мастера ремонтно-строительного цеха.
Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатических, которые обусловлены географическим районом и климатической зоной размещения предприятия, и социально-экономические. Последние зависят от социально-экономического строя общества и определяют положение трудящегося в обществе в целом. Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий.
Вторая группа включает в себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива. Эти факторы формируются, с одной стороны, под воздействием особенностей техники, технологии, экономики и организации производства (производственно-технические), а, с другой — под воздействием особенностей трудового коллектива (социально-психологические).
Группа производственно-технических факторов наиболее обширна. В нее входят:
— технико-технологические факторы — особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха. Под воздействием этих факторов формируются физическая тяжесть труда, характеризуемая объемом физической работы и статической нагрузкой за смену, и нервно-психическая напряженность, определяемая объемом перерабатываемой информации, интенсивностью внимания, напряженностью анализаторно- мыслительной деятельности, степенью монотонности труда, темпом работы;
— санитарно-гигиенические факторы — температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений;
— факторы безопасности, гарантирующие защиту работнике» от механических повреждений, поражений током, от химического и радиационного загрязнения;
— инженерно-психологические факторы — комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов;
— эстетические факторы — архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.;
— хозяйственно-бытовые факторы — организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.д.
Социально-психологические факторы — социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных ориентации работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций. Эти факторы формируют морально-психологический климат в коллективе.
Окружающие человека производственные условия сводятся к четырем типам:
• невыносимые, когда организм человека не может существовать продолжительное время;
• некомфортные, когда существенно отклоняются от нормы один или два элемента внешней среды. Такие условия наблюдаются в литейных, кузнечных, термических, гальванических и других цехах вредного производства;
• комфортные, когда все элементы трудовой обстановки находятся в достаточном соответствии с человеческим фактором;
• высококомфортные, когда все элементы находятся в наилучшем соответствии с человеческим фактором.
Производительный труд зависит не только от окружающей среды, но и от многих производственных факторов.
Микроклимат производственной среды. В понятие микроклимат производственной среды входят: температура воздуха, его влажность и скорость движения, а также температура окружающих поверхностей. Оптимальные микроклиматические условия создаются при сочетании параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакции теплорегуляции. На рабочем месте мастера относительная влажность воздуха не соответствует норме и составляет соответственно 55% при норме (70%). Температура воздуха составляет 16 градусов, что ниже нормы на 5 градусов. Таким образом, можно сделать вывод, что микроклимат ни соответствует санитарно-гигиеническим условиям, ни нормам температурно-влажностного режима технологического процесса.
Производственный шум. В настоящее время шум становится одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Вредное воздействие шума на организм может проявляться как в виде специфического поражения органов слуха, так и в виде нарушений многих других органов и систем. На нашем рабочем месте шум не превышает 85Дб и это соответствует норме. Источником шума является работающее оборудование. Других вредных производственных факторов в виде производственного излучения, вибрации на рабочем месте нет. Обратим внимание на вопросы, касающиеся организации труда на рабочем месте, структуры трудовой деятельности.
Режим труда. Продолжительность одной смены 8 часов. Работа производится в 2 смены. Первая смена с 700 до 1530. Обед с 1100 до 1130. Вторая смена с 1530 до 23 50. Обед с 1900 до 1930.
Окружающую обстановку мастера ремонтно-строительного цеха можно оценить как комфортную.
3.1 Мероприятия по совершенствованию рабочих мест
Для рационального использования потенциальных возможностей работника можно рекомендовать следующие мероприятия.
Во-первых, соблюдая режим труда и отдыха, уменьшается период врабатываемости, а это увеличивает фазу устойчивой работоспособности, а это даст увеличение производительности труда всего предприятия.
Во-вторых, используя светлые тона красок при окраске стен, пола в цехе и с помощью уборщиков убирая цех во время перерыва, возможно снизит утомляемость работника. Это мероприятие может положительно сказаться на эмоциональном самочувствии мастера, а это очень важно, т.к. мастеру в течение смены приходится очень часто общаться с рабочими цеха.
В-третьих, необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в цехе, особенно при работе в зимнее время. А так как работа мастера связана с постоянным движением по цеху это мероприятие улучшит самочувствие работников и положительно скажется на их работе.
В-четвертых, строго соблюдая трудовой процесс, т.е. исключив работу непредусмотренную обязанностями мастера, мы позволим заниматься ему наставнической работой, т.е. больше времени уделять молодым и неопытным рабочим, обучать их передовым и рациональным приемам труда, передавать им свой опыт, а это в первую очередь скажется на качестве выпускаемой продукции, и на производительность труда.
В-пятых, при описании микроклимата в цехе было указано, что температура и влажность воздуха значительно ниже нормы. Это сказывается на том, что рабочие быстро переутомляются. Недостаточная температура воздуха не позволяет мастеру использовать свое рабочее время с наибольшей отдачей. Для того чтобы избежать этого необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования в цехе. Экономия на условиях работы не позволяет достигнуть максимальной производительности, а из-за не соблюдения температурно-влажностных режимов производства наблюдается рост выпуска некачественной продукции.