Организациооно-правовые формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-рассмотреть различные организационно-правовых формы предприятий и особенности их функционирования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-рассмотреть более подробно общество с ограниченной ответственностью на примере фирмы «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………...с. 3
Глава 1.Теоретическая часть. Организационно-правовые формы предприятий………..с. 6
1.1 Основные понятия и определения…………………………………….………………...с. 6
1.2.Классификация предприятий……………………………………………..…………….с. 7
1.3 Организационно-правовые формы коммерческих предприятий………………….….с. 7
1.4 Хозяйственные товарищества.…………………………………………………….…....с. 8
1.5 Хозяйственные общества………………………………………………………………..с. 10
1.6 Производственный кооператив………………………………………………………....с. 14
1.7 Унитарные предприятия…………………………………................................................с. 15
1.8 Индивидуальный предприниматель………………………………………………….…с. 15
1.9 Ассоциативные предприятия………………………………………………………...….с. 16
1.10 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий…………………с. 20
1.11 Общественные и религиозные организации (объединения)………………………....с. 21
1.12 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………………………...с. 22
1.13 Потребительское общество (кооператив)…………………………………………..…с. 23
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………..….с. 24
2.1 Характеристика общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ»…………………………………………………………….….….с. 24
Заключение………………………………………………………………………………..….с. 38
Список литературы……………………………………………………………………….….с. 40

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………...с. 3

Глава 1.Теоретическая  часть. Организационно-правовые формы  предприятий………..с. 6

1.1 Основные  понятия и определения…………………………………….………………...с. 6

1.2.Классификация  предприятий……………………………………………..…………….с. 7

1.3 Организационно-правовые  формы коммерческих предприятий………………….….с. 7

1.4 Хозяйственные  товарищества.…………………………………………………….…....с. 8

1.5 Хозяйственные  общества………………………………………………………………..с. 10

1.6 Производственный  кооператив………………………………………………………....с. 14

1.7 Унитарные  предприятия…………………………………................................................с. 15

1.8 Индивидуальный  предприниматель………………………………………………….…с. 15

1.9 Ассоциативные предприятия………………………………………………………...….с. 16

1.10 Организационно-правовые  формы некоммерческих предприятий…………………с. 20

1.11 Общественные и религиозные организации (объединения)………………………....с. 21

1.12 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………………………...с. 22

1.13 Потребительское общество (кооператив)…………………………………………..…с. 23

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………..….с. 24

2.1 Характеристика  общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ»…………………………………………………………….….….с. 24

Заключение………………………………………………………………………………..….с. 38

Список литературы……………………………………………………………………….….с. 40

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.

Гражданский кодекс допускает существование  следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Очень  важно различать общие характерные  черты предприятий различных  организационно-правовых форм, которые  определяют выбор той или иной формы. Практика показывает, что если предприятия не учитывают тех  или иных особенностей, характерных  для выбранной ими формы, то это  приводит к конфликтам между собственниками, управляющими и работниками.

Организационно – правовые формы  предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как  гигантские корпорации, так и местные  специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя  служащими и ежедневным небольшим  объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприятие определяет требуемый  уровень и объем возможных  прав и обязательств, что зависит  от профиля и содержания будущей  деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Правовая  форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных  норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений  между работниками и собственником  предприятия, между предприятием и  другими, внешними по отношению к  нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая  практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

Объект исследования: организационно-правовые формы предприятий.

Предмет исследования: преимущества и недостатки организационно-правовых форм предприятий России.

Цель исследования: исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.

Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные  и нормативные акты, научные труды  отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым  в исследовании.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-рассмотреть основные понятия  и определения по теме исследования;

-рассмотреть различные организационно-правовых  формы предприятий и особенности  их функционирования;

-проанализировать преимущества  и недостатки основных организационно-правовых  форм предприятий в России;

-рассмотреть более подробно  общество с ограниченной ответственностью  на примере фирмы «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ».

В соответствии с целями и задачами сформирована следующая структура  работы: курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка используемой литературы.

Во введении определяется актуальность, цели и задачи исследования, строится структура курсовой работы.

Первый раздел - теоретический, он раскрывает сущность и особенности организационно-правовых форм предприятий в Российской Федерации.

Второй раздел – практический. В этом разделе раскрывается организационная структура ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ», подтверждается правильность выбора данной фирмы организационно-правовой формы.

В заключении приводятся основные выводы по теме исследования.

В процессе выполнения работы мною были использованы различные библиографические  источники: нормативные акты, научная  и учебная литература.

Вопросы оценки эффективности организационно-правовых форм достаточно широко освещаются в современной экономической литературе. Различным аспектам данной темы посвящены работы таких авторов как Волков О.И., Иохин В.Я., Шишкин А.Р., Морковкина В.В., Косова Р.А., Шумпетер Й.А., Булатов А.С. и др.

 

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ.

1.1 Основные  понятия и определения

 

В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют  потребности населения. 
Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно1.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства.

Вышеприведенное определение соответствует  существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь  обязательственные права в отношении  этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические  лица, в отношении которых их участники  имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т.е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль2.

Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.

 

1.2 Классификация  предприятий

 

Предпринимательский сектор национального  хозяйства, как правило, содержит огромное количество предприятий, которые можно  для удобства, для определенных целей  экономического анализа, сгруппировать  по определенному ряду признаков. Наиболее распространенными являются группировки, классификации, по формам собственности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по доминирующему  фактору производства, по правовому  статусу. Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии  и объема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить  на малые, средние и крупные. В  Российской Федерации более всего  распространены малые предприятия: на них приходится около 60 процентов  от общего числа российских предприятий. В разных странах малое предприятие  определяют различным образом.

 

1.3 Организационно-правовые  формы коммерческих предприятий

 

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Начало деятельности предприятия  – это дата его государственной  регистрации.

Каждый хозяйствующий субъект  имеет целый ряд прав, часть  из которых определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая – регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами.

Именно последние взаимоотношения  определяют многие стороны механизма  хозяйствования. К их числу можно  отнести права начинать и вести  предпринимательскую деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства; объекты интеллектуальной собственности и имущество; право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции и устанавливать на неё цены; распоряжаться прибылью предприятия и другие права. И другое качество – иметь самостоятельный баланс или смету.

Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и они не распределяют её между участниками.

 

1.4 Хозяйственные  товарищества

 

Одной из распространённых форм предприятий  выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц.

Важным новым признаком после  принятия ГК РФ является то, что полное товарищество наделяется правами юридического лица и, следовательно, имеет право  открывать счета в банках, иметь  печать, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. 
Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т.е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.3

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве  и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия  и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Информация о работе Организациооно-правовые формы предприятий